Благотворительный фонд Русская Берёза

"Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА "

Небесный покровитель фонда святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
 
 
 
Наши добрые друзья
СБЕРБАНК РОССИИ
Всегда рядом



При переводе средств на расчётный счёт фонда "Русская Берёза" через Сбербанк РФ не взимается комиссия. (распечатать платежное поручение)

Лучшие адвокаты и юристы Московской области!
 

Ссылки


Поиск




"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия"

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

 

В ТЕМНИЦЕ БЫЛ

ФОТОРЕПОРТАЖ

Михаил Алексеевич Дмитрук

В ТЕМНИЦЕ БЫЛ

25 и 26 января 2011 г. в Синодальном отделе по тюремному служению Московского Патриархата состоялась секция XIX Международных Рождественских образовательных чтений, которая называлась «Роль Церкви и государства в привлечении внимания к тюремной проблематике и мобилизации общества в подготовке священнослужителей и волонтеров для тюремного служения в целях исправления и преображения личности». Успешной работе секции весьма существенно помогла организация, на первый взгляд, далёкая от этих проблем, — благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам «Русская Берёза».

«Спецконтингент»

Открыл секцию председатель Синодального отдела по тюремному служению, Епископ Красногорский Иринарх. Он обратился к её участникам и гостям со вступительным словом, в котором обозначил основные темы мероприятия:
«Люди, находящиеся в местах лишения свободы, особенно нуждаются в помощи Церкви. Сегодня на повестке дня поставлены два вопроса: организация службы тюремных капелланов и мобилизация волонтеров для тюремного служения. Ещё одной главной проблемой для нас является правильная организация процесса ресоциализации ? адаптации освобожденных в гражданском обществе. Каждый человек должен соответствующим образом относиться к тем, кто отбыл заключение в местах лишения свободы».
Служба тюремных капелланов давно существует во многих странах, была она и в дореволюционной России. В годы советской власти эта традиция была утрачена, но сейчас она возрождается – идёт внедрение священнослужителей в места лишения свободы на постоянной основе. В каждой тюрьме или колонии уже есть или будет построен храм, где батюшка мог бы полностью посвятить себя заключённым, жить их проблемами и нуждами, приводить к Богу и к покаянию. Ему будут помогать волонтеры – православные миряне, женщины и мужчины, которые нашли в себе любовь и мужество, чтобы исполнить Христову заповедь: «В темнице был, и вы посетили Меня».
«Это не места, где размещены ангелы-хранители, — сказал Владыка. — Это места людей, которые совершают преступления. Там много личного, внутреннего зла, которое распространяется на окружающих». Православная Церковь помогала преодолеть это зло, в основном, работая с заключённым до их освобождения.
Но освобождённым бывает очень трудно вернуться в гражданское общество, адаптироваться к нему. И Церковь решила больше им помогать — особенно тем, кто состарился в местах заключения или потерял здоровье, женщинам с детьми и детям, имеющим проблемы с законом. Владыка призвал участников секции всесторонне обсудить их «ресоциализацию».
Священников из тюрем и колоний трудно чем-либо удивить. Но даже на них произвёл сильное впечатление доклад заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний РФ (ФСИН) Алексея Михайловича Величко. Он честно показал на цифрах и фактах мрачную картину преступности в России.
— Перед тем как лечить человека, необходимо понять, чем он болеет, — сказал Алексей Михайлович. — Так вот, к сожалению болезни наши слишком запущены…
Что представляет из себя «спецконтингент», как его называют на профессиональном языке в исправительных учреждениях? 80-85 составляют мужчины, большинству из которых от 20 до 40 лет — то есть наиболее дееспособный возраст. Более 70 процентов заключённых совершили тяжкие преступления. Свыше 60 процентов не имеют семьи, каждый пятый утрачивает семью во время отбывания наказания (то есть разводится, или с ним разводятся). 5 процентов не окончили средней школы, 4 процента не умеют читать и писать. Каждый седьмой не имеет никаких денежных средств, каждый двадцатый — паспорта.
В большинстве случаев эти люди больны: туберкулёзом — 7 %, ВИЧ-инфецированные — 5 %, психические расстройства у 20 %, наркоманы — 6 %, алкоголики — около 4 %, почти 4 % — инвалиды.
Алексей Величко подчеркнул, что более половины преступлений совершаются в состоянии либо алкогольного опьянения (почти 50 процентов), либо наркотического (около 11 процентов).
— К сожалению, приходится констатировать, что рецидивная преступность, которая совсем недавно, казалось, исчезла, на самом делё остаётся на лидирующей позиции, — сказал докладчик.
Более 50 % заключённых — это те, кто два и более раз отбывал реально наказание в местах лишения свободы. В подавляющей массе своей это лица, которые либо уже утратили, либо прогрессирующе утрачивают связь с внешним миром. Если они и состояли в браке, то за годы заключения он распался. Как правило, они не общаются с родственниками, отказываются от свиданий и телефонных переговоров. И далеко не всегда это объясняется отсутствием денег на проезд в зону и на звонки.
