Россия во мглу не канет

Выпуск газеты: 

 

«Русская Береза» в гостях у московского пастыря, настоятеля храма Всех Святых, что в Красном Селе, члена Союза писателей России, протоиерея Артемия Владимирова. Интервью по вопросам Оксаны Михайловны Гарнаевой подготовила Наталья Топоркова.

 

 

— Дорогой отец Артемий! Наверное, для любой нормальной матери самое главное в жизни — её дети. Я — мать восьмерых детей, из категории матерей «наседок», переживаю за каждого своего ребёнка. Даже самый старший (22 года) для меня до сих пор маленький, хотя, конечно, он уже, можно сказать, самостоятельный мужчина. Четверо детишек у нас приёмные, но я их тоже люблю. Как Вы считаете, почему так много детей у нас в стране попадают в детские дома? Отчего женщины теряют материнский инстинкт?

— По многим причинам это совершается. Не будучи специалистом по данным проблемам, я как священник позволю себе поразмышлять, от чего скудеют в сердцах родительские чувства, а значит, и чувство долга, ответственности за тех, кого мы не просто приручили, а породили. Первая причина того, что дети оказываются безродными, — разврат. Потеря нравственности — это угроза для будущего страны. Не сохранившие даров девства, невинности, чистоты молодые люди перестают ощущать ответственность перед будущим поколением. Они не осознают себя призванными к великой миссии отцовства и материнства. Любовь и, соответственно, супружество — жертвенны. Муж и жена — это подлинные подвижники, герои, которые отказывают себе во многом ради сохранения взаимного мира и ради взращивания и воспитания детей. А развратники, те, кто занимается любодеянием, имеют авантюрную типологию и приносят естество в жертву сладострастию. Они ущербляют, повреждают собственную природу и даже давая рождение ребёнку, как правило, проявляют собственную неполноценность, нравственную неразвитость, более того, собственное нравственное падение, и отказываются от детей. А ещё потеря материнского инстинкта происходит от употребления обезболивающих средств при родах, анестезии. Ведь опыты на крысах, простите, показали, что если перед родами им сделать укол анестезии, то они не признают собственных крысят и пожирают их. Так происходит в мире животных. Поэтому, если мама не выстрадала своё дитя при рождении, она становится какой-то бесчувственной. Конечно, нам, мужчинам, об этом легче говорить, однако, природу не обманешь, и сегодня будущие мамы должны быть очень осторожны, избирательны в отношении технологий, которые им предлагают.

— Проблемы детей-сирот для меня очень близки и как для приёмной матери, и как для руководителя благотворительного фонда «Русская берёза» (благотворители фонда делают все возможное, чтобы дети из малоимущих семей не попадали в детские дома). Как Вы думаете, что должно измениться в сознании наших соотечественников, чтобы детей-сирот забирали в семьи?

— Многое сегодня меняется, поверьте. Бесплодие, причиной которого часто является и генно-модифицированная пища, побуждает многих искать законного разрешения постигшей их беды. Я имею в виду не употребление новшеств, связанных с суррогатным материнством и прочим безобразием, но усыновление детей. К этому ответственному делу нужно подходить с верой и любовью, ведь Сам Христос Спаситель сказал, что принимающий малое дитя во имя Его принимает и Спасителя, и Отца Небесного в дом свой (см.: Мк. 9, 37). Это настоящий подвиг. Сегодня многие пары проходят обучение, к примеру, при Марфо-Мариинской обители, где открыта школа для будущих родителей. И, конечно, все, наверное, помнят рассказы бабушек и дедушек о Великой Отечественной войне, когда совершенно естественным делом было усыновление сирот. Даже далёкие родственники и друзья в те трагические годы вовсе не раздумывали о том, чтобы принять в семью ещё один роток. Безусловно, для такого замечательного поступка, как усыновление, совершенно необходимы нравственное просвещение, христианское устроение ума и сердца. Во всяком случае, именно христианские родители получают от Господа Бога духовные силы (не говорю о материальных дотациях государства) для того, чтобы с великим терпением, благодушием, мудростью браться за это трудоёмкое дело и быть достойным той ответственности, с которой усыновление сопряжено.

— Должны ли дети-сироты, живя у приёмных родителей, молиться за своих родных маму и папу, которые причинили им столько горя?

— Слово «должны» здесь неуместно, ведь сколько семей, столько и обстоятельств. Недавно ко мне подошла одна взрослая женщина из провинциального, губернского городка. Когда она была маленькой, её удочерила одна дама. А родная мама с лёгкостью отказалась от дочери и в течение сорока лет не интересовалась её судьбой. И вот недавно моя собеседница, узнав, что её родительница жива, обращается ко мне: «Батюшка, у меня такая обида на моих родителей, что я даже не хочу с ними встречаться!» Мне пришлось ей ответить следующее: «Ваши чувства мне понятны, но, с другой стороны, через эту женщину Вы появились на свет. Пусть она не вела себя как мама, но Вы как дочь, будучи православной христианкой, можете привести её к вере, к покаянию. И поэтому мой вам добрый совет: проявите понимание, забудьте все обиды, и, если Бог вложил в Вас свет веры и ведения, старайтесь поделиться со своей мамой благодатью и через это привести её в лоно Церкви». Она не стала оспаривать это предложение и со временем, даст Бог, встретится со своей мамой.

 

— Если ребёнка усыновили в младенческом возрасте, то стоит ли ему потом говорить, что он приёмