Небесный покровитель фонда святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
ПРО ФОНД
НАШИ ПОДОПЕЧНЫЕ
НАШИ ПРОЕКТЫ
БЛАГОТВОРИТЕЛИ
Наши добрые друзья
СБЕРБАНК РОССИИ Всегда рядом При переводе средств на расчётный счёт фонда "Русская Берёза" через Сбербанк РФ не взимается комиссия. (распечатать платежное поручение) Лучшие адвокаты и юристы Московской области! СсылкиПоиск |
"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия" Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Благотворительный концерт «Твой дар»
Очень необычный концерт прошёл 24 ноября в Каминном зале Центрального Дома работников искусства, что на Пушечной улице Москвы. В нём блестяще выступили известные рок-музыканты столицы. Их вдохновенное пение объяснялось не высокими гонорарами, а… отказом от них. Все деньги, собранные на благотворительном концерте «Твой Дар», были отданы Фонду помощи детям-сиротам и многодетным семьям имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева. Роковое искусство Признаться, раньше я относился с большим предубеждением к рок-музыке. Потому что видел, как разрушительно она действует на моих детей, оглупляя их, озлобляя, уводя от Православия в дремучие дебри язычества. Но на этом удивительном концерте прозрел: оказалось, что среди рок-певцов есть немало сочувствующих христианству, а некоторые из них воцерковились и поют в хорах православных храмов. Как вдохновенно продекламировал один из участников концерта (Кирилл Мурышев), они «открыли души свету». И свет христовых истин вытесняет в них мрак язычества. Но это радостное открытие я сделал для себя потом. А перед концертом задал несколько недоумённых вопросов одному из его организаторов, которым, к великому удивлению, оказалась… верстальщица православной газеты «Русская Берёза» Лидия Юрьевна Гордеева. - Лидия! Я очень удивлён: вы, православный человек, дружите с поклонниками рока, который зародился в Африке как ритуальное пение, вызывающее бесов. Потом это искусство было вывезено с неграми в Америку, где его переняли местные сатанисты, придав ему антихристианское направление. В таком виде рок был экспортирован в Россию. И вдруг я вижу вас среди адептов этой музыки разрушителей… - Всё как раз наоборот. В благотворительном концерте «Твой Дар» участвуют музыканты, которые исповедуют в своём творчестве, скажем так, позитивные созидательные мотивы. Тот человек, который становится на путь созидания, творчества и бережного отношения к этому миру, он рано или поздно, мне кажется, приходит к православию. В творчестве собравшихся здесь музыкантов можно услышать мотивы, не впрямую религиозные, но содержащие основополагающие принципы отношения к миру, совпадающие с православными. Поэтому все они радостно откликнулись на призыв поучаствовать в благотворительном концерте. - Как вы нашли этих удивительных музыкантов, столь необычных на расхристанной российской эстраде ? - Я давно интересуюсь такой музыкой и хорошо знаю людей, которые её исполняют. Организация их концертов - это моё хобби, которым я занимаюсь в свободное от вёрстки время. Такие концерты организует и содружество «Даждь» во главе с Дмитрием Студёным. В круг наших интересов попадают такие музыканты, для которых основной мотив творчества – искренность и глубокое прочувствование того, что они хотят донести до зрителя. Они даже выделились в новые жанры, которые сейчас называется поэтический рок и славянский фолк-рок. В нашем концерте участвуют яркие представители славянского фолк-рока, которые очень бережно работают с исконным материалом – народной песней и не просто подвергают её современной роковой обработке, а пытаются представить себе, как бы звучала эта песня, если бы наша русская народная традиция пения не была бы прервана. Они пытаются внедрить её, влить. Поэтому выступления таких музыкантов всегда находят живой отклик у зрителей. - Эта традиция была прервана при советской власти? - Я думаю, что раньше. Когда в России было отменено крепостное право, под воздействием процессов модернизации и урбанизации огромное количество крестьян пошло в города и оторвалось от своих корней. Возникла новая культура – не городская, а больше люмпенская, и старая стала забываться. После революции, когда всё было сильно заорганизовано и формализовано, исконная народная культура совсем была оторвана от народа. Почему мне ещё очень близко это направление – фолк-рок? Я часто бываю на Балканах, где живут православные народы, сохранившие свою народную культуру. Когда смотришь, как там молодёжь поёт, танцует, носит народные костюмы – это настолько у них в крови, настолько естественно и органично получается, что как-то становится немножко обидно за нас. Мы воспринимаем народную культуру как что-то музейное, экзотическое, отдалённое от жизни. Фолк-группы, которые участвуют в концерте, как бы пытаются проникнуть в то давнее время, в мироощущение живших тогда людей и передать его слушателям этой вот истинно народной песни. А поэтический рок вырос из такого направление как барды, где главное значение имели тексты. Поэтический рок отличается тем, что это не просто тексты, а поэзия – очень личная, прочувствованная, талантливая, плюс ещё профессиональное, хорошее музыкальное сопровождение. - Я беседовал с богословами, исследовавшими рок-музыку, которые пришли к выводу, что её языческий корень вряд ли удастся перерубить даже тем певцам, которые считают себя православными. На ваш взгляд, славянский фолк- и поэтический рок являются исключениями? - Это ещё вопрос, что здесь корень, что здесь дерево. Может, всё как раз наоборот. Рок в данном случае чисто технологическое обозначение музыкального исполнения: присутствуют бас-гитара, ударные, определенный ритм. А то, что рок-музыка втягивается, ассимилируется культурой, подлинной культурой, – это, может, наоборот, хорошо? То есть не мы в неё втягиваемся, а она в нас, мы её как бы ассимилируем. - Это нечто подобное ассимиляции народа: он как бы растворяется в более сильном этносе? - Да, как народ. Ассимилированная рок-культура приобретает новые ритмы, новый смысл. - А не вредит ли это тому, кто ассимилирует? - Наука установила, что закрытые системы в природе не выживают, рано или поздно они умирают. А выживают открытые системы, которые постоянно принимают в себя что-то новое. Этот процесс принятия нового всегда болезненный. Идёт борьба между новым и старым: что окажется сильнее? Если культура достаточно сильна, то она сможет принять в себя новое, придать ему иной смысл. Тем самым она становится богаче и ещё сильнее. - Это особенно свойственно русской культуре, которая веками вбирает в себя лучшие традиции многочисленных народов, живущих на территории России. - Русская культура – это как бы показатель: сколько русский этнос принял в себя народов с их самобытностью, и сколько наша культура приняла в себя всего разного - тем не менее, мы говорим, что это подлинно русская культура, русское обличие, русское лицо, русское звучание. То есть я не вижу в этом ничего ужасного. В музыке преобладают обычно мотивы, которые естественны для тех ландшафтов, в которых люди живут. Если жители Вьетнама поют свои горловые песни, потому что иначе не прокричишься через джунгли, то мы поём так, чтобы в поле широко песня разливалась. Поэтому, живя вместе, народы неизбежно перенимают черты друг друга. Но этот процесс неоднозначный и непрямолинейный. Где-то иногда что-то перевешивает. Почему мы тут все собрались – достаточно разные? Почему специально не называли концерт православным, религиозным? Мы хотели показать молодёжи, что православие - это не всегда походы в храм, соблюдение ритуалов. Что часто оно возникает с внутреннего ощущения единства со всеми людьми, с очень простых поступков, которые делаются по велению сердца. Главное – это искреннее, творческое, благоговейное отношение к окружающему миру. - Насколько я понял, ваши единомышленники не боятся языческой, сатанинской закваски экспортированной в Россию рок-музыки? - Боится тот, кто слаб. А мы достаточно сильны, чтобы отторгать это начало: ничего языческого, сатанинского у нас никаким образом не наблюдается. Есть страх не перед чем-то, а страх за людей, которые идут по непроторённому пути. Перепробовав всякого разного, человек может выйти к светлым высотам, укрепиться в православной вере, а может и заблудиться. Борьба бессмысленна, если она идёт на уровне лозунгов. А мы на этом концерте никаких лозунгов не произносим. Но говорим, что есть люди, попавшие в беду, и есть люди, которые им помогают (сотрудники благотворительного фонда). Вот и всё. А дальше разбирайтесь, почему они это делают, хотите ли вы присоединиться к ним? Хотите ли присоединиться к музыкантам, участвующим в благотворительном концерте? Успели перенять С радостным удивлением я слушал объяснения Лидии Гордеевой. Очень хотелось верить, что музыканты, собравшиеся в Каминном зале ЦДРИ, сумели взять достоинства рок-музыки, отторгнув её недостатки. Что они «переформатировали» её, заставив служить добру, а не она «переформатировала» их, заставив служить злу. Я пробрался в глубину Каминного зала, поближе к сцене, и с великим интересом стал смотреть концерт. В этом зале располагается клуб «АРТ ЭРИА» (в переводе - «пространство искусства»). У тех, кто приходит сюда впервые, возникают необычные ассоциации при виде этих древних стен и сводов. А люди, бывающие здесь часто, душой прикипели и живут, воспринимают этот зал как пространство добра, взаимопонимания, сочувствия, сотворчества. 24 ноября они с радостью приняли в это пространство своих единомышленников - музыкантов и слушателей - на благотворительный концерт в пользу фонда «Русская Берёза». Меня просто потрясли старинные народные песни, которые с любовью и радостью исполняла Таисия Краснопевцева в сопровождении «задумчивого» органа Сергея Филатова, как бы осмысливавшего эти бесхитростные слова, открывавшего в них глубины пространства и времени. Подобные песни я слышал полвека назад ещё маленьким ребёнком от бабушек и дедушек в глухой деревне Тульской области. Потом, с появлением радио и телевидения, эти песни были вытеснены так называемой культурой. А певшие их старушки умерли. Но осталось в сердце щемящее чувство любви к милой старине, к своим корням, которые засушивала и обрубала «цивилизация». Лет тридцать назад я оказался в Калуге во время фольклорного фестиваля, на который в грузовых машинах привезли из окрестных деревень бабушек в старинных крестьянских костюмах. Сидя на скамейках, держась за деревянные борта машин, они грустно смотрели на собравшуюся вокруг молодёжь и, закрывая глаза, со слезами пели народные песни – такие древние, что трудно даже было понять слова. Что-то про горькую долю вдов и сирот, их защитника Илью Муромца… И я тоже не мог сдержать слёз, потому что понимал: эти бабушки из вымирающих деревень, откуда уехала молодёжь, скоро уйдут в мир иной и унесут с собой родные, милые русскому сердцу напевы, которые пробуждают в нашей генетической памяти самое доброе, светлое, идущее от предков. Но оказывается, уже тогда были люди, которые не оплакивали старинные песни, а пытались перенять их и сохранить для потомков. Среди этих энтузиастов была и семья Краснопевцевых. Об этом я узнал после концерта, расспрашивая Таисию Краснопевцеву: - Тая, где вы разыскали эти удивительные песни, которые сейчас редко услышишь даже в глухих деревнях? - Я с детства ездила в фольклорные экспедиции, куда меня возила моя мама – руководитель фольклорного ансамбля «Веретёнце» Елена Краснопевцева. Скоро ему исполнится тридцать лет, он до сих пор ездит в деревни, но, к сожалению, уже мало кто остался в живых из наших учителей – бабушек и дедушек. Песни, которым они нас научили, лежат в основе нашего творчества. Сейчас мы пытаемся их сделать более понятными и доступными для современного человека, потому что не все готовы слушать фольклор в чистом виде. Эти песни немного меняются и становятся полуавторскими. Но фольклор у меня уже в жилах, в крови с раннего детства в деревне. И уже никуда не денется русский напев, потому что он напет на ухо со всеми колыбельными, песнями, припевками. Так что всё вот оттуда. - Почему ваше пение сопровождается не забойными ритмами рока, а спокойными, задумчивыми, гармоничными мелодиями электрооргана, которые придают удивительную глубину народным мотивам? - Вообще-то у нас трио, кроме электрооргана есть и духовые народны инструменты. А почему я выступаю в таком сопровождении? Честно говоря, очень сложно ответить. Мы случайно собрались на большом концерте, и на одной песне я попросила мне подыграть. Вышло хорошо, и с тех пор мы уже полтора года выступаем вместе. Выпустили первый диск, начали писать второй. Вот просто так получилось. - Получилось промыслительно… Тая, у вас на груди крестик – вы православный человек? - Да, у нас в группе все православные. И мы встретились не случайно. Ничего же не получается само собой. - Почему вы приехали на этот концерт и с такой радостью выступили на нём… совершенно бесплатно? - Бесплатно выступать? Я не вижу в этом ничего страшного, потому что все деньги от этого концерта идут в помощь детям-сиротам и многодетным семьям в глубинке. Я насмотрелась, как живут семьи в наших деревнях. Будучи городским человеком, просто ужасаюсь, как им тяжело. Обычно молодёжь не выдерживает и уезжает, остаются старики, для которых тянуть это всё на себе – непосильный труд. И если можно что-то сделать, чтобы в деревнях были дети, юноши, молодые люди, мы всегда рады этому помочь. А главное, что мой талант я не сама где-то купила, не сама взрастила. Он дан мне Богом и выпестован деревенскими учителями. Поэтому я обязана деревне очень многим. И если появляется такое богоугодное дело, то участвовать в нём просто моя обязанность. - Таисия, вы выступали на концерте… босиком. Что это – дань народной традиции, артистический приём исполнителя народных песен, ещё что-то? - Это не связано с народностью. Я иногда выступаю в обуви. Но когда однажды на репетиции разулась, я поняла, что так удобнее. Босиком как-то по-другому чувствуешь ритм музыки. Даже если это мелодичная музыка, то всё равно в ней есть какой-то ритм. И я его улавливаю. Не хочу додумываться, почему это происходит, но босиком всё лучше чувствуешь… - И это здорово, Тая! В русских деревнях люди веками ходили босиком и пели песни – так, как вы сейчас делаете на сцене. Пусть молодёжь видит, что это очень полезная, здоровая привычка – крепко стоять босиком на родной земле. «Откройте души свету» Удивительно благотворно подействовали на зрителей композиции «семейной группы» под руководством Михаила Лазарева «Перьи отметины». В отличие от Таи Краснопевцевой, он поёт в сопровождении бас-гитары, которая задаёт ритмы, свойственные року. Но по правую руку от солиста звучат духовые инструменты – классические и народные, они как бы усмиряют буйство рока, облагораживают его, придают новый смысл. Получается именно так, как говорила Лидия Гордеева: «открытая система» народной музыки ассимилирует рок, и от этого она становится богаче и сильнее. Эта музыка народная не по форме, а по духу: в ней звучат мелодии и стихи современных авторов, но они передают удивительно доброе, радостное, жизнеутверждающее состояние души русского человека. В том-то и состоит смысл нашей народной песни, что она с древних времён передавала это состояние от поколения к поколению, делая каждого человека и весь народ сильным и мудрым, способным творить добро и противостоять злу. Каким-то поразительным образом исполнители передавали свои мысли и чувства минимальным количеством слов. Но в них заключались очень яркие образы, которые как бы расцвечивались мелодиями и ритмами, обретая дополнительные оттенки и смыслы. Вот характерный пример – песня «Ока», в которой всего четыре строчки: «Вровень реке слышен звон вдалеке: Я не сразу понял, о чём здесь речь. Каменная коса на реке что-то там «точит»? А может, роса на скашиваемой траве затупляет железную косу по принципу «вода камень точит»? Потребовалось усилие, чтобы вникнуть в смысл поэтических строк. Понять их помогли музыканты: они так радостно, с таким торжеством повторяли эти загадочные слова, что я неожиданно представил себе восхитительную картину: ранним утром на заливном лугу крестьянин косит траву, покрытую росой. Трава падает на землю, стряхивая с себя «косы росы». В утренней тишине «вровень реки» далеко слышен звон косы. Мне очень захотелось, как в юности, покосить по росе на лугу у Оки, или хотя бы услышать вдали этот утренний звон! Что-то очень родное звучало в радостных интонациях Михаила Лазарева, весёлых мелодиях, которые исполняла на рожке и флейте похожая на него девочка лет девяти (наверное, дочка). И даже элемент рока - бас-гитара - был здесь очень кстати: тяжёлые ритмы придавали композиции силу и мужество, давая понять, как нелёгок труд косаря. Это была не песня, а некое олицетворение торжества русского духа. Я терялся в догадках: откуда такая радость, такая сила, такая гармония в незамысловатых песнях этой фолк-группы? Как удалось её участникам подняться до такого высокого состояния души и передать его зрителям? После концерта я разыскал Михаила Лазарева, чтобы расспросить его об этом. - Про Оку – это прямое подражание Хлебникову, - скромно сказал он. - У него есть стихотворение… из одной строчки: «Очи Оки блещут вдали». А песня получилась, когда я побывал на Оке и увидел это дело. - Многие ваши песни посвящены Российскому Северу. Вы там живёте? - Нет, мы москвичи. Просто любим ездить на Север, каждый год колесим по нему на велосипедах. И дочка с нами – с трёх лет за рулём, можно сказать. - Как сложилась ваша семейная группа? - Раньше я один пел, вот сейчас дочь подросла - Надя (флейта и рожок), брат стал играть – Тимофей (бас-гитара). А ещё друг мой старинный, с которым мы когда-то в походы ездили, Александр Акимов (кларнет). - Вы профессиональные музыканты или это ваше хобби? - Хобби конечно. - А чем занимаетесь в основное время? - Сборкой и продажей мебели… Но главное, для души - мы все поём в церковном хоре Успенского собора Звенигорода. Из Москвы ездим в Звенигород и там поём. …Так вот оно что! Я служу пономарём в одном из московских храмов и почти каждый день слушаю церковное пение. Когда поёт хороший хор, ты словно в Раю пребываешь – так спокойно, светло и радостно становится на душе. И в пении Михаила Лазарева мне сразу послышалось именно это. Никакое другое пение не вызывает у слушателей такое благостное состояние. Я понял, что только верующий, воцерковлённый человек, может подниматься в пении до духовных высот и передавать своё состояние слушателям. Даже если он поёт о природе, о «косах росы», то всё равно несёт зрителям это состояние райского блаженства, которое достигается и тренируется в церковном хоре. Быть может, в том и состоит «секрет» необыкновенного успеха славянского фольк-рока, что его любители черпают вдохновение в церковном пении, где могут достичь высот только искренне верующие, воцерковлённые люди. Хотите вы достичь такого успеха? Становитесь православным человеком! Болезнь ассимиляции Конечно, далеко не все рок-певцы достигли этого идеала. Но многие на пути к нему. Как говорила Лидия Гордеева, люди, которые творчески, трепетно, с любовью относятся к окружающему миру, рано или поздно приходят к православию. А путь этот может быть тернистым и опасным: или ты ассимилируешь рок, или он тебя. Я боюсь обидеть конкретных музыкантов, которые уверены в своей правоте. Поэтому, не называя исполнителей по именам, расскажу о впечатлениях, которое произвело их искусство на человека, весьма далёкого от рока, а потому способного смотреть на него со стороны и замечать то, что изнутри не видно. Одна известная певица очень талантливо исполняла народные песни, но сопровождавшие её гитара и ударник выдавали такие забойные ритмы, которые просто заглушали, подавляли пение. Под этим афроамериканским грохотом было погребено всё русское, не осталось никакой задушевности, никакого очарования, никакого умиления. Я очень пожалел, что пробрался в первые ряды: казалось, что виртуозы ритма бьют не по струнам, не по бубну, а по моей голове, по моему сердцу. Наиболее ярким впечатлением от их игры у меня была… головная боль. Но больше всего опечалило, что сами артисты испытывали явное удовольствие от своей игры, они закрывали глаза и словно погружались в транс, раскачиваясь из стороны в сторону. Похоже, что для них этот грохот был родной средой, в которой они выросли, и погружение в неё вызывало у них очень приятные ощущения. Как писал Шекспир, когда душа больна, «того же яда требует она, который отравил её однажды». Боюсь, что здесь ассимиляция произошла не в нашу пользу: афроамериканский рок подавил русскую песню, поставил её в унизительное положение. Она стала служить не созиданию, а разрушению. Желая припасть к источнику живой воды, мы глотаем иноземную отраву. По мнению православных богословов, именно такой рок разрушает душу и тело, раньше времени отправляет на тот свет его поклонников. И я испытал его действие, как говорится, на своей шкуре. На следующий день головная боль прошла, но остались какое-то расстройство в мыслях, душевная опустошённость, я стал делать глупые ошибки, удивлявшие знакомых и меня самого. Исцеление пришло только во время богослужения в храме. …Другая рок-группа выдавала не менее забойные ритмы, но они как-то уравновешивались звуками народных духовых инструментов. Картина была очень символичный: посередине сцены стоял неколебимо и пел могучим голосом русоволосый «рыцарь духа», по левую руку от него ужом извивался с бас-гитарой тощий брюнет с красным лицом и закрытыми глазами, у которого на майке было написано «I lost» («Я потерялся»), а по правую руку от солиста вдохновенно играл на жалейках русский богатырь. Казалось, что на глазах у зрителей идёт борьба противоположных начал – света и тьмы. И было не ясно, что победит. Но этот рискованный сценический приём был оправданным при исполнении музыкального сказания о древних временных, когда на Святую Русь надвигалась орда, а впереди неё скакали вестники, призывавшие народ подниматься на битву. Но «некого было поднимать» и «некого было защищать»: почти все русские погибли во время прошлых нашествий. Тогда сто выходили против тысячи, и снова поднимался на битву могучий Коловрат, который и один был в поле воин… В данном случае были уместны оглушительные ритмы, олицетворявшие бешеную скачку коней, грохот сшибающихся мечей и щитов, треск ломаемых костей и копий. И просто рыдала, вопила от горя жалейка, оплакивая изрубленных, изрешеченных богатырей, вокруг которых лежали горы вражьих тел. В таких «экстремальных» условиях «крутой» рок и народная мелодия гармонично дополняли друг друга. Через них шла огромная энергия, как между двумя полюсами электрической батареи, и передавалась зрителям. Такая песня способна поднять людей на смертный бой за веру и Отечество… Но это громоподобное соединение противоположных начал вряд ли уместно при исполнении задушевных и нежных народных песен. «Пели православно» После благотворительного концерта я задал возникшие вопросы одному из его организаторов - Дмитрию Студёному, который представлял содружество поющих поэтов «ДАЖДЬ». - Дмитрий, мне кажется, что название вашего содружества очень подходит к сегодняшнему мероприятию. «Даждь» бедным детям и родителям тепло своего сердца, руку помощи, свои средства. Помолись вместе с ними Богу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»... - Конечно, «даждь» - слово молитвенное, призывающее давать. Это некий призыв и к музыкантам, и к слушателям. Мы иногда проводим благотворительные концерты, пытаемся с помощью творчества делать какие-то реальные добрые дела. - Вопреки стереотипу, который нам старательно внушают СМИ, давать – это прекрасно, не хуже, а может быть даже лучше, чем брать? - Ну, да. «Не оскудеет рука дающего». - Вот именно. У участников благотворительного концерта, наверное, творчество лучше пойдёт, они получат заслуженный успех. Заслуженный у Бога добрыми делами. - Многие музыканты с удовольствием идут на благотворительные концерты. Большая проблема как раз собрать слушателей, чтобы всё это было интересно. Участники концертов содружества «ДАЖДЬ» - это люди, которые поют песни с хорошими текстами, более поэты, чем музыканты. А сегодня они очень хорошо сочетались с фольклорными группами. - Я познакомился с некоторыми рок-певцами и с удивлением узнал, что они православные, некоторые даже поют в церковном хоре. Они откликнулись на призыв одного из ваших поэтов – «открыли души свету», наполнились им и передают другим. Много у вас таких исполнителей или они являются исключениями из правила? - Не исключениями. Мы не называем себя православным содружеством, но, поскольку сами люди православные, то, естественно, собираем авторов, которым это, по крайней мере, не чуждо. Многие живут активной церковной жизнью и в хорах поют на приходах. Это всё нормально, естественно. - А не противоречит ли рок Православию, как считают некоторые теоретики? - Рок – это форма, а не содержание. Просто многие выросли на роке восьмидесятых и формально это продолжают. Наш Павел Фархртдинов использовал даже более современные форма – хип-хоп и рэп. Ничего, нормально. Главное – содержание, то, что он хочет сказать. А форма вторична. Она подчинена содержанию. Поэтому наши исполнители, используя такие формы, поют… православно, как это ни странно для некоторых теоретиков. …Как говорится, практика – критерий истины. Насколько православно поют и живут участники этого благотворительного концерта, можно судить по его результатам. Вот что сообщила мне руководитель Фонда помощи детям-сиротам и многодетным семьям Оксана Михайловна Гарнаева: «Средства от благотворительного концерта пошли на проект "Подарок ангелу" для отправки новогодних и рождественских сувениров детям нашего фонда. Все музыканты тоже получили от фонда подарки: книжечку "Ты обещал вернуться..." о заслуженном лётчике-испытателе СССР, Герое Советского Союза Юрии Гарнаеве, имя которого носит наш фонд, а так же изделия с благотворительной ярмарки "Диковинка", которую фонд представил на концерте. Это изделия наших подопечных деток и родителей.» Кого не растрогают эти подарки, сделанные руками людей, которые с трудом сводят концы с концами, а иногда просто голодают. У некоторых из них даже возникает желание наложить на себя руки. Но в их дома приходит счастье, когда сотрудники фонда привозят свои подарки – всё самое необходимое для жизни, а главное – они дарят доброе слово, тепло своего сердца. И несчастные понимают, что они не брошены на произвол судьбы в этом ужасном мире. Всегда найдутся добрые люди, которые протянут им руку помощи в критическую минуту. Уходят печаль и уныние. Сердца наполняются светом, теплом и радостью. На Новый Год эти сердца помогут согреть подарки на средства, собранные на благотворительном концерте. Наверное, прав Дмитрий Студёный: его участники «пели православно», потому что своим искусством творили доброе дело, а значит, правильно славили Бога. Дмитрук Михаил Алексеевич
|