Небесный покровитель фонда святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
ПРО ФОНД
НАШИ ПОДОПЕЧНЫЕ
НАШИ ПРОЕКТЫ
БЛАГОТВОРИТЕЛИ
Наши добрые друзья
СБЕРБАНК РОССИИ Всегда рядом При переводе средств на расчётный счёт фонда "Русская Берёза" через Сбербанк РФ не взимается комиссия. (распечатать платежное поручение) Лучшие адвокаты и юристы Московской области! СсылкиПоиск |
"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия" Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Фестиваль СМИ «Система ценностей».30 ноября в пресс-центре газеты «Аргументы и факты» Прошёл фестиваль СМИ «Система ценностей». Этот фестиваль, учреждённый «МедиаСоюзом» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, имел замечательную цель – «поддержать социально ответственные масс-медиа, которые рассказывают о семье и её значимости, поднимают проблему равнодушия, освещают такие ценности, как любовь, добро, духовность, нравственность, ответственность перед ближним и обществом». Предполагалось за круглым столом «поднять проблемы социального сиротства, защиты материнства и детства». Социально ответственные На самом деле фестиваль охватил гораздо более широкий спектр проблем и ценностей, порой весьма далёких от намеченных. Судите сами. Начальник управления культурных программ Россотрудничества Надежда Викторовна Кущенкова рассказала о проекте «Этот мир наш», который проходившим в дружественных городах России и Франции. Так, в Авиньоне прошлым летом прошёл международный детский форум, в котором участвовали около трёхсот детей из разных регионов нашей страны. Патронессой форума стала знаменитая французская певица Мирей Матье, она по этому случаю даже выучила несколько слов по-русски. Дети прошли праздничным шествием по улицам Авиньона, участвовали в гала-концерте. Вместе с гостями праздника они посетили коррекционные детские центры. В честь 65-летия Победы во Второй мировой войне провели Урок Мира под эгидой ЮНЕСКО. В нём участвовали ветераны знаменитой эскадрильи «Нормандия-Неман», которая сражалась против немецких фашистов вместе с советскими лётчиками. В завершение форума его участники выступили с инициативой – объявить 1 июня (День защиты детей) Днём без выстрелов на Земле. Эта идея уже была озвучена ЮНЕСКО. Надежда Кущенкова подчеркнула, что в форуме участвовали дети не только из городов России, но и Чечни, Дагестана. Увидев детей из Москвы и Грозного вместе, европейцы стали по-другому относиться к России, что стало одним из важнейших итогов форума. Это воспринималось как чудо: французские СМИ, которые, мягко говоря, не привыкли хорошо говорить о России, очень ярко и доброжелательно освещали этот форум. В результате у нашей страны появилось много французских друзей, желающих изучать русский язык, русскую культуру. Неожиданным поворотом французской темы стал рассказ кинорежиссера Юрия Вячеславовича Грымова о проекте «Бородино», который он готовит уже полтора года и надеется завершить к годовщине Бородинского сражения. По его словам, это будет фильм не о конфликте императоров России и Франции, а о конфликте Наполеона с русским народом, что гораздо серьёзнее и глубже. В каждом своём проекте Юрий Грымов выделяет три составляющие: образовательную ценность, возможность подняться на новый нравственный уровень и способность увлечь зрителя. Он снял фильм «На ощупь», где главным героем является инвалид детства (едва ли не первый подобный фильм в России). Этот фильм адаптировали к возможностям инвалидов в Обществе слепых и слабовидящих. Они смотрели его «на ощупь»… три дня и потом очень благодарили Юрия Грымова. Он взволнованно рассказал, что считает эту работу одной из самых важных в своей жизни. Действительно, помощь инвалидам всегда была богоугодным делом, ведущим к спасению души. Совсем другим был фильм «Чужие» - о военном вторжении американцев в арабские страны. Некоторые критики говорили, что его авторы «оскорбили, обидели всю Америку». Но Юрий Грымов заявил участникам фестиваля, что это не оскорбление: «Мы не обидели, а рассказали правду. Рассказали об ответственности, о том, как можно изнасиловать чужую культуру, вторгаясь в неё жестко». Американцы, погрязшие в сексе и половых извращениях, у которых матерщина стала языковой нормой, которым ничего не стоит обидеть женщину, ребёнка, старика, успешно прививают такие «ценности» в побежденной России. Но в арабских странах они столкнулись с исламом, который изо всех сил сопротивляется этим нововведениям. Там матерные слова вообще не употребляются, обидеть старика (аксакала) величайший грех. Там нет брошенных матерей и детей. «Вся Америка обиделась», увидев правду о том, как варвары из Нового Света учат растлению и вырождению очень древние и культурные народы, которые вовсе не хотят вымирать, освобождая свои земли для цивилизаторов. Этот фильм является горькой правдой и для российских зрителей: американские «ценности», которым отчаянно сопротивляются арабы, у нас многие принимают с радостью и даже гордятся тем, что таким образом приобщились к цивилизации. Эти «мутанты духа» тоже могут обидеться на Юрия Грымова, показавшего истинное лицо американских цивилизаторов, которых многие наши кинематографисты и журналисты показывают красиво загримированными и подсвеченными. Почётный гость форума - телеведущий и журналист Владислав Пьерович Флярковский вспомнил, как на Кинотавре фильм «Чужие» называли «слишком лобовым»: мол, авторы всё разжевали и положили в рот зрителю. Сам же Флярковский считает такой прием по-настоящему эффективным: шокирует лобовой показ, а не утонченная метафора. За круглым столом началась дискуссия о том, можно ли показывать русских «слишком хорошими». Некоторые одобряли то, что на Западе нас изображают жестокими, подлыми, развратными, тупыми. Мол, такие мы и есть на самом деле. Отвечая на эти рассуждения, Юрий Грымов с гневом сказал: «Стало нормой говорить, что мы алкоголики. Пока мы не полюбим себя, нас вообще никто не полюбит». Он вспомнил о русских солдатах, которые, рискуя здоровьем, помогали на съёмках в Африке фильма «Чужие»: это были на самом деле «хорошие русские», которых так старательно не замечают западные и некоторые российские кинематографисты. С Юрием Грымовым был солидарен Президент Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого Василий Вадимович Бойко-Великий. — Наша страна разнообразней и благочестивей, чем нам часто показывают СМИ, - сказал он. Поэтому нужно продолжать борьбу с наследием лжи, доставшимся нам от советского периода. Например, у нас до сих пор учат, что декабристы – прекрасные люди, хотя они строили планы по убийству всей Царской семьи… Признаться, я очень обрадовался этому заявлению Василия Вадимовича, потому что недавно написал статью о злодеяниях декабристов, которые успели осуществить лишь малую часть задуманного. Полностью их планы удалось реализовать только через сто лет, после революции 1917 года, когда Россию потопили в крови наследники декабристов (читайте «Переживший утро» - «Русская Берёза» за октябрь 2010). Однако вернёмся на фестиваль. Самым горьким было признание Юрия Грымова о том, что он уже полтора года делает детский фильм, который в России «никому не нужен». Но, растроганная его рассказом, Надежда Кущенкова сказала, что готова помочь режиссёру. Это заявление очень обрадовало участников фестиваля: раньше такие фильмы, как правило, финансировали зарубежные компании – но если это возьмёт на себя Управление культурных программ Россотрудничества, то произойдёт отрадная перемена. Ведь в последние годы наших ребят «воспитывают» на американских фильмах, которые прививают им совершенно не свойственные нашему народу низкие «ценности». А если в России станут, наконец, нужны отечественные фильмы для детей, то появится надежда на возрождение нашего кинематографа. Вечные ценности Эти идеи развил в своём выступлении ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Валерьевич Чапнин. Он отметил, что «никакого триумфализма при разговоре о ценностях у нас быть не может; нам очень трудно говорить о ценностях, и с каждым годом будет труднее». Почти все журналисты занимаются только распространением информации. Но вечные ценности – это не теоретическое знание, а мотивация. Только если знание есть личный опыт, ценности в этой перспективе раскрываются. Вспомнив зверски избитого журналиста Олега Кашина, Сергей Чапнин заметил, что «только человек с позицией является носителем ценностей и может их передать. Но у нас сложилась ситуация, когда непозволительная роскошь – иметь позицию». С Сергеем Валерьевичем согласились другие участники круглого стола: иметь позицию – это не только роскошь, но и большой риск в наше время. Имеет мужество отстаивать свою позицию Президент фонда «Возвращение» Юрий Константинович Бондаренко. Он борется за переименование улиц в российских городах. У нас улицы называли не только в честь российских революционеров, но и в честь, например, французских террористов-бомбистов. Например, в Санкт-Петербурге есть улица Марата – одного из главных палачей Великой французской революции. А в Москве четыре переулка и станция метро носит имя Войкова – палача Царской семьи, расчленителя пяти детских трупов. Чтобы подобные ужасы не повторялись в наше время, Юрий Бондаренко призвал «расчищать наше замусоренное сознание» от завалов советской лжи. Надо переименовать улицы и переулки, станции метро, города и районы, чтобы стереть с географических карт и в сознании народа эту великую ложь. Например, Юрий Константинович предлагает все «Войковские» переименовать в «Романовские». Тогда восторжествует историческая справедливость. И не будет соблазна зверски убивать народных любимцев, расчленять трупы их детей, чтобы таким чудовищным образом войти в историю. …Пожалуй, единственным гостем фестиваля, который полностью вписался в его тематику, стала председатель Благотворительного фонда поддержки детей-сирот и многодетных семей «Русская Берёза» Оксана Михайловна Гарнаева, которой, как ни странно, предоставили слово в последнюю очередь «и не больше трёх минут». — Дорогие братья и сёстры, — сказала она, — я не так уж часто присутствую на таких масштабных заседаниях. Фонд наш оказывает поддержку малоимущим многодетным и неполным семьям России. «Система ценностей» для меня, как для многодетной матери, это, естественно, дети. Поэтому меня волнуют проблемы материнства и детства. Фонд наш, сознанный шесть лет назад, занимается не только материальной поддержкой детей из малоимущих семей, но и духовной, нравственной, психологической, юридической. У нас сейчас в фонде более 850 подопечных семей, их количество постоянно растёт. Два года назад наш фонд учредил газету «Русская Берёза», которая помогает донести информацию о нуждах, а вернее – о трагедии семей из глубинки до потенциальных благотворителей, которые живут в таких столичных регионах как Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Я много не буду говорить, просто подарю вам наше издание, и вы сможете с ним ознакомиться. Буду очень рада, если кто-то присоединиться к нашей деятельности, а мы – к вашей… Мы стали раздавать участникам и гостям фестиваля газету «Русская Берёза». Некоторые очень заинтересовано просили дать им все номера, которые мы привезли. Было видно, что это наши единомышленники, будущие читатели, авторы, а может – и благотворители. Но некоторые равнодушно передавали газету другим, хотя и пришли на фестиваль, чтобы «поднять проблемы социального сиротства, защиты материнства и детства, поддержать социально ответственные масс-медиа, которые рассказывают о семье и её значимости». Помощь Божия Когда закончился фестиваль СМИ «Система ценностей» а победители журналистского конкурса получили свои награды, я разыскал в буфете наших единомышленников, которые своими выступлениями на фестивале, сами того не зная, поддержали позиции фонда и газеты «Русская Берёза». И за «круглым столиком», с чашкой чая попытался взять у них интервью. Хотелось получить у маститых коллег советы о том, как нам продолжать многотрудное дело материальной и духовной помощи бедствующим семьям России, как достичь в нём успеха. Вот что ответил на мои вопросы ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин: — Для того чтобы заниматься духовным просвещением, нужно быть деятельным, иметь мужество и уповать помощь Божию. Не у всех, к сожалению, есть мужество и желание действовать. Не все, к сожалению, понимают, что значит уповать на помощь Божию. И это значит, что православным христианам сегодня важно свидетельствовать примером своей жизни, своими поступками. — Сергей Валерьевич, газета «Русская Берёза» публикует материалы нескольких внештатных корреспондентов и огромное количество писем из глубинки. Этот авторский коллектив пытается вести просветительскую работу в огромной читательской аудитории (тираж газеты - 50 тысяч экземпляров). А у Вашего «Журнала Московской Патриархии» большой опыт в этой области – поделитесь им, пожалуйста, расскажите о главном: как достичь успеха в духовном просвещении читателей? — Все мы знаем, что успех – это понятие относительное и недолговечное. И все-таки это наша задача. Рецепт, я думаю, здесь простой: необходимо личная позиция – внятная, честная, открытая и к Богу, и к людям. Искренность, бескорыстие - они прочитываются и в поступках, и в текстах. — И слышатся по радио, видятся на экране? — Да, это очевидно. Искренность нельзя «разыграть». Косметическая улыбка и искренняя, сердечная радость - очень разные вещи. Люди готовы откликнуться только тогда, когда убеждаются, что к ним обращаются от всего сердца. Это и есть успех, но в то же самое время это огромный риск. Когда ты открываешь свое сердце, не всякий может открыться в ответ. Тебя могут ранить, и ранить очень глубоко. Поэтому нужно быть готовым к тому, что и кровушка потечёт. Мы не защищены и не застрахованы от душевных страданий и ран. И чаще всего, когда мы начинаем страдать, к нам приходит Господь и помогает. Он не решает наши проблемы, но как бы снимает их, показывает, что-то большее. И в этом раскрывается Его любовь. Если ты помог страдающему человеку в беде, пусть даже словом, пусть даже телефонным звонком, пусть даже какой-то маленькой конфеткой, ты можешь получить отклик в своём сердце – радость, которую никаким другим способом человек получить не может. — На днях я встретил единомышленников там, где меньше всего ожидал: на благотворительном концерте рок-музыкантов в пользу фонда «Русская Берёза». С удивлением увидел, что не все рокеры – безбожники и сатанисты, какими их рисуют некоторые православные критики. Многие ребята исповедуют в своём творчестве созидательное начало, любовь к Богу и человеку. Некоторые из них даже поют в церковном хоре, а в своих песнях они передают слушателям высокое, гармоничное состояние души, которое достигается и тренируется в храме. Так можно ли использовать рок-музыку как форму, наполняя её новым – православным содержанием? — Да, безусловно. Церковь может использовать все формы современной культуры, если они способны нести христианское послание. Но есть и такие культурные формы (музыкальные, словесные), которые невозможны в храме. В грубых словах мы не можем говорить о церкви. И грубая музыка не может свидетельствовать о красоте и гармонии. Только поэтому мы не можем принять нарочито грубые, агрессивные или циничные формы культуры. Но даже если форма позволяет выразить высокие чувства, то необходимы талант композитора и музыканта. Нельзя бездарность и непрофессионализм прикрывать православной культурой. — Люди, поющие в церковном хоре, отбрасывают грубые формы, они им противны. Их песни несут божественную гармонию, мир и радость. Не повредят ли им тяжёлые ритмы рока? — Лет пятнадцать назад, когда этот вопрос для меня был актуальным и я не мог найти убедительного ответа, мне привезли из Америки кассету, где под гитару несколько ребят распели Иисусову молитву на английском языке. Молитва звучала как красивая английская баллада… Если бы мне раньше кто-то рассказал о пении Иисусовой молитвы под гитару, я бы отнёсся к этому с огромным скепсисом: «Ну, нет, не надо, невозможно». Но вот я слушаю пение американцев, и у меня не возникает никакого отторжения. Я начинаю расспрашивать: что это за группа, откуда? Оказывается – ребята из греческой православной семинарии в Америке создали группу и поют песни. Я понял, что для меня это убедительно, потому что духовный опыт этих музыкантов близок, сродни моему духовному опыту. Я почувствовал не столько музыку, сколько духовный опыт, который за ней стоит. И наоборот, мне приходилось слышать церковную музыку в исполнении блестящих светских исполнителей, но эта музыка звучала как чужая. Исполнители её не поняли, она для них чужая, и эта отчужденность исполнителей передавалась слушателям. — Чтобы получить помощь Божию и достичь успеха, обязательно быть воцерковлённым человеком, или можно, как гордо заявляют некоторые, «общаться с Богом без посредников»? — Давайте будем осторожными и, прежде всего, скажем, что отношения человека с Богом и то, как они устраиваются и развиваются, - это всегда тайна. А тайна требует благоговейного отношения. Это первое. Второе: конечно, человек должен прийти в церковь. Но это должен быть свободный выбор, это должно быть решение самого человека. Ему можно помочь принять это решение, но его нельзя заставить. Нередко приходится сталкиваться с тем, что мы, церковные люди, забываем одну важную вещь: когда мы приводим человека в храм, мы всё-таки, прежде всего, приводим его ко Христу. Наша жизнь христоцентрична: главное – это Христос, а Церковь – Его невеста. И когда мы приходим в церковь, мы должны видеть главное – устроение личных отношений с Богом. — А как можно привести человека ко Христу? — Своей жизнью свидетельствовать, что жизнь во Христе возможна сегодня, сейчас, в современных условиях. И только духовенства для такого свидетельства недостаточно. Миряне тоже к этому служению призваны, в том числе и в своей профессиональной деятельности. Журналистика не исключение… Беседу за «круглым столиком» продолжил президент фонда «Возвращение» Юрий Бондаренко, которому я задал главный вопрос прошедшего фестиваля: — Юрий Константинович, как же, на Ваш взгляд, могут помочь журналисты детям-сиротам и многодетным семьям? Что нам нужно делать? — Прежде всего – перестать врать самим себе… — Вот! Расшифруйте, пожалуйста: в каком смысле «перестать врать»? — В прямом смысле. Дети очень тонко чувствуют ложь и неправду. Они прекрасно видят, что взрослые вокруг врут. Самая маленькая помощь для них с нашей стороны: мы должны быть честны перед собой. — Честны в своём творчестве? — И в своём творчестве, и вообще в жизни. Честны, прежде всего, перед детьми. А что касается непосредственно помощи детям-сиротам, то мне представляется необходимым возродить практику того, что было во время перестройки. Например, целый день какой-то телеканал проводит телемост, призывая помочь сиротским приютам, детским домам. Надо, чтобы о них говорили в прямом эфире, собирали средства. Надо, чтобы в этом было заинтересовано государство. — А у вас есть дети? — Да, двое. — Вы довольны их воспитанием? — Нет. — Кто виноват в этом неблагополучии - государство, школа, улица? — Нет. Мы сами всегда виноваты. Я не сторонник того, чтобы искать проблемы в окружающем мире. У меня жизненная позиция: если не я, то кто? — Что Вы хотели бы пожелать подопечным фонда «Русская Берёза», которым предстоит жить в этом ужасном мире? — Он не ужасный. За тысячу лет своего существования Россия никогда не жила так хорошо, как сейчас. Всем противникам моего мнения я задаю простой вопрос: «А когда Россия жила лучше? Откройте мне глаза на тот золотой век.» Они начинают смущаться и нести какую-то чушь. Сейчас время не хуже, чем любые остальные, а, на мой взгляд, намного лучше. По крайней мере, такой свободы самореализации не было никогда. Этим надо воспользоваться и стараться жить, никому не завидуя. Все беды от зависти. Зависть в основе практически всех смертных грехов. Поэтому никогда не завидуйте, за всё благодарите Бога. Будьте благодарными. Дмитрук Михаил Алексеевич.
|