"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни
счастья, ни благополучия"
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
16 апреля 2012 г. Гости из Японии
Дмитрий Герасименко
Весь офис нервно заучивает приветствие на слишком для нас экзотическом языке. Японцы приезжают! И не какие-нибудь туристы, а ведущий японский телеканал NHK. Бегу с фотоаппаратом домой к Оксане Михайловне, такое событие необходимо запечатлеть для истории, и, можно сказать, натыкаюсь на съёмочную группу. Переводчица сразу ко мне:
— Вы будете снимать?
— Да.
— Хорошо, но только без вспышки, и когда будет записываться звук, Вы не должны щёлкать фотоаппаратом.
— Договорились.
Да, строго у них! Поднимаюсь на этаж, вхожу в квартиру Оксаны Михайловны. На пороге меня встречают все домашние… собачки и кошечки и дружно выражают свою радость подпрыгиваниями, полаиваниями и неистовым вилянием хвостов. С трудом смог убедить их в том, что ждут они не меня, и приготовился к фотосъёмке. Квартира медленно и важно наполнилась знаменитыми японскими улыбками, и после процедуры знакомства шествие направилось в комнату Алеси. Пытаюсь снимать, и тут же получаю нагоняй от ассистентки, которая знаками показывает, что фотоаппарат слишком громко щёлкает. Прикладываю руку к груди и с виноватым выражением лица наблюдаю, как процессия столь же медленно и важно перемещается в комнату мальчиков. Дети – народ непосредственный, и поэтому без всякой задней мысли первой в демонстрации своих достижений была модель крейсера «Варяг». Тем временем старший сын Оксаны Михайловны переступает порог дома и тут же попадает в объектив камеры. Юсукэ Какухата, известный писатель и путешественник, сразу же задаёт ему вопрос:
— Вы тоже работаете в фонде?
— Да, в свободное от учёбы в институте время.
— А после института Вы планируете продолжить работу в Фонде?
— Да, конечно. Я считаю этот род деятельности наиболее важным и значимым для себя. Буду всеми силами помогать маме.
Не менее знаменитое японское о-о-о-о-о, с самыми разнообразными интонациями, от удивления до восхищения стало звучать столь часто, что несведущий человек мог бы принять Юсукэ за немого. Особенно ярко интонации зазвучали, когда хозяева дома пригласили его к столу, и Юсукэ, вкушая пасхальную трапезу, внимательно слушал рассказ Оксаны Михайловны о том, для чего христиане окрашивают куриные яйца. Трапеза плавно перешла в интервью и длинные с забавными интонациями переводы дали мне возможность немного пофотографировать.
Первые вопросы по традиции касались биографии Оксаны Михайловны, истории её семьи. Когда Оксана Михайловна рассказывала о своём муже, Григории Алексеевиче, Юсукэ, дождавшись перевода, долго-долго моргал глазками, после чего его «фирменное» о-о-о-о-о прозвучало особенно протяжно-восхищённо. Мудрено ли! Многие ли решатся взять в жёны женщину с четырьмя детьми да потом ещё четверых принять под свою опеку? Но каково же было удивление всей съёмочной группы, когда они узнали от главы семейства, что Григорий Алексеевич тоже работает в Фонде, что раньше у него был свой бизнес, но когда он впервые побывал в детском доме, решил для себя раз и навсегда – вот то дело, которому он хочет посвятить себя, его призвание.
Выяснив для себя, кому помогает Фонд, Юсукэ задал вопрос Оксане Михайловне:
— Почему в России так много нуждающихся, каковы основные причины?
— Главная причина – бездуховность, которую многие десятилетия насаждали в России. Разрушали не просто храмы – разрушали духовные традиции, среди которых милосердие, человеколюбие – одни из главных. До революции все семьи были многодетными, и никто никуда детей не сдавал, потому что для верующего человека ребёнок – это дар Божий! Вместе с храмами уничтожали и носителей этих традиций – священнослужителей. И теперь, не видя для себя ни внятных целей, ни направлений развития, а главное — смысла бытия, наши соотечественники оказались в ситуации крайней растерянности, многие впали в уныние.
— Когда на Ваш взгляд ситуация в России улучшится?
— Нужно время. Мы обязательно воспрянем духом, просто мы пережили непростые времена, и теперь необходим период восстановления, духовной реабилитации, если хотите.
Далее разговор перешёл уже в политическую плоскость и надо отдать должное Оксане Михайловне, она с честью справилась с весьма каверзными вопросами японского писателя, акцентируя его внимание на положительных явлениях в стране, которые трудно переоценить:
— Мы можем посещать храмы без опасения преследований, выражать свои мысли открыто, заниматься любимым делом, выбирать своё будущее.
— Тяжело ли Вам?
— Мне не тяжело. Это святому Николаю Японскому было тяжело. Однажды синтоистский священнослужительТакума Савабэ, бывший самурай, пришел в дом к о. Николаю, чтобы убить его, так как считал, что религия — средство, используемое другими государствами для захвата Японии. Но святитель остановил его, сказав, что нельзя судить о каком-либо предмете, не зная его. Это высказывание заинтриговало синтоиста. Впоследствии он часто беседовал с о. Николаем, с величайшей любознательностью впитывал в себя неведомое для себя учение, а затем принял Православие и, в конце концов, стал священником. Это был первый крещёный японец. А через два года православная община в Японии насчитывала уже 4000 человек.
В завершение беседы Оксана Михайловна попросила Юсукэ поклониться от нас св. Николаю Японскому, когда он будет в Токио.
Затем съёмочная группа подкрепилась, а Юсукэ Какухата принялся играть с его новыми почитателями – собачками и кошечками, которые своим приветливым отношением окончательно размягчили сердце писателя.
Времени оставалось совсем мало, и мы почти бегом отправились снимать офис и приготовленную к открытию благотворительную трапезную. Юсукэ был очень впечатлён обширной картотекой наших подопечных и пожелал всем сотрудникам успехов в их деятельности.
На том и попрощались. Что ж… Будем ждать выхода в эфир программы с надеждой на то, что японские телевизионщики сохранят в своих сердцах всё то, что так часто заставляло их произносить своё знаменитое о-о-о-о! Может, когда-нибудь Юсукэ Какухата, наполненный столь яркими впечатлениями, напишет книгу об этой поездке, и многие японцы проникнутся силой русской духовности и человеколюбия и узнают Россию новую и полюбят её.