Не менее мрачно говорил докладчик о перспективах его службы, «которые открывает нам динамика последних лет». Из неё следует, что количество осуждённых в России не уменьшится, потому что большинство из них отбывают  наказания за тяжкие и особенно тяжкие преступления; этих заключённых не затрагивают новации президента о либерализации санкций в Уголовном кодексе. Подавляющее большинство будет осуждено за убийство, разбой, грабёж, в меньшей степени — за кражу. Резко увеличится число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. А доля людей, утративших во время заключения социально полезные связи (в частности, не состоящих в браке), по прогнозам ФСИН, превысит 80 %. Количество заключённых, «страдающих социально значимыми заболеваниями», увеличится до 95 % (сейчас их 45 %). Прямо пропорционально возрастёт число туберкулезников, ВИЧ-инфецированных, алкоголиков, людей с психическими расстройствами. То есть практически все заключённые будут больны.
— Для чего, собственно, я привёл эту негативную статистику? — сказал Алексей Величко. — Для того, чтобы всё-таки понять, что нас ожидает при сложившихся тенденциях и динамике, и почему такое положение дел возникло. Ожидают нас, конечно, крайне неприятные последствия.
В настоящее время отбывают наказание около 600 тысяч человек и ещё 200 тысяч находятся в следственных изоляторах, а за последние 10 лет через пенициарную систему прогнали около 15 миллионов человек. То есть каждый десятый среднестатистический житель России отбыл наказание в местах лишения свободы.
— Поэтому стоит ли удивляться, — с горечью сказал оратор, — что шансон стал у нас неким эрзацем Чайковского и Шопена. И не удивительно, что у нас нецензурная лексика давно уже вытеснила русскую речь. Что у нас семья обесценивается... Это значит, что общество утрачивает, и довольно уверенно утрачивает, те естественные этические принципы своего существования, на которых оно жило последнее тысячелетие. Если мы подменяем нормальную этику светского государства, которое, тем не менее, выросло в лоне Православной цивилизации, этикой воровского закона, то ничего хорошего, естественно, ожидать не можем.
Алексей Величко с иронией рассказал о том, что на одном из совещаний руководители регионов докладывали о своих «успехах», и  представитель Челябинской области бодро сообщил, что у них «за минувший период была предоставлена работа пятнадцати бывшим осужденным». Да… это впечатляет, если учесть, что в России ежегодно освобождаются около 300 тысяч осуждённых, а Челябинская область не тот регион, где их мало.
— Но самое печальное заключается даже не в этом, — подчеркнул докладчик, — а в том, что они не желают работать.
Как показал печальный опыт, человек, отбывший наказание в пенициарной системе, без поддержки общества может честно прожить максимум два года. А потом воровская система его сломает за редчайшим исключением. Он, может, больше и не попадёт в места не столь отдалённые, побоится совершать преступления, но будет считаться и считать себя, и вполне обоснованно, изгоем общества. Он не хочет жить в нём, и оно не принимает его.
— Крайне печальная картина, — сказал Алексей Михайлович, — и поэтому тем более встаёт вопрос о том, как нам всё-таки справляться с теми проблемами и бедами, которые сохранились ещё, конечно с советских времён.
Возрождать советскую систему трудового перевоспитания, по мнению руководителя, нелепо, потому что она давно показала свою несостоятельность. Самостоятельно выкарабкаться человеку, как уже было сказано, совершенно нереально. Наивно надеяться и на то, что ему помогут вернуться в общество разрозненные попытки общественных организаций.
— Остаётся Церковь, — утверждает Алексей Величко. — Это единственный институт, который с момента его создания нашим Спасителем до последнего дня существования мира осуществляет спасение человека. Обладая не только необходимой благодатью, но и совершенно беспрецедентным, уникальным опытом работы с человеком в условиях духовной реанимации… И слава Богу, что у нас во всех учреждениях появились либо храмы, либо молельные комнаты, куда может придти осуждённый, чувствующий духовный голод, и где священник может совершить необходимые таинства.
Но уповать на то, что благодаря этим храмам и молельням положение коренным образом улучшится, по мнению Алексея Михайловича, «было бы чрезмерно оптимистично». Ведь большинство священников могут приезжать в зону и служить литургию раза два в месяц и не всегда по воскресеньям (а в будни далеко не всех заключённых отпускают с работы в храм); влияние батюшек на эту паству гораздо меньше, чем в местах их постоянного служения на свободе.
Поэтому по благословению Святейшего Патриарха, при взаимодействии с Владыкой Иринархом и другими иерархами РПЦ, Федеральная служба исполнения наказаний России начала работу по созданию постоянно действующих тюремных приходов, где было бы организовано тесное, ежедневное сотрудничество священнослужителей и работников службы. Пока в стране создано 14 таких приходов, но обе стороны полны решимости, чтобы увеличить эту цифру многократно. Так в России будет возрождена служба тюремных капелланов, которая в других странах существует веками.

Корень зла

Итак, несмотря на огромные усилия ФСИН и Православной Церкви, преступность в России стремительно увеличивается. Мы идём к тому, что половина населения страны будет сидеть, а вторая половина будет охранять первую. Конечно, это невозможно. На самом деле на каком-то этапе количество должно перейти в качество: в России наступит нечто апокалиптическое — население настолько озвереет, что начнёт истреблять само себя в гражданской войне. И тут ему «помогут навести порядок» зарубежные «опекуны», как это уже было в Югославии.
Чтобы не дать реализоваться этим зловещим планам, надо понять главную причину нашего сползания в пропасть и ликвидировать её во что бы то ни стало. Похоже, что эта причина была установлена на секции, посвящённой тюремному служению Церкви.
Когда заместитель директора ФСИН закончил свой доклад, из зала к нему поступила записка с вопросом: «Как влияют СМИ на состояние преступности?»
— К сожалению, крайне негативно, — ответил он. — У нас за последнее время фильмы «а ля Шварцнегер» с тысячами убиенных, когда он из пулемёта укладывает всех шеренгами, стали настолько естественными и привычными, что мы уже не представляем, как это — фильм без трупа, и даже не фильм, а какая-то романтическая история. Понимаете, обесценивается человеческая личность. У нас радио и телевидение, руководство которых называет себя православными верующими людьми и приходит на церковные мероприятия, спокойно запускает фильмы и передачи, которые, мягко говоря, не способствуют появлению доброты в обществе. Такие шедевры, как фильм «Бригада», — вот классика наших дней, вот к чему надо стремиться молодёжи. Так чего мы хотим-то потом от этих недоучившихся школяров, которые едва умеют читать и писать, а книгу видели только по телевизору? Что посеяли, то и пожали, чего ж тут удивительного. Что нужно делать государству, не знаю, не берусь судить. Как говорил один литературный персонаж: «Я по другому ведомству». Я не могу в данном случае говорить за другое министерство…
Низкий поклон Алексею Михайловичу за это откровение. Хотя он и не ответил на вопрос, что делать, но честно и смело поставил диагноз нашему обществу: оно целенаправленно уничтожается в информационной войне. Не только фильмы, но и передачи, новости — чуть ли не вся продукция наиболее массовых, электронных СМИ направлена на оглупление, озлобление, растление людей. Тем же занимаются пресса и Интернет за редким исключением.
И мы видим ужасающие последствия преступной такой обработки сознания: стремительный рост алкоголизма и наркомании, сексуальный беспредел, ожесточение, озверение людей. Такую страну не надо завоёвывать, её жители сами перебьют друг друга и быстро «уберут» 100 миллионов «лишних» россиян по плану мировой закулисы, который озвучила когда-то премьер-министр Великобритании Маргарэт Тэтчер.
Год назад такой же диагноз поставил нашему обществу бывший военный лётчик, ныне православный писатель Виктор Николаевич Николаев. На секции по тюремному служению прошлых Рождественских чтений он показал на конкретном примере, как влияет современное кино на подрастающее поколение. Группа девчонок посмотрела фильм «Бригада», романтизирующий преступников, и совершила те же безобразия, которые продемонстрировали герои картины. В результате все подруги сели на скамью подсудимых и попали в детскую колонию. В конце своего выступления Виктор Николаев заявил, что судить надо не только обманутых девчонок, но и тех, кто создал этот кино-обман, из-за которого попали за решётку тысячи наивных зрителей.
Тогда заявление православного писателя было похоже на партизанскую вылазку. Его выступление даже никто не прокомментировал, все старались обойти эту тему. А теперь подобное призвание сделал государственный чиновник высокого ранга. Это уже большая победа. Конечно, ангажированные масс-медиа постараются замолчать откровение Алексея Величко. Но честные журналисты должны сделать всё возможное, чтобы довести его до общественного сознания. Как говорят медики, правильный диагноз — это половина лечения. А вторую половину мы постараемся провести сами — с Божией помощью.

Защита — вера Православная

Во время обеденного перерыва я решил задать самые болезненные вопросы одному из сопредседателей секции — Архиепископу Витебскому и Оршанкому Димитрию, председателю Отдела по взаимодействию Белорусского Экзархата с МВД и ДИН МВД Республики Беларусь.
— Владыко, как защитить наших детей от губительного действия телевидения, интернета и других средств массовой информации, подавляющее большинство которых пропагандируют вседозволенность, насилие, разврат?
— Назовите мне хоть одну страну (за исключением, быть может, мусульманского мира), где не ведётся такая пропаганда.
— Мы живём в христианском мире, у нас не рубят головы за пропаганду растления. Что же делать в семье, которая имеет растлевающий «ящик»?
— Подобный вопрос задали известному иерарху Русской Православной Церкви. Он ответил наглядно: подошёл к розетке и выдернул вилку с проводом от телевизора. «Как бороться? А вот так, сынок!».
Как тут можно бороться… Читайте Откровение Иоанна Богослова — там написано, куда мы идём.
— Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил сказал мне в интервью, что надо всеми силами укреплять семью — тогда она защитит детей от любого зла, в том числе от растлевающих СМИ. Вы согласны с этим?
— Тут должны быть вместе семья и государство. Государство должно заботиться о детях, ведь правильно? А если временщик пришёл, побыл четыре года и ушёл…
— Но у вас-то в Белоруссии не временщик. Батька заботится о народе: промышленность и сельское хозяйство набирают обороты, люди имеют достаток, смело рожают детей. А у нас — разгром всего, и материального и духовного, очень многие делают аборты: боятся, не прокормят детей. Мы с завистью смотрим на вас из России.
— Какая могущественная была у нас страна! И во что её превратили. Кто-то ж это безобразие наводит, да? А знаете имя его?
— Нет.
— Сатана…
Признаться, я не ожидал от Владыки Димитрия столь пессимистических ответов. Быть может, они и соответствуют действительности. Но у нас растут дети и внуки, поэтому мы не имеем права предаваться унынию при виде разрушительного шествия сатаны. Должны бороться за своих потомков изо всех сил, до последней возможности. Надо только правильно выбрать стратегию борьбы. И тогда, с Божией помощью мы достигнем успеха.
Я решил продолжить поиски ответов на волнующие вопросы. В конце первого дня работы секции дождался, когда Епископ Красногорский Иринарх освободится от дел, и спросил его:
— Владыко, заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Алексей Величко с горечью сказал в своём докладе, что огромное количество заключённых оказалось в российских тюрьмах потому, что «воспитывались» на фильмах, пропагандирующих вседозволенность, злобу и другие пороки. Как же защитить людей от этого озлобления, чтобы они не попадали в тюрьмы, где ещё больше калечат их души?
— Трудно защитить человека от сумы и тюрьмы, как говорит русская пословица. Но, по крайней мере, надо стараться их избежать. А для этого нужно воспитывать ребёнка с раннего возраста в духе какого-то законопослушания. Ведь заключённые, нарушившие закон, это, прежде всего, те, которые не хотят жить в тех условиях, по тем нормам или канонам, по которым принято жить в том или ином обществе. И, преступая закон, они оказываются среди тех, кого помещают в места лишения свободы.
Мне кажется, что мы потеряли свои исторические корни. Трудно даже сказать, кто больше потерял своих исторических корней — Европа или Россия. Они, конечно, находятся на другом уровне развития культуры, прежде всего, материальной. И мы видим, как они через развитие массовой культуры утрачивают свою национальную культуру и оказываются на задворках. Всё меньше и меньше людей интересуются своими культурами, историческими традициями.
Мы должны хранить веру отцов, свои традиции и жить по заповедям всё-таки ж. Ведь заповеди – что это такое? Это не какие-то выдуманные идеалы, это общечеловеческие нравственные ценности, заложенные Творцом в нашу человеческую сущность. Эти общечеловеческие нравственные ценности свойственны всем традиционным религиям, всем великим культурам. И когда та или иная цивилизация отходила от общечеловеческих нравственных ценностей, она направляла свой путь к самоуничтожению.
— Отходила от каких ценностей?
— Ценности эти — Заповеди Моисея, Заповеди Божии: не убей, не укради, чти отца твоего и матерь твою, и так далее. И завершаются заповеди – не пожелай имущества ни ближнего твоего, ни жены его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. Если бы люди всё таки ж думали о своих ближних и, как сказал Господь, две основных заповеди хранили бы — любовь к Богу и любовь к ближнему, то, по крайней мере, они были бы гарантированны от того, что окажутся за решёткой. Если, правда, какая-то политическая или другая ситуация в случае не ввергнет их в эти места не столь отдалённые.
Вот, я бы сказал так: надо держаться веры своих отцов, своих народных традиций, доброго надо держаться, исполнять вот эти заповеди, то есть хранить общечеловеческие нравственные ценности, стараться быть законопослушным гражданином, если, конечно, эта законопослушность не уводит человека от Бога.
Если принуждают отречься от Бога, то мы предпочитаем смерть, а не жизнь. Потому что такая жизнь (отречение от Бога) — это духовная смерть. Мы считаем, что лучше избрать физическую смерть, но сохранить свою духовную жизнь — вместе с Богом, со Христом. Это единственное, что может заставить человека оказаться среди тех, кто не послушается, если таковы законы. Имеются в виду фашизм, расизм, экстремистские и тоталитарные системы.
Люди попадают в места заключения в силу того, что они не хотят жить так, как живёт общество. Они не признают ни законов, ни власть, ни страну, ни культуру, не признают никаких других ценностей. У них сама психология такова — перечить этому и вообще наплевательски относиться ко всему, что их окружает, жить так, как им хочется. Это и есть жизнь преступного мира — попав него, может ли человек стать законопослушным? Он и в тюрьме продолжает жить такой жизнью. Это если бы человек случайно туда попал, когда ещё сознание его не извращено и он настраивает себя на то, что я вот сейчас вытерплю это, пройдут годы заключения, вернусь обратно в гражданскую жизнь, буду строить семейные отношения, гражданские, какие угодно... Но они же так не мыслят, они живут другой жизнью.
— И это не удивительно. Ведь наша массовая культура в целом направлена на формирование преступного мышления.
— А это не наша культура. Это западная массовая культура, которая надвигается на нас.
— Как же защитить от неё наши семьи?
— Верой отцов — Православием.
— Но если жена радостно впитывает эту культуру через телевизор и компьютер, показывая пример детям, а муж против этого, но его не слушаются,  – что  делать?
— Ну, разводиться не будете?
— В том-то и дело – венчанный брак.
— Тогда ищите компромисс. Впрочем, в данном случае уже действует другой закон – из двух зол выбираем меньше. Что лучше – развестись или терпеть жену с её телевизором и компьютером? Человек сам должен решить: если терпеть такую жену меньшее зло, то не разводиться.
— Терпеть ради детей?
— Там может быть, что ради детей человека можно и в петлю, и в могилу загнать. Бывают и такие случаи: человек просто не выдерживает психически и физически, эмоционально не выдерживает. Там тоже не каждый может понести этот крест. Но надо молиться Богу. Бог вообще-то никогда не даёт креста тяжелее, чем человек мог бы его понести.
Нужно каким-то образом руководить своей жизнью и выстраивать её так, как учит Бог, учит Евангелие. Надо жизнь приспосабливать к исполнению Заповедей Божиих, как говорится в книге Сираха.
…Вдохновленный ответами Владыки Иринарха, я решил узнать, как «выстраивает» свою семейную жизнь руководитель, который в своём докладе бросил обвинение средствам массовой информации в растлении народа. В перерыве подошёл к заместителю директора Федеральной службы исполнения наказаний России Алексею Михайловичу Величко и задал ему простой вопрос:
— А у Вас в семье телевизор включается?
— Всё реже и реже, — ответил он.
— Дети у Вас есть?
— Две дочки, но уни взрослые уже: одной шестнадцать, другой двадцать три. А телевизор тоже редко смотрят.
А на компьютерных играх они сидят?
— Ну, играют иногда, но вполне могут без этого обходиться, «не на игле».
— Слава Богу: Вам удалось защитить детей от телевизионной зависимости, которая потом естественно переходит в компьютерную игроманию. Наверное, у Вас жена единомышленница?
— Ну, просто нам не интересно и некогда долго просиживать перед экраном.
— Внуки у Вас есть?
— Нет, но когда появятся, они будут смотреть хорошие мультфильмы на дисках, а потом – хорошие фильмы.
— Как же Вам удалось уберечь детей от губительного действия «ящика»?
— А какой смысл это смотреть?
— Как какой – развращаться, деградировать, вырождаться.
(Смеётся). Да-да-да. Так и есть, конечно. Но это тоже не интересно. Вот информационный блок иногда смотришь, хотя компьютер тут предоставляет гораздо больше возможностей. Ну а фильмы, передачи, очередное шоу?..
— Если у детей нет тяги к этим примитивным развлечениям, то в их душах есть более высокие ценности. Наверное, они православные?
— Православные.
— И жена у Вас воцерковлённая?
— У нас все воцерковлённые.
— Вот это, наверное, и есть защита от растления?
— Я думаю — да.
— И это лучшая профилактика преступлений, благодаря которой наши дети не будут попадать в службу исполнения наказаний?
— Да, спасение в вере Православной.

Воспитание законопослушания

Как же воспитать наших детей в духе законопослушания, в вере Православной? К счастью, участники секции дали многочисленные ответы на этот непростой вопрос. Отрадно было наблюдать, как они  сообща решали проблемы, которые раньше некоторым из них казались неразрешимыми. Вот лишь один пример.
Удивило выступление  исполнительного директора Попечительского совета уголовно-исполнительной системы России, генерал-майора в отставке Бориса Алексеевича Сушкова. Он рассказал, что 15 лет участвует в Рождественских чтениях, но положительных сдвигов не видит. Мол, количество верующих не растёт (5-6 процентов, как и раньше), священников не хватает, особенно в местах лишения свободы. Лет 10 назад батюшкам помогали волонтёры, но сейчас их нет (зато они есть у протестантов). У православных мало реабилитационных центров для вышедших на свободу, а вот у баптистов и евангелистов их много.
«Центральное телевидение помощником не является» (спасибо и Вам, Борис Алексеевич за такое признание). Поэтому Попечительский совет сам отбирает «высоконравственные фильмы" и организует их рассылку по тюрьмам России. Но, по мнению оратора, «нет православных, вызывающих доверие фильмов». Дескать, не на чем воспитывать любовь к вере предков. А очень жаль, ведь воспитатель собирает заключенных в кинозале и показывает «то, что нужно показывать». Потом, на свободе, у них не будет возможности смотреть такие фильмы (там им будут показывать безнравственность). Лет пять назад была попытка создать тюремный канал телевидения: «Это очень-очень усилило бы воспитательную работу». Но попытка заглохла…
Однако во время работы секции выяснилось, что на самом деле не всё так плохо. Алексей Михайлович Величко сообщил, что «уже принято решение обеспечить все наши учреждения кабельным телевидением». Мы не можем пробить тюремный канал на ЦТ, но вполне возможно показывать по кабельному телевидению достойные программы и фильмы, которые могли бы смотреть в свободное время все заключённые.
Владыка Иринарх сообщил, что сегодня уже более тысячи священнослужителей несут послушание в местах лишения свободы, а всего их должно быть полторы тысячи. И в скором времени им будут помогать многочисленные волонтёры. Что касается реабилитации заключённых, вышедших на свободу, то на ней будут сосредоточены главные усилия в тюремном служении Русской Православной Церкви.
И вообще Владыка считает, что мы не имеем права поддаваться унынию при виде стремительно растущей преступности, когда некоторым кажется, что наступает Апокалипсис. Он действительно наступит, если мы опустим руки. Но «Церковь должна заставить людей верить: Россия должна возродиться. Положение небезнадёжно, хотя и очень трудно».
В свете этого оптимизма показалось очень странным одно недоразумение в работе секции. В первый день Еископ Иринарх заметил в своём выступлении об «анонимных алкоголиках и наркоманах»: «В целом это протестантская практика, но она переложима на православную». Имеются в виду общества анонимных алкоголиков и наркоманов, которые возникли в протестантской Америке, распространились по многим странам а в последние годы стали успешно работать в России. В этих обществах тысячи наших соотечественников реально освободились от тяжелейшей зависимости.
В 2005 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие таких обществ при православных приходах Москвы. И вот недавно в Даниловом монастыре торжественно отмечалось пятилетие православного профилактического комплекса «Метанойя», где в группах анонимных алкоголиков и наркоманов работают сообща психиатры и священнослужители. Работают очень успешно, потому что реально может избавиться от зависимости только человек, у которого в душе появились более высокие ценности, чем галлюцинации опьянённого сознания. И эти ценности даёт Православие. Поэтому Владыка Иринарх заявил, что «никто не может препятствовать тому, чтобы организовывать эти группы среди тех заключённых, которые имеют особую проблему хронического алкоголизма или наркомании».
Каково же было удивление собравшихся, когда на следующий день на трибуну вышел один батюшка из отдалённого региона России и стал читать свой доклад… решительно осуждающий деятельность анонимных алкоголиков. По его мнению, это тоталитарная секта, которая охватила своими щупальцами весь мир и вот добралась до России. Батюшка долго и невразумительно призывал других священников и их прихожан не вступать в эту «секту».
Но самое печальное, что отпугивая людей от лечения в православных обществах анонимных алкоголиков, священник ничего не предлагал взамен. Как же будут избавляться от зависимости в местах лишения свободы, куда больше половины осуждённых попали из-за водки или наркотиков? Алексей Михайлович Величко сообщил, что психиатры вынуждены предлагать заключённым добровольное кодирование от пьянства, хотя оно не безопасно для человеческой души, о чём хорошо знают священники. Но вот прекрасно прошла апробацию методика анонимных алкоголиков, которую специально «переложили на православие» священники Свято-Данилова монастыря — казалось бы, надо быстрее перенимать её тысяче батюшек, работающих с пьяницами и наркоманами в местах лишения свободы… И вдруг какой-то иерей начинает «доказывать» опасность этого дела — вопреки тому, что епископ утверждает прямо противоположное.
После доклада странного батюшки я подошёл к нему и спросил, знает ли он что-нибудь о православном реабилитационном комплексе «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре, где избавились от алкоголизм а и наркомании более тысячи человек? Оказывается, он не знал о нём ничего! А свои умозаключения о тоталитарном характере обществ анонимных алкоголиков сделал, прочитав о них некие теоретические труды…
Я не смею комментировать эту ситуацию. Просто присоединюсь к просьбе одного из организаторов работы секции - руководителю Центра духовного просвещения Синодального отдела по тюремному служению РПЦ Натальи Владимировны Пономарёвой. Она попросила батюшек не выступать с осуждением деятельности организаций (где работают и православные священники), о которых Церковь ещё не выработала общее мнение.

Путь к спасению

Многие участники секции рассказали о своём уникальном опыте работы с заключёнными. Сделанные ими открытия могут пригодиться всем, потому что, рано или поздно, мы буде общаться, а то и работать с освобождёнными.
Так, Игорь Владимирович Пыжьянов нашёл очень простой и эффективный способ перевоспитания «спецконтингента»:  предоставил ему возможность заниматься тем, что он больше всего любил ещё на свободе, - спортом. Но не простым.
Когда-то он работал в Екатеринбурге начальником службы епархиальной безопасности. Собрал группу профессионалов, которые любили своё дело и хотели совершенствоваться в нём. А главное – они были православными людьми, которые стремятся к спасению души. И постепенно ребята пришли к выводу, что надо бороться не с преступностью, а с её причинами – воспитывать молодежь так, чтобы она не становилась на путь греха и порока, не скатывалась в преступный мир.
Однажды они пришли к Правящему Архиерею Владыке Викентию и сказали:
- Владыко святый, не могли бы Вы благословить открытие спортивно-патриотической организации. Дело в том, что большая часть людей занимается спортом, но Церковь не может как бы охватить их своим крылом любви. А мы готовы ей в этом помочь.
Владыка благословил. Ребята посмотрели историю, и оказалось, что Царь Николай II  впервые отправил российскую сборную на Олимпийские игры и благодаря ему наши спортсмены привезли оттуда первое золото. Это был очень вдохновляющий исторический факт для православных  спортсменов, которые решили развернуть  патриотическую  работу с молодёжью на екатеринбургской земле, где особенно почитают Святых Царственных Мучеников. Они нашли много подобных фактов, которые позволяют придавать воспитательное значение спортивным соревнованиям.
И вот однажды их пригласили в детскую колонию, чтобы они провели спортивное мероприятие. Там ожидали, что приедет маленький дедушка с бородой и скажет: «Ребята, давайте заниматься физкультурой». Каково же было удивление колонистов, когда приехали настоящие богатыри – мастер спорта Игорь Пыжьянов и его тренер Игорь Фоменко, который был мастером аж по пяти видам спорта.
— Приехали здоровье мужчины, всех построили и провели чемпионат на самого сильного человека в колонии, — рассказывает Игорь Пыжьянов. — Привезли кубки переходящие, медали с изображением Святого Креста, духовную литературу. В результате колония, извините за выражение, на уши встала.
Все поняли, что к таким мероприятиям надо готовиться. Спортсмены и колонисты договорились встретиться через месяц. Ребята отнеслись к заданию серьёзно — и в следующий раз провели чемпионат по армрестлингу, по подтягиванию, по выходу силой (на перекладине), по другим видам спорта. И когда спортсмены увидели, что заключённым это нравится, они стали ездить во все колонии, которые есть в области (а их там сорок восемь).
Во взрослых колониях их стали ждать с нетерпением. А если они не могли вовремя приехать в детскую колонию, ребята устраивали там забастовку, требуя обещанного чемпионата. Спортсменам приходилось срочно изыскивать средства (поначалу у них не было благодетелей), которые чудесным образом появлялись, - и ликующие пацаны колонии выкладывались в соревнованиях под руководством любимых наставников… За шесть лет спортивно-патриотический клуб с неизменным успехом провел около двухсот подобных мероприятий.
— Они проводятся в живом, нормальном ключе, - объясняет Игорь Владимирович. — Человека вызывают не так, как обычно: «Иванов (Петров) вышел». А вот так (рассказывая об этом, он сделал глубокий вдох и могучим басом объявил): «На сцену приглашается представитель пятого отряда И-ва-нов Ни-ко-лай!!!» Он выходит ошеломлённый: его имя вообще первый раз громко назвали. Выигрывает у всех подряд, получает красивую золотую медаль и духовную литературу.
Игорь Пыжьянов призвал собравшихся на секции батюшек искать верующих спортсменов, которые могли бы проводить соревнования в колониях. Некоторые сетуют, что у них там храмы пустуют. А после спортивно-патриотических мероприятий количество прихожан увеличивается с пяти до двухсот пятидесяти — батюшки даже жалуются. «Так что черёз спорт веру нести в колонии легче лёгкого», — радостно сообщил Игорь Пыжьянов, вызвав дружные аплодисменты собравшихся.
Но тут встал Владыка Димитрий и задал скептический вопрос:
— В колониях есть возможности для занятиях спортом: они бегают, тренируются, вовремя ложатся, вовремя встают. Но после так называемой перестройки огромное количество прекрасных спортсменов стали бандитами. Кого же мы готовим на спортивных мероприятиях в колониях?
— Ответ очень прост. Когда человек выходит из тюрьмы и попадает в свой двор, он там автоматически становится авторитетом. А если выходит верующий, то он обращает в веру других. Рассказывает хулиганам, что раньше сам был таким, как они, но всё изменилось, когда узнал, что есть Бог, а душа вечная. Так что наши подопечные не просто бегают и прыгают – они верующими становятся и ведут за собой других, - вдохновенно ответил Игорь Пыжьянов,  вызвав ещё больше аплодисментов.
…Конечно, я не утерпел - во время перерыва разыскал в буфете Игоря Владимировича и попросил его подробнее объяснить, как же он перевоспитывает преступников спортом, да  ещё прививает им веру Православную.
— Они назанимаются, наорутся, наболеются, и вдруг — пауза: я вышел и сказал им слово — например, лекцию против суицида или против алкоголя. Не занудно: «Пить нельзя», — а интересно. Мол, что такое алкоголь: дрожжи — это бактерии, которые пожирают сахар, переваривают его и испражняются; вот эти испражнения и есть спирт, другим способом получить его невозможно. И те, кто употребляет алкоголь, пьют… мочу! Потому и говорят: «Моча в голову ударила»… Услышав это, они хлопают и кричат: «Класс! Спасибо, брат! Мы тут все уже офанарели от этой мочи!»
Эти люди каждый день выходят на свободу, по 40-50 человек — в наши дворы, в наши дома. Знакомятся с нашими дочерьми, общаются на работе с нашими жёнами. Наша задача, чтобы они оттуда вышли хотя бы, как минимум, с крестами на шее. Чтобы они знали: пусть лучше голову с них снимут, чем крест.
— А тот, кто захочет снять крест, пусть знает, что будет страшно наказан. В этом на опыте убеждаются ребята в армии. Деды могут отнять у молодых что угодно, но крест снимать боятся.
— Да, крест имеет огромную силу. Когда на дне рождения ко мне подошёл один друг пьяный, предложил пойти по деревне и всем встречным морды набить, я стал возражать, но ни один аргумент его не устраивал. Тогда я сказал: «Слушай, но на тебе крест висит Православный». И он разу успокоился.
Любого пьяного человека крестом можно остановить. За столом когда начинает: «Да я убью тебя, давай выйдем!» - нужно встать и его перекрестить. Он просто теряется… Это серьёзное дело.
— А трезвого можно остановить крестом?
— Можно. Вообще в единоборствах очень хорошо первым делом глазами человека перекрестить.
— Это как: глазами вверх-вниз, влево-вправо?
— Да, и мысленно произнести: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!». Прёт он на тебя, придурок: «Да иди сюда!» - а ты просто глазами его крестишь. И он останавливается как вкопанный. Ты мимо него проходишь и говоришь спокойно: «Всё хорошо»… Это моя личная практика.
— Но вернёмся к главной теме. То, что Вы рассказываете, это настоящее чудо, которое не укладывается в нашем сознании. Можно ли как-то объяснить, почему с помощью спорта даже преступника нетрудно привести к Православию – как Вы говорите, «легче лёгкого»?
— В наше время у каждого человека, выражаясь мирским языком, душа заполнена информацией. И что бы он туда ни посылал новое, оно уже  не влезает. Душу надо освободить от информационного мусора, и только тогда она сможет вместить что-то новое. Одну из таких возможностей даёт спорт. Когда человек хватает два мешка по сорок килограмм и бежит в эстафете по кругу, а ему все орут: «Саня, давай!!!», - вы посмотрите на его лицо. Он забывает, что в тюрьме сидит, что людей поубивал, - забывает всё. Он в экстазе, он превратился в ребёнка. Теперь душа его свободна: из неё вылетел информационный мусор. И  можно наполнять её Православием.
…Быть может, у скептиков вызовет недоверие такое объяснение удивительного успеха миссионерской деятельности спортсменов в колониях. А я был поражён тем, что, сами того не ведая, они создали методику, которую применяют некоторые российские психотерапевты для избавления от тяжёлых психических расстройств воинов, побывавших в Афганистане или Чечне. Им предлагают сделать за один раз… тысячу отжиманий руками от пола. От  такого сверхнапряжения у воинов как бы открывается подсознание, которое освобождается от травмирующих переживаний или меняет отношение к ним  из отрицательного на положительное. После этой коррекции исчезает навязчивое желание покончить с собой или забыться в наркотиках.
Когда я рассказал об этом Игорю Пыжьянову, он сильно удивился и даже немного испугался: как православный человек, настороженно относится к практике психотерапевтов. Да, они открыли некоторые механизмы психики, но далеко не всегда используют их с пользой для души пациента. Однако тем и ценен подход Игоря Владимировича и его единомышленников, что они выработали его эмпирически, методом проб и ошибок, не руководствуясь никакими научными теориями. Слушая вдохновенный рассказ о том, как приходят к Православной вере… преступники, начинаешь верить в истинность спортивного «метода»: Сам Бог вложил его в умы и сердца миссионеров.

Чудеса милосердия

Потрясающее впечатление произвёл на собравшихся рассказ отца Александра Железовского - настоятеля храма во имя Петра и Павла в зоне особого режима (ИК-8) города Орши Витебской области Республики Беларусь. Батюшка показывал многочисленные слайды и с радостью сообщал: вот, у нас в колонии для заключённых делается и это, и то, и другое. По восторженным лицам сфотографированных колонистов было видно, что они счастливы, участвуя в мероприятиях, организованных батюшкой, и очень любят его. А он просто сиял от  радости, комментируя иллюстрации.
Потом я нашёл этого счастливого священника в кулуарах секции и задал ему несколько вопросов:
— Отец Александр. В Вашем рассказе о служении в зоне меня больше всего удивило и обрадовало… само состояние рассказчика: создалось впречатление, что Вы счастливы, постоянно работая с преступниками. А недавно я разговаривал с бывшим наркоманом, который избавился от зависимости с Божией помощью и сейчас «снимает с иглы» заключённых: он заявил мне, что лучшее место для проповеди Слова Божия – это… тюрьма. Как Вы, батюшка, можете объяснить этот странный и страшный парадокс?
— Ещё митрополит Филарет (Дроздов) целую речь сказал о том, кто сидит в колониях. Это изгои: их изолируют от общества, их лишают гражданства, то есть делают всё, чтобы они только не были среди нас. И в то же время человек приходит туда – а там храм, который его принимает. Он не ходил в храм на воле, некогда было: пьянство, воровство, разврат. А тут священник его ждёт, и храм открыт для всех, кого общество изолировало. Поэтому как можно быть несчастным и как не сиять, если ты идёшь к тем несчастным, которые в храм не могли попасть на воле. И вот они приходят ко мне по молитвам апостолов Петра и Павла: они тоже были узниками и их имя носит наш храм.
Но много таких, которые, как бы сказать,  душой-то готовы, а ноги не идут. Для них прийти в храм трудно, как на воле, так и в тюрьме. С ними я работаю в клубе, где числюсь руководителем кружка (штатной должности священника в колонии нет).
— То есть зарплата у Вас мизерная, но это не мешает Вам радоваться жизни. Скажите, пожалуйста, откуда в храме появляется всё необходимое для богослужения: свечи, просфоры, вино, и так далее?
— У нас зона промышленная, в ней есть и металлообработка, и деревообработка. Люди жертвуют на храм небольшую часть заработанных денег. Их мамы, папы, жёны, которые приезжают на встречу со своими родственниками, тоже помогают. Они сами звонят им: «Мама, я верующим стал, привези пачку свечей». И она с радостью выполняет просьбу сына. То есть, мы никого не насилуем, ни к кому не залезаем в карман; сами родственники привозят к нам свечи и лампадное масло.
— Отец Александр, на секции приводили отрадную статистику: если люди отбывают наказание в зоне, где постоянно работает православный священник, то потом они  совершают преступлений вдвое меньше, чем выходцы из других зон. Приведите, пожалуйста, конкретные примеры благотворного влияния церкви на заключённых.
— Один мой подопечный был осуждён за разбой и грабёж. На него смотреть было страшно: весь в шрамах, нос свёрнут набок в пьяной драке. Но Господь привёл его к себе, сейчас он — иеромонах Никон в Донецкой епархии.
Ещё один наш выходец — спортсмен, отбывавший наказание за наркоманию: сейчас это диакон Василий, который служит в Белоруссии.
— То есть он, ко всему прочему, избавился от наркотической зависимости?
— Да, и он ещё был туберкулёзником к тому же.
— Как это был? А теперь нет?
— У него не осталось даже признаков того, что был туберкулёз.
— Это же настоящее чудо, оно может вдохновить многих. Расскажите, пожалуйста, как он воцерковлялся.
— С Божией помощью я начал приобщать Василия к вере, потом он стал старостой, освободился, женился и в другой епархии был рукоположен в диакона. Хочет приехать, послужить со мной литургию в храме, где раньше был осужденным.
Ещё в зоне воцерковился Сергий — разбойник, наш земляк, оршанец. Когда он вышел на свободу, я отправил его в Оптину пустынь к отцу Илию. Там он познакомился с паломницей, которая как бы случайно оказалась… прихожанкой нашего храма. В Оршу они возвращались вместе и потом стали мужем и женой. Детей у них нет, возраст не позволяет. Сейчас Сергий служит пономарём в сельском храме... А ведь восемь лет назад я нашёл его в туберкулёзной больнице для заключённых!
— Как нашёл — Вы там окормляете больных?
— Раньше я служил именно в туберкулёзной больнице.
— И Вы потребляли Святые Дары вслед за туберкулезниками — из той же чаши, той же лжицей?
— Конечно.
— Но в таких заведениях обычно лежат и больные СПИДом!
— И за ними потреблял.
— Дорогой Вы наш! Я давно ищу такого священника, который подтвердил бы, что это возможно. От друзей-писателей когда-то слышал, что в некоторых колониях батюшки исповедуют и причащают больных туберкулёзом и СПИДом — этих отверженных, к которым здоровые даже приблизиться боятся. Больные живут в изолированных корпусах, где сами себя обслуживают и провожают на тот свет. Но чудом Божиим батюшки от них не заражаются. Вы, судя по Вашему виду, на здоровье не жалуетесь, несмотря на постоянные контакты с заражёнными?
— Да, слава Богу. В этой зоне у меня восемь ВИЧ-инфецированных прихожан. А в другой зоне, где я раньше служил в больничной церкви, все были туберкулёзеники. Там я и нашёл Василия и Сергея. Чудом Божиим они избавились от болезни и даже забыли о том, что болели туберкулёзом.
— А вам не страшно потреблять Святые Дары лжицей, которую только что облизали больные СПИДом или туберкулёзом?
— Потом специалисты объяснили мне, что ВИЧ-инфекция со слюной не передаётся.
— А туберкулёзная палочка?
— Передаётся.
— Почему же Вы не заболеваете?
— Господь милует. Если же Он попустит мне заболеть, так оно и должно быть, я полагаю. Поэтому всё делаю с верой. А без веры я бы давно отправился на тот свет.
…Потрясающая любовь к ближнему, готовность умереть ради его спасения, способность радоваться жизни, какой бы ужасной она ни казалась, и передавать другим своё возвышенное состояние, - всем этим щедро одарил Господь иерея Александра Железовского. Его личный пример лучше любой проповеди убеждает заключенных в истинности и спасительности Православия, приводит их к Богу и покаянию.
Рассказ отца Александра даже пессимистов убеждает, что на самом деле жизнь прекрасна, хотя иногда кажется беспросветной. Так, с Божией помощью человек может избавиться от тяжелейших заболеваний, против которых бессильна медицина. Избавиться в колонии, где для успешного лечения нет ни лекарств, ни денег. А здоровый человек может даже не заразиться от больных, с которыми общается годами, вопреки запугиваниям врачей. Надо только иметь большую любовь к Богу и ближним, которая открывает человека для благотворного воздействия высших сил, преодолевающих законы естества.
…И в завершение своего репортажа я расскажу ещё об одном чуде милосердия. В конце первого дня работы секции сотрудник Синодального отдела тюремного служения Сергей Викторович Тинт обратился к собравшимся священникам с неожиданной просьбой:
— Честные отцы! Помолитесь о рабах Божиих Ксении, Глебе и Антонии из фонда «Русская Берёза», благодаря которым Вы смогли получить замечательные подарки.
Только что батюшкам из бедных тюремных храмов вручили очень дорогие, красивые Евангелия, дарохранительницы и дароносицы, кресты, потиры, кадила, другие предметы, необходимые для Богослужения. И всё это было куплено на деньги, которые пожертвовали благотворители Глеб и Антоний через фонд «Русская Берёза», возглавляемый рабой Божией Ксенией. А в начале следующего дня, когда раздавали последние подарки, собравшимся подробно рассказали о деятельности этого благотворительного фонда помощи многодетным семьям и детям-сиротам.
Слёзы навернулись на глаза, когда сотрудники Синодального отдела по тюремному служению объяснили батюшкам, почему они получают прекрасные подарки. Оказывается, это награды тем колониям, в которых заключенные написали… картины и иконы. А некоторые вырезали их по дереву, сделали керамические фигурки святых. Эти и другие произведения они прислали в Москву на конкурс, где сотрудники отдела отобрали самое лучшее для выставки, которая демонстрировалась участникам секции.
Это просто потрясает: в местах, где, по слову Владыки, так много зла. нашлись подвижники, которые, вопреки насмешкам и побоям, в свободное от работы время вдохновенно писали иконы. За эти конкурсные работы их тюремные храмы получили предметы для священнодействия, которые будут помогать преступникам приходить к Богу. И всё это стало возможным благодаря фонду «Русская Берёза», профинансировавшему конкурс.
Личный пример всех людей, которые участвовали в этой акции милосердия, настолько вдохновляет, что способен пробудить уснувшую совесть даже закоренелых преступников, сидящих в заключении или гуляющих на свободе. Он заставит их задуматься о том, зачем они живут, что останется после них. И, быть может, обратит этих людей к Богу, как уже произошло с теми, о ком я рассказал в этом репортаже.
…После завершения работы секции я позвонил председателю благотворительного фонда «Русская Берёза» Оксане Михайловне Гарнаевой и попросил рассказать, почему её общественная организация сотрудничает с Синодальным отелом по тюремному служению Московского Патриархата. Вот что она ответила:
— Мы уже давно помогаем заключённым, десятки посылок отсылаем в месяц, это одно из наших направлений. Так что удивительного в том, что благотворители фонда поучаствовали в приобретении наград, нет. Мы исполняем то, что заповедовал нам Христос. Заключенные тоже дети. Дети Бога. У многих заключенных, которые к нам обращаются, остались на воле дети. Мы их поддерживаем. Кто-то сам сирота. Кто-то вышел из неблагополучной семьи. Это наше лицо. Это трагедия нашего народа. Мы должны понимать, что на нас лежит ответственность не допустить того, чтобы из наших подопечных семей вышли заключенные. Письма осужденных часто наполнены раскаянием о содеянном. Наша газета «Русская Берёза» идёт далеко, и такие письма будет очень полезно читать в ней тем, кто выбирает свой жизненный путь.


ФОТОРЕПОРТАЖ

 

 


 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"
Rambler's Top100