Иван Бунин.Портрет в интерьере истории

Выпуск газеты: 

 Недалеко от Парижа, в городке Сент-Женевьев-де-Буа находится кладбище, которое называют «русским». Здесь нашлипоследнее пристанище те русские, которым довелось в земной жизни скитаться вдали от родной земли. Среди могил есть и та, что украшена массивным белокаменным крестом: под ним покоится Иван Алексеевич Бунин.
Умер Бунин 8 ноября 1953 г. в Париже. Он прожил долгую жизнь, пережил революцию, мировые войны, пожизненную эмиграцию. «Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти, — говорит Бунин в «Жизни Арсеньева». — Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)... Вот к подобным людям принадлежу и я». О том, почему Бунин так дорог сердцу всякого русского, сказано предостаточно, написано множество научных трудов. Говоря о Бунине, мы говорим об эпохе ушедшей, но еще не скрывшейся за горизонтом. Это время дина¬мичное, сложное, противоречивое, и осмыслить его до конца вряд ли удастся в ближайшие десятилетия. На быстро меняющемся фоне истории Бунин предстает на удивление целостной, монолитной натурой. Имя его золотыми буквами вписано в историю России как имя последнего классика, отстаивающе¬го заветы великой литературы перед лицом «варварских» соблазнов «серебряного века». Бунин прекрасно осознавал эту свою миссию. В 1913 г. на юбилее газеты «Русские ведомости» он говорит: «Мы пережили и декаданс, и символизм, и натурализм, и порнографию, и богоборчество, и мифотворчество, и какой-то мистический анархизм, и Диониса, и Аполлона, и «пролеты в вечность», и садизм, и приятие мира, и неприятие мира, и адамизм, и акмеизм... Это ли не Вальпургиева ночь!» Самого Бунина эта метафизическая какоф¬ния не обошла стороной. Характерное для русской культуры охлаждение к социальным вопросам, поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера — все это присутствует и в его творчестве. Однако самодостаточной натуре Бунина всегда удавалось сохранять незамутненным взгляд как бы со стороны. Он трезво видел то бурление, которое происходило в России, в то время как его писательская слава росла, как снежный ком. Бунин — один из немногих (не единственный ли?) трезво-мудрых художников, кто сразу же резко отверг и февральский, и октябрьский перевороты. Он воспринимает утрату старой России, как утрату рая, который есть «обитель отчая со духи праведных, убиенных антихристом». Эта тоска, в которой все же сквозит надежда, прекрасно чувствуется в бу¬нинской «Розе Иерихона». Но отчаяние ближе к тоске, чем надежда. «... России — конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец, даже если и случится чудо, и мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине! Только как же это я не понимал, не понял этого раньше?» Немалую вину в совершившейся революционной катастрофе возлагает Бунин на элиту «серебряной» культуры. В «Окаянных днях», равно как и в иных очерках и рассказах, многим досталось от его желчной язвительности. Прав ли он? Прав. Но не злобного раздражения они заслуживали, однако, а жалости и трезвого осмысления их греха. Они, как слепые поводыри слепых, сами погибли в той пропасти, в которую с восторгом зазывали народ. Вообще Бунин был человеком (а оттого и писателем, поэтом), склонным к неприятию многого в людях и обществе. Всепрощение, любовь к ближнему, смирение — Бунин воспринимает их скорее как высокий и почти недостижимый идеал, нежели неизменное свойство человеческой натуры. Его душевная склонность и любовь всечасно изливались лишь на мир природы — это видно в его поэзии. В единении с природой, а не с людьми ощущала гармонию душа Бунина-поэта. И Создателя он славит и воспевает именно за эту дарованную ему гармонию. Бунин остро переживает расставание с Россией в 1922 г. Почти все произведения этих лет — о былой России. Но в них мы не найдем ностальгического елея и «ресторанных» стонов о «Москве злато-главой» со «звонами колоколов». В эмиграции Буниным написано десять новых книг прозы, в том числе «Роза Иерихона», «Солнечный удар», «Божье древо», повесть «Митина любовь». В 1943 г. писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник рассказов «Темные аллеи». За 33 года, прожитых во Франции, страна так и не стала для него родной. Его роман «Жизнь Арсеньева» получил в 1933 г. Нобелевскую премию «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Во время фашистской оккупации Франции Бунин отказался от сотрудничества с нацистами; прятал скрывавшихся евреев. В 1937 — 1945 гг. жил в крайней бедности, но писал рассказы, объединенные в книгу «Темные аллеи», которую Бунин считал «самой совершенной по мастерству». Приветствуя победу СССР над фашизмом и мучаясь от разлуки с родиной, Бунин никогда не смирился с тем общественным строем, который был установлен в России. Он по достоинству признается истинным завершителем славы великой русской классической литературы, едва ли не последним из творцов золотого ее века. Никто, кроме Бунина, не сохранил и не утвердил в своем творчестве ясную чистоту стиля, благородную сдержанность душевных движений, бескомпромиссное неприятие пошлости и нескромности, эстетической вседозволенности того искусства, свидетелем которого ему довелось стать. Бунин писал воспоминания, приводил в порядок архив и пытался работать вплоть до последнего дня жизни.

Фотоальбом: