Небесный покровитель фонда святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
ПРО ФОНД
НАШИ ПОДОПЕЧНЫЕ
НАШИ ПРОЕКТЫ
БЛАГОТВОРИТЕЛИ
Поиск
|
|
"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни
счастья, ни благополучия"
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ
Михаил Алексеевич ДМИТРУК
Около Останкинского телецентра |
Его знают миллионы людей: Николай Николаевич Дроздов – ведущий телевизионной передачи «В мире животных» c 1977 г., доктор биологических наук, академик РАЕН, кавалер Орденов Дружбы, Почёта, «Заслуги перед Отечеством», Председатель Попечительского совета Международной организации «Живая планета» и так далее.
У него позади три четверти века, а он по-прежнему энергичен, жизнерадостен, полон творческих замыслов, работает с утра до ночи, и труд ему в радость. Из-за огромной занятости к нему трудно пробиться. Целый месяц я просил у него встречи, а он всё откладывал её. То улетал на необитаемый остров для участия в передаче о выживании в экстремальных условиях дикой природы. То отправлялся на работу в Останкино. То я заставал его по телефону на встрече со знаменитыми артистами в Кремле. То он ещё куда-то спешил.
Наконец, Николай Николаевич выделил мне время для интервью… по домашнему телефону. Но смог ответить только на половину вопросов: его опять куда-то увезли. Попросил позвонить ему вечером. А когда я это сделал, он извинился и сказал, что сейчас даёт интервью по другому телефону… Пришлось доставать его поздно ночью. Тогда я получил ответы на многие вопросы, интересующие наших читателей.
И всё-таки мне удалось очно встретиться с Николаем Николаевичем Дроздовым («Просите и дастся вам»). Я передал подарки «Русской Березы», которые ему очень понравились, сфотографировал его на память и задал последние вопросы. Он уделил мне для общения полчаса… между съёмками в Останкинском телецентре и встречей с другими журналистами у метро ВДНХ.
Но самое интересное выяснилось в ходе нашего «многосерийного» интервью – то, о чём мы даже не могли предположить, составляя вопросник. На что тратит так много времени Николай Дроздов? Чем он так увлечён в свои 75 лет, когда почти все ровесники на заслуженном отдыхе? Что даёт ему силы и радость жизни, которая светится на его улыбающемся лице? Вот как открылась эта тайна.
— Николай Николаевич, благотворительный фонд «Русская Береза» много лет помогает детям-сиротам. Председатель фонда Оксана Гарнаева, имея своих четверых детей, взяла под опеку ещё четверых ребятишек из интерната, личным примером призывая наших сограждан осознать то, что сироту может спасти только семья, любовь и забота родителей.
Часто, узнавая трагические сиротские истории, мы в сердцах восклицаем: «Так даже животные не поступают, как матери человеческих детенышей!» А как Вы думаете, почему у главного творения Божия — человека — исчезает материнский инстинкт? Почему женщины бросают своих детей и делают аборты?
Мир животных в праздничном шоу |
— Вопрос немного некорректный в том смысле, что нельзя сравнивать людей и животных. У животных есть душа, но нет морали. Мы отличаемся от них тем, что у нас есть Дух Божий, дух человеческий. Мы не твари, а создания Божии. У нас есть мораль, у нас есть вера. А у животных веры нет ни капли.
Да, у них есть свой язык, они как бы беседуют друг с другом, у них есть забота о потомстве. Но это всё строго по законам животной природы. Моногамы живут парами, они вместе выхаживают своих детей – волки, например. А полигамы тигр или медведь никогда не будет заниматься выхаживанием детей – это только дело самки. Поэтому нельзя обвинять тигра или медведя: мол, ты такой-сякой, нехороший папа.
Если он подойдёт к своему детёнышу, то медведица или тигрица набросится на него, и он убежит. Такова их природа, поэтому нельзя говорить об аморальности медведя или тигра. С другой стороны, нельзя говорить о высокой морали волка.
Здесь как учёный я понимаю, что есть природные законы. А как человек верующий понимаю, что есть Всевышний, который нас опекает. Но ещё есть тёмные силы, от которых у нас всякие неприятности. Они тоже «опекают» в кавычках, но у нас есть свобода выбора добра и зла.
— Так почему же человеческие родители бросают и даже убивают детей вопреки своей природе?
— Природа – это ещё полбеды. Ведь в природе могут быть разные отношения к потомству. А у людей ещё есть мораль, которая опирается на веру. Я не допускаю, что есть неверующие люди: каждый во что-то верит. Есть верующие во Всевышнего, есть ещё в кого-то или во что-то. Но в любом случае мораль существует в обществе; и бросать детей аморально.
Отказываться от рождения ребёнка, которого ты сама зачала, аморально. Если аборт делается не по медицинским соображениям (например, мать не может родить), то это большое несчастье, но трудно винить в нём женщину. А если она здорова и по собственному желанию убивает ребёнка… ну, об этом даже не хочется говорить, настолько это дико. Если женщина по собственному желанию, сознательно зачала ребёнка, то она должна его родить – исполнить свой материнский долг.
Можно дружить с крокодилом |
— Есть мнение, что грехопадение наших прародителей повлияло на то, что и животные стали «грешить». Вы много лет занимаетесь изучением жизни животных. Наблюдали ли Вы, что, действительно, животные страдают человеческими грехами?
— Нет, не наблюдал. Повторяю: у животных нет морали, нет веры. Вера предполагает обращение к Всевышнему, правда? Но ни одно животное ни в какой степени не ощущает присутствие Всевышнего. Они могут только ощущать благодарность к людям за хороший корм и уход, то есть к конкретным субъектам и действиям. Невидимых существ они не чувствуют и не воспринимают. Животные могут предчувствовать землетрясения, но это действие инстинкта, а не общение с невидимыми силами.
Самое простое отличие человека от животных – это то, что человек может молиться. Если самый примитивный язычник молится камню или дереву – он уже поставил между собой и животными грань великую и непреодолимую.
Поэтому я убеждён, что животные не грешат в их поступках, основанных на инстинктах, на своих особенностях, которые даны им природой или Богом – как хотите. Если леопардиха с детёнышем будет в одной клетке с леопардом, то или она загрызёт его, или он её, но нельзя их в этом винить. Она не хочет, чтобы рядом с ней был самец и помогал воспитывать потомство, и он не желает им заниматься. А волчица, наоборот, ждёт своего волка, который принесёт ей пищу. Но не надо их хвалить за то, что они следуют инстинктам.
— Если у животных нет грехов, то нет и добродетелей, которым могли бы поучиться люди?
— Ну конечно. Если папаша-волк сделал доброе дело, принёс пищу своим детям, то это его природа. А маленькая птичка, в гнездо которой подбросила яйцо кукушка, потом приносит кукушонку больше пищи, чем своим детям, просто потому, что видит, что он больше других, его надо кормить и кормить.
Поэтому нельзя учиться у животных добродетелям. Один скажет: я буду учиться у волка, как надо детей кормить. А другой скажет: я буду учиться у медведя, как детей загрызать.
Мыслители |
— Несмотря на засилье информации, разлагающей души, разрушающей институт семьи, у нас в стране всё-таки есть прекрасные, благородные и добрые семьи. А кто из животных, по Вашему мнению, является эталоном семейных отношений, и почему?
— Наверное, волк. Потому что он всегда заботится о волчице и волчатах. Она знает, что если она в норе питает их молоком, то её, так сказать, супруг не просто даже еду принесёт, а съест её, отчасти переварит, а потом отрыгнёт, чтобы ей было удобно есть и щенят кормить. Он как бы обрабатывает пищу: на куски порвёт, проглотит, а потом отрыгнёт их перед ней.
— Она мало двигается, пищеварение у неё ослаблено, поэтому ей нужен такой полуфабрикат?
— Ну да. Но и в норе темно, тесно – если он полуживую добычу принесёт, то волчица с ней не справится. А вот когда щенята становятся побольше, она сама начинает их своей отрыжкой кормить. Вот какая бывает родительская любовь.
— Дети часто просят родителей завести домашнее животное. Как Вы считаете, каких зверей (птиц, рыб) можно держать в квартире, в городских условиях? А каких нельзя? Что полезного получают дети от общения с домашними животными?
— Для обычных людей, не специалистов, не экстремалов, есть целый набор животных, уже привычных, домашних, приспособленных к обитанию в квартирах, которые не страдают от неволи, если имеют хорошее содержание. Прежде всего, это кошки и собаки. Они самые давние спутники человека. С ними можно и разговаривать, и общаться. Как будто они даже понимают нас, а мы их понимаем. Взаимопонимание между собакой и человеком максимально. С кошкой немного сложнее, она сама по себе.
Пород кошек много разных, тут выбор большой. Они все маленькие и не требуют вывода на улицу. Поэтому кошек можно заводить любой породы, какая вам понравится.
С собаками гораздо сложнее: они бывают от крошечных размеров с котёнка до здоровущих размеров с телёнка. И здесь, конечно, нужно, не стремиться перед кем-то выпендриться и завести собаку, которой ни у кого нет, самую большую или самую маленькую. А надо выбрать просто то, что удобно содержать и выгуливать: от среднего размера до маленького. Наиболее крупным собакам в домашних условиях, в квартирах жить очень, так сказать, неблагоприятно и для хозяина, и для самих собак. Они друг другу мешают. Конечно, привыкают и любят друг друга, но людям современного общества не нужно ухудшение качества жизни. Тем более оно не нужно прохожим, на которых может наброситься крупная собака.
На встрече с поклонниками |
Но есть огромное количество мелких животных. Как ни спросишь хозяина волнистого попугайчика, всегда ответит: «Да он меня так любит, так понимает, целует, за ухом чешет, а я его глажу!». Так же и черепашки. Моя черепаха ползает по полу, подойдёт ко мне, лапку на тапочек поставит и ждёт, когда я ей листик дам.
В зоомагазине надо брать животных не экзотических, а тех, кого известно, чем кормить и как кормить. Надо их содержать по общеизвестным правилам. И аквариумных рыбок можно завести. Опять же, простых, удобных в содержании, неприхотливых. Вот это самое важное.
У домашних животных главный критерий, так сказать, — количество душ. Душа есть и у кошки, и у собаки, и у птички. Конечно, гораздо меньше ощущения душевного контакта с аквариумными рыбками, но и то, наблюдая их, люди успокаиваются, дети ухаживают за ними, заботятся, тренируются. Забота о домашних животных полезна и для взрослых, и для детей, для воспитания. Но только надо заводить животных удобных, небольшого размера, за которыми вы знаете, как ухаживать. И тогда они будут дарить вам радость и счастье.
— А как Вы относитесь к предубеждению, что собаку нельзя держать дома: она нечистое животное, в отличие от кошки.
- Ну, это предубеждение возникло в очень давние времена. Тогда люди жили в деревнях, где собак можно было держать во дворе, а кошек в доме. Но с появлением городов – ну, куда тут, я же не могу собаку держать в общем коридоре или на лестничной площадке. В городских условиях у каждой квартиры нет своего двора. Мы вынуждены держать собак дома. Конечно, это нарушение православных правил. Но если вы хотите соблюдать их строго, то в городе собаку не заводите. Заведите кошку или попугайчиков. А упрекать людей в том, что они завели небольшую собаку дома, — это очень запоздалое желание. В городах давно собак заводят, и бороться с этим не следует.
— Как Вы относитесь к стерилизации домашних животных? Тех, которые живут в городских квартирах, где нет возможности заниматься их разведением?
— Ну, Вы знаете, домашние животные – это наши постоянные спутники, и к ним медицинские приёмы вполне допустимы, если позволяют им благополучно жить. Лучше стерилизовать собаку или кошку, чем каждый год закапывать в землю щенят и котят. Ветеринарное вмешательство в жизнь животного вполне допустимо и разумно.
— Детский вопрос. Мы были в цирке. Видели дрессированную медведицу Катю. Она казалась очень доброй и послушной. А потом вдруг разозлилась и попыталась ударить лапой дрессировщика... Тяжела ли жизнь у животных в цирке? Или наоборот: работа интересная и о пропитании думать не нужно?
— Для сравнения возьмём зоопарки. В хороших зоопарках животные вообще живут лучше, чем на природе, потому что их охраняют, за ними следят, их размножают, если это редкие виды. И наоборот, предотвращают размножение, если это виды обычные, то есть регулируют численность животных. В хороших зоопарках им выделяют достаточно пространства, вольеры у них просторные. Это полезные научно-просветительские учреждения и, прежде всего, природоохранные. Некоторые виды животных, исчезнувшие в природе, сохранены в зоопарках.
|
А цирки — это, конечно, развлекательные учреждения, а не научно-просветительские. При хорошем хозяине животные чувствуют себя в цирке просто счастливыми. Дрессировщик к чему-то их приучает, используя их природные навыки. Он никогда их не наказывает, не бьёт, а только поощряет и хвалит. Жизнь у этих животных очень интересная и благополучная. Но совсем другое дело, когда хозяин злой и бьёт животных. Конечно, они несчастны.
— В русском языке много пословиц и поговорок про животных, но касающихся людей. Что означает, по Вашему мнению, пословица «человек человеку — волк»? Действительно ли волки так плохо относятся друг к другу в своих стаях?
— Нет, ну, это просто образ такой. Волки к одним волкам относятся хорошо, к другим – плохо. Я уже говорил, что это прекрасные семьянины, очень дружные и заботливые. Пословица «человек человеку волк» возникла в древнем Риме, когда люди приходили в лес и видели, что волки бросаются на кого-то, поэтому считали их злыми. Конечно, для людей волк злой. А с какой стати ему быть добрым, если они на него охотятся?
А на самом деле волк — очень умное животное, хорошо приспособленное к природе. У волков очень дружная семья, но это не говорит об их высокой морали. Повторяю, морали у животных нет, она есть только у людей. Поэтому старую поговорку мы заменяем новой: «человек человеку – друг, товарищ и брат». Пусть древние римляне со своей поговоркой отдыхают.
— Ещё есть пословица: «сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит». Но в одном из последних номеров журнала «Природа и человек. ХХI век» был потрясающий рассказ об охотоведе, который защищал волков от бездумного истребления охотниками и даже подкармливал этих хищников в голодное зимнее время.
В результате волки стали жить поблизости от охотоведа и защищать от пришлых собратьев его стадо овец и коров. Выходит, умный волк не всегда в лес глядит, иногда наоборот? Он ищет свою выгоду и в лесу, и рядом с человеком?
— Ну конечно! Это если прикармливать немножко дикого волка, то он всё равно убежит. А если его долго воспитывать и приучить к себе, то он будет очень хорошим и ласковым другом.
— Сейчас много вегетарианцев. А как Вы считаете, полезно вегетарианство или вредно для здоровья человека, человеческого общества, мира животных?
— Да, полезно и для человека как такового. Научные исследования доказали, что вегетарианство способствует физическому развитию: многие олимпийские чемпионы вегетарианцы. Оно явно полезно и для животных, потому что их не уничтожают. И если бы мы не выращивали животных для еды, то сколько площади освободилось бы на Земле. У нас ресурсов стало бы больше. А то мы выращиваем кукурузу не для себя, а для животных, чтобы их есть. Косим на полях траву, делаем сено, кормим коров и строим «для них» комбинаты по производству мяса и колбасы. Если бы на площадях, где мы пасём скот и выращиваем корм для него же, мы просто выращивали бы зерновые для себя, то пользы было бы больше. Ведь продукты из зерновых – это самая лучшая пища.
— Может ли считаться добрым человек, который терпеть не может кошек и собак?
— Ну, я не стал бы его как-то обзывать, просто с ним что-то случилось. Какое-то было несчастье, которое заставило его не любить кошек и собак. Надо любить своих собак и кошек. А всех окружающих четвероногих любить даже, собственно, и не обязательно. На улице вдруг на нас бросается с лаем чужая собака – мы что, её будем любить?
— Может ли считаться добрым человек, который кормит бездомных кошек и собак, голубей и воробьёв, а к людям относится неприязненно, хуже, чем к животным?
— Ну, тоже с ним что-то случилось. Надо ему приходить в себя. По-настоящему добрый человек не может быть ни таким, ни обратным. Надо любить, прежде всего, людей, а потом животных.
— Как привить ребёнку любовь к окружающему миру, к животным, к природе? Зачем это нужно?
— Это нужно для развития гармоничного человека, потому что без любви к природе, к окружающей среде он не будет любить ни людей вокруг, ничего. Эта любовь обязательно нужна. А как привить её? Надо с самого детства чаще бывать с ним на природе или хотя бы ходить в зоопарк, показывать животных в вольерах. Сейчас в зоопарках очень красиво, детям там всегда интересно.
Конечно, прививать любовь надо и делать это активно. Поменьше телевизора. Телевизором не привьёшь любовь к природе. Даже передачами «В мире животных». Конечно, это тоже можно показывать, но гораздо лучше, если есть возможность вместо просмотра передач пойти куда-нибудь в лес, послушать птичек, съездить за город. Просто сходить в зоопарк – это лучше любой передачи, даже самой хорошей и доброй, в том числе «В мире животных».
Последний герой |
— Николай Николаевич, в фонде «Русская Береза» взяли с улицы на воспитание слепого котёнка. Правильное ли это — относиться к больным животным с таким же милосердием, как к больным детям? Или надо всё предоставить естественному отбору, когда выживают самые сильные и здоровые?
— Если такое случается в лесу, то беспомощное животное погибает. Но дома такие животные, как котёнок, действительно братья наши меньшие. И если можно ухаживать за слепым братиком… Кстати, само животное не ощущает своей «несчастности». А люди, особенно ещё дети, видя его беспомощность и помогая ему, они настолько себя возвышают! Это доставляет им какую-то особую радость. «А мы растим слепого котёнка. Он у нас и ест, и спит, и мяукает, мы его гладим». Ну, это вообще, по-моему, очень здорово.
— В последние годы стало известно много фактов о том, как ради наживы люди без зазрения совести истребляют редких животных, занесённых в Красную Книгу. Как вырубают «зелёные лёгкие планеты» — леса Сибири и Южной Америки. Как загрязняют воздух, воду и землю непомерным развитием производства, энергетики, транспорта. Как отравляют почву и растения ядовитыми веществами, которые потом попадают к нам на стол в продуктах питания. И так далее, и тому подобное. Что случилось с людьми, Николай Николаевич, почему они с таким упорством рубят сук, на котором сидят?
— Ну, Вы знаете, ничего особенного не случилось – в том смысле, что это было всегда и везде. Даже в средние века, когда были заповедные царские угодья, туда тоже проникали браконьеры. А то, что сейчас эта проблема волнует многих, говорит о том, что природоохранное дело возросло. Варварское уничтожение природы представляется вопиющим безобразием. Как только это увидят, тут же и напишут, тут же и осудят публично, примут какие-то меры.
А были времена, когда это не считалось преступлением. Помню, после войны глушили рыбу, и никто не возражал. Солдаты возвращались домой, им хотелось кушать. Ну, взяли консервную банку, положили в неё тол – бабах! – рыба всплыла вместе с мальками. Какую побольше собрали и поели.
Так я смотрел на них, как на героев, выигравших войну. Разве можно было в то время подойти к фронтовикам с современными природоохранными понятиями? Сказать им: «Что вы делаете?! Идите отсюда голодными…» Они бы мне ответили: «Да ты жив остался, потому что мы Победу завоевали. И будешь нас учить, как еду добывать?»
Сейчас совершенно изменилась обстановка. И кажутся варварскими методы, которые раньше воспринимались нормально.
— Но, Николай Николаевич, в последние десятилетия многократно увеличились масштабы уничтожения природы. Люди просто затравили Землю, она задыхается. И мы задыхаемся, болеем вместе с ней.
— Конечно, конечно. И разве сравнить это с тем состоянием природы, которое было после войны? Шестьдесят лет назад и леса были другие. И жёсткие методы добывания той же рыбы были непредосудительны, понимаете? Понятие браконьерства даже ещё не сформировалось.
— Но браконьерство – это мелочь по сравнению с современными методами уничтожения природы и человека. Обычные продукты питания вытесняют генетически модифицированными, от которых через пару поколений вымирают подопытные крысы. Всё труднее найти натуральную пищу, нам предлагают какие-то суррогаты, напичканные ядохимикатами, которые отказываются есть кошки и собаки. Видите ли Вы выход из экологического кризиса?
— Теоретически он есть. Надо очень сильно развить природоохранное сознание людей. Чтобы люди бережно относились к окружающей среде. Тогда мы, может быть, чего-нибудь добьёмся.
Мощнейшее воздействие человека нельзя назвать варварским, наоборот, оно высокотехнологичное. Оно просто по масштабам своим превышает все пределы.
Если уж мы живём на Земле, то надо использовать её возобновляемые ресурсы. Рыба подрастает – вот нам питание. Лес подрастает – вот нам топливо. Если разумно использовать эти ресурсы, то они будут восстанавливаться. Лес вырубили – он опять вырастает, а можно и подсадить нужные виды деревьев. Траву скосить, животных попасти, и так далее. Используя возобновляемые ресурсы, человечество сможет жить на Земле очень долго.
Среди друзей.
Рядом с Николаем Дроздовым
профессор Станислав Зенин и его супруга.
Справа дирижёр Анатолий Полетаев |
— На кинофоруме «Золотой Витязь» в прошлом году получил второе место документальный фильм о климатическом и геологическом оружии, с помощью которого США могут устраивать такие катастрофы, как засуха в России 2010 года, землетрясение и цунами в Индонезии (2003 год) и в Японии (2011), и тому подобное. Вот и этой зимой с погодой в нашей стране творилось что-то невообразимое. Этим же оружием можно вызывать расстройства здоровья, изменение психики людей (и животных) на огромных территориях.
Но в мире всё взаимосвязано, и над всеми есть Бог – не может быть, чтобы остались безнаказанными те, кто стремится уничтожить огромное количество людей с помощью новых видов оружия. Что Вы думаете об этом, Николай Николаевич?
— Нет, но Вы очень хорошо сказали, что не должно этого быть, Бог накажет. Это, по-моему, очень верно. Есть общечеловеческие законы. Например, существует преступление против человечности. Недаром лидеров фашистской Германии осудили за такое преступление — помните Нюрнбергский процесс? Такие же процессы могут быть и над людьми, которые применили бы химическое оружие. Оно запрещено; подумать только: с Первой мировой войны химическое оружие уже не применяется. Попробовали разок и поняли, что это такой перебор, правда? То же произошло и с биологическим оружием. Скоро должен быть запрет атомного оружия, которым можно уничтожать людей и всё живое в гигантских масштабах. И вообще должны быть запрещены любые виды оружия массового уничтожения.
— В том числе климатическое и геологическое?
— Да какое угодно. Любой вид оружия, который воздействует не только на войска, но и на гражданское население в больших масштабах, должен быть запрещён. Любая страна, которая попытается это применить, должна получить международное осуждение. Как только будет создаваться новый вид оружия массового уничтожения, он тут же должен попадать под запрет.
— Николай Николаевич, православное учение посвящено совершенствованию человеческой души, в нём очень много говорится о взаимоотношениях между людьми и очень мало – об отношении человека к животным, к природе. Но, читая жития святых, мы встречаем поразительные случаи дружбы преподобных с диким медведями, львами, кабанами, змеями…
— Франциск Ассизский вообще с животными разговаривал. Преподобный Серафим Саровский – с медведями…
— Да, а преподобный Герасим Иорданский на льве воду возил.
Так не является ли православное совершенствование души путём к восстановлению мира и гармонии между человеком и природой, к сохранению и улучшению жизни на Земле (ведь мы должны подражать святым)?
— Ну, просто Вы сказали золотые слова. Давайте вдвоём под ними подпишемся.
— Хорошо. После такого единодушия позвольте задать личный вопрос. Сколько Вам лет, Николай Николаевич?
— Этим летом будет семьдесят пять.
— Среди телеведущих Вы долгожитель. И, несмотря на вредность работы, находитесь в прекрасной форме. Вашей энергии, любознательности, творческой активности могут позавидовать многие. Вы летаете на другой конец света на необитаемые острова, где молодые-то выживают с трудом. Так скажите, пожалуйста, в чём секрет Вашего здоровья души и тела, творческого долголетия?
Николаю Николаевичу понравились подарки от «Русской Березы» |
— Поскольку ваше издание православное, отвечу. Мой друг — доктор технических наук, энтузиаст здорового образа жизни Юрий Петрович Гущо написал книгу «12 ключей от сейфа долголетия». В ней он собрал и проанализировал огромное количество случаев долголетия и выявил, какие факторы ему способствуют. Прежде всего, верующие живут дольше, чем атеисты.
— Он уверяет, что православные дольше живут?
— Просто верующие. Точнее — искренне верующие, которые возлагают надежду на Всевышнего и обращаются к Нему за помощью. Они следуют гораздо более строгим правилам морали, чем любой атеист, понимаете?
Итак, главный фактор — наличие чистой искренней веры. Не просто исполнение обрядов, а глубинна вера в душе. Это залог здорового долголетия.
Потом, конечно, большой интерес к жизни. Способность и желание учиться ежедневно, каждый день узнавать что-то новое. Стремление приносить людям добро.
У меня есть такая триада слов (это я уже неоднократно говорил): добромыслие, доброречие и доброделание.
— Какое второе слово?
— Доброречие, то есть когда говорят доброе. Ну и, конечно, делание добра. У нас есть слово добродетель. Но доброделание – это более старое церковнославянское слово.
Итак, добромыслие, доброречие, доброделание – три ступени к здоровью и долголетию. Если стремиться всё время думать, говорить и делать доброе, то это очень помогает.
— Замечательно. Николай Николаевич, Вы Председатель Попечительского совета Международной благотворительной организации «Живая планета» — как раз делаете добрые дела. Скажите, пожалуйста, что это Вам даёт? Ведь не только укрепление здоровья и продление жизни?
— В Попечительском совете этой организации я возглавляю то направление, которое занимается лечением детей. У нас есть программа «Вернём детям улыбку». Эта программа обеспечивает средствами операции по таким болезням как волчья пасть и заячья губа у детей: врождённое расщепление верхнего нёба и верхней губы. Это, к сожалению, довольно часто встречается. Наша организация обеспечила операции уже девятисот детей из разных стран. Их провели в российском Институте пластической хирургии под руководством главврача, замечательного хирурга Виссарионова Владимира Алексеевича. Это святой человек, но у него не могут делать операции бесплатно. Вот мы и стараемся помочь детям, чтобы за счёт нашей организации им делали операции, и они не стояли по десять лет в очереди. Мы ускоряем движение этой очереди.
— Прекрасно. Но Вам самому это доставляет удовлетворение?
— Ну, конечно, гигантское. Когда мы приходим к этим детям и видим их счастливые личики, видим счастливых родителей, которые плачут от радости, увидев своих детей с нормальными лицами, — невозможно передать словами наши чувства.
Кстати, мы устраиваем в Кремлёвском Дворце праздничную эстрадно-цирковую программу, где выступают наши друзья-певцы, они делают это бесплатно. Деньги, собранные от продажи билетов, идут на нашу программу «Вернём детям улыбку».
— А какие певцы бесплатно выступают?
— Согласились Кобзон, Антонов, Лещенко, Винокур, Гвердцители, Буйнов и другие.
— Отрадно узнать, что эти известные певцы – добрые люди.
А скажите, пожалуйста, почему в телевизионных передачах и в общении с людьми Вы почти всегда улыбаетесь – такой доброй, счастливой улыбкой? Это Ваше обычное состояние?
— Конечно же, состояние, а как ещё?
— Почему у Вас такое радостное, доброе отношение к миру?
— Каждое утро, которое мне посылает Господь, я благодарю Его, что ещё один день я здоров и могу бежать куда-то, смотреть, видеть, делать какие-то добрые дела – да это просто счастье! Надо понимать, что каждый день, данный Всевышним, это счастье.
— Николай Николаевич, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям? Они не очень богатые, но стремятся к высшим, духовным ценностям, к жизни вечной.
— Ну, никогда богатство и счастье не ходили рядом.
— Интересно…
— Люди богатые озабочены сохранением своего богатства, приумножением его. Посмотришь на их лица: серьёзные, задумчивые, печальные — радости на них не видно. Ведь это такая нагрузка психологическая – забота о богатстве!
А у меня есть уже, ну, сколько там получилось, рубашек, костюмов каких-то, брюк и ботинок – их хватит уже до конца жизни, сколько бы я ни прожил. Не надо больше ничего. Крыша над головой есть, работа интересная есть – счастье-то какое!
У меня больше десятка галстуков – ну куда больше-то? И рубашек, наверное, штук семь-то есть. И слава Богу, чего мне ещё искать? Некоторые говорят: они старомодные, надо их заменить. Вот этого терпеть не могу и даже думать об этом не хочу! Старомодные пиджаки, рубашки? – не колышит абсолютно! Поэтому я такой счастливый и весёлый.
Всё, что у меня есть, — этого мне достаточно. А то, что сверх достаточного, — я об этом не думаю. Если кто-нибудь нечаянно что-нибудь подарит – ну, спасибо. Но самому не хочется гоняться за материальными ценностями никак.
— И что же Вы хотели бы пожелать?
— Хочется, чтобы наши читатели дорогие понимали: если они здоровы, у них много работы, мысли вертятся в голове, то есть всё на месте, — надо с утра помолиться и сказать: «Господи, благодарю Тебя за всё, что Ты даёшь мне в этот день». Помолитесь перед грядущим днём: «Дай мне, Господи никого не обижать, никого не огорчать, не смущать, делать добрые дела со всеми своими ближними, добрыми, хорошими». Это тоже вот надо уметь делать, правда?
— Да, конечно.
— И молитву Оптинских старцев, где есть подобные слова, надо всегда иметь перед собой. У меня она висит на книжном шкафу перед письменным столом, я её всегда пробегаю глазами.
— Николай Николаевич, говорят, Вы из рода священников?
— По отцовской линии, начиная от двоюродного деда, у меня в роду все священнослужители.
— Тогда скажите, какое место в Вашей жизни занимает вера?
— Очень важное. Но я людей этим не нагружаю, когда веду телевизионную передачу или читаю лекции в университете. Но когда в выходной день иду из дома в церковь, я отключаюсь от того и перехожу к своей внутренней, духовной жизни. Я это ношу в себе, но никому этого не навязываю. Каждый сам найдёт себе путь к Богу, дорогу к храму.
— Николай Николаевич, можно ли будет когда-нибудь пригласить Вас в гости к «Русской Березе» — на встречу с благотворителями и подопечными фонда в «березовой беседке»?
— Можно, но, наверное, уже после юбилея. Летом у меня будет много мероприятий, связанных с 50-летием творческой деятельности. Надеюсь, что мне удастся собрать побольше денег на нашу благотворительную детскую программу.
— Свой юбилей Вы хотите использовать для благотворительности?!
— Ну конечно, чтобы эти концерты дали дополнительные средства для новых операций. Тогда я сочту, что мой юбилей прошёл не зря.
— Так дай Вам Бог побольше юбилеев, чтобы было много благотворительных концертов и на восемьдесят лет, и на девяносто, и на сто, и так далее. Я убеждён, что этого желают не только подопечные Вашей организации «Живая планета», но и миллионы зрителей и читателей.
— Спасибо, спасибо, дорогие мои.
|