Милостыня есть — прощать. Авва Исайа
По традиции раз в год, в последнее воскресенье масленичной недели, православные христиане особенно просят друг у друга прощения — наступает Прощеное воскресение. В этом году оно приходится на 6 марта
Особенное воскресение
В этот день во всех православных церквях на литургии будут читать Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где Иисус говорит о прощении обид ближним: призывает мириться с соперниками, подставлять щеку под удар, прощать долги наши так, как нам прощает Отец небесный. Согласитесь, нам с вами, современным людям, зачастую самоуверенным и самонадеянным, бывает очень трудно соблюсти эту заповедь. Но Господь настаивает на том, что мы должны прощать до «семижды семи раз», дает понять, что только в случае прощения ближних войдем мы в Царствие Божие. Иисус заповедует прощать от души, искренне, нелицимерно, встречать обидчика с радостью, так же, как встретил отец своего блудного сына — без тени упрека, а только с большой любовью. Не случайно Прощеное воскресенье приходится на последний день перед Великим постом — в этом большая мудрость. Не простив своих близких, родственников, коллег по работе, да и просто случайных людей, которые в транспорте на ногу наступают, мы не можем приблизиться к Богу, обрести душевного покоя, не можем нормально молиться, да просто не можем нормально жить, наконец, ведь обида разъедает душу. Попросив прощения и простив, мы можем с легким и чистым сердцем приступить к Великому Посту. Итак, в первое мартовское воскресение мы будем испрашивать прощения для себя и прощать тех, кто у нас попросит прощения. Давайте порассуждаем о том, что такое прощение и почему иногда так сложно простить.
Подвиг прощения
Простить — освободить от мук, страданий, болезни, исцелить, либо разрешить земные узы, упокоить. Такое определение дает этому слову Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре. И правда, вспомните, какое у вас было чувство, когда вы искренне и от души простили обидчика — словно гора с плеч, покой и свобода. Первые примеры прощения мы видим еще в Ветхом завете. К примеру, Иосиф, проданный братьями в рабство, становится приближенным фараона. Братья, понимая, что теперь их жизни зависят от него, устрашаются, но Иосиф говорит: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога». (Быт. 50:19). Христианские мученики также дают нам великий пример прощения. Так, однажды преподобного Серафима Саровского так избили разбойники, что остаток жизни он ходил сгорбленным. Но когда этих лихих людей нашли, святой Серафим простил их и просил не наказывать. А святая мученица диакониса Татиана Римская (жила при императоре Александре Севере (222-235 гг.), когда ее избивали и выкалывали глаза за веру, терпела кротко, молилась за своих мучителей и просила Бога, чтобы он открыл им духовные очи. Понятно, что подвиг мучеников и святых нам не под силу, да его от нас никто и не требует. Нам бы научится прощать хотя бы обиды житейские.
Почему мы обижаемся
Сколько раз в день в нашем сердце вспыхивает обида? Не уступили место в метро, косо посмотрел коллега по работе, жена не успела приготовить ужин и так далее. И попробуй тут же всем прощать. Трудная работа. А уж если обида более серьезная — любимый бросил, с работы уволили, ребенок откровенно нахамил — здесь и говорить нечего. Легче будет, если мы поймем, почему мы обижаемся, а также осознаем, почему важно простить. Св. праведный Иоанн Кронштадтский в первой части книги «Моя жизнь во Христе» пишет: «Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию». И правда, сильней всего обида на того, кто «попал в точку», открыл правду о нас, задел наше самомнение. Однажды автору этой статьи муж заявил: «Ты — эгоистка!». Ох, как же я обиделась! Я — и эгоистка? «Да как он мог, — думала я, — меня, такую жертвенную, обвинить в эгоизме!». Но позже, остыв и подумав, я призналась себе честно: «Да, бываю эгоистична, и даже очень». И до настоящей жертвенности мне ой как далеко. Так что нечего на правду обижаться. Лично мой небогатый жизненный опыт показал мне, что даже в сильной обиде (меня бросили, предали), если разобраться, почти всегда есть и моя «заслуга» тоже, нужно только ее увидеть.
А что говорит наука?
Психологи уже давно сходятся во мнении, что обида — это самая опасная эмоция с точки зрения последствий. От гнева бывает инфаркт (вспомните, как краснеет лицо человека в гневе, резкие приливы крови вызывают перепады в работе сердца). Камни в желчном пузыре досаждают людям завистливым. А вот от обиды бывают всевозможные опухоли. Мне приходилось читать истории, в которых люди, избавившись от обид и простив, избавлялись и от рака. Верить этому или нет — личное дело каждого, но прислушаться, думаю, стоит. К слову, психологи говорят, что прощающий человек проходит несколько стадий. То есть прощение — это процесс, он может занять одну секунду, если вам наступили на ногу в метро, а может и годы, если боль причинил близкий человек: отрицание, гнев, торговля, депрессия и принятие (то же, что и прощение). Если кратко, то эти стадии выглядят так: сначала мы отрицаем обиду («да нет, я не обижаюсь» или «этого не может быть»), затем злимся на обидчика, затем торгуемся с собой: «А если я его прощу, а если не прощу», затем впадаем в депрессию, и только потом приходит настоящее прощение. Кстати, мне кажется, что здесь и разрешается спор о том, слабость или сила в том, чтобы просить прощение и прощать. Думаю, сила, ведь для того, чтобы совершить эти два действия, нужно проделать огромную работу души, разобраться в сути, стать добрее и великодушнее. Куда легче надуться и затаить обиду.
Как прощать
Бывает, что мы хотим простить, а не можем. Умом понимаем, что нужно это сделать, а не получается. Как правило, так всегда и бывает, ведь редко кому удается сразу и быстро простить обидчика от всего сердца. Особенно если это близкий человек. Так и вертится в голове: «Ну, как ты мог? Столько лет рядом, а ты мне такое сказал!». Что делать? Конечно, обращаться к Господу. «Без Меня не можете творити ничего», в том числе и простить. Поэтому, давайте в таких случаях обращаться к Богу, и просить сил и мудрости для прощения. Можно просто своими словами говорить: «Боже, помоги мне не злиться на этого человека, научи, как помочь ему». Гораздо реже мы начнем обижаться, если будем следить за собой, за своими помыслами, чувствами и действиями. В этом случае мы увидим, что в нас самих много злого, что нам самим нужно очищаться, и пропадет всякое желание винить ближнего за его ошибки. Как говорит Игнатий Брянчанинов в первом томе «Аскетических опытов»: «Когда от души простишь всем ближним согрешения их, тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем все человечество, ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве». Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что нужно любить и прощать ближнего, когда он согрешает, даже больше, чем обычно, потому как «…он тогда болен, он в беде душевной, в опасности». То есть призывал нас не обижаться на человека, а молиться за него, сопереживать ему в его немощи. А еще, если мы будем понимать, что Господь попускает, чтобы нас обижали для нашего смирения, чтобы мы боролись со своей гордыней, то будет еще легче. Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях» пишет: «Можешь также, когда согрешит перед тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение от Бога; ибо сказано: отпущайте и отпустится вам (Лук. 6, 37); и так ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся». Так давайте же, дорогие читатели с Божией помощью учиться просить прощения и прощать, проделывать эту трудную работу души и не только в прощеное воскресенье, но и каждый день в нашей будничной жизни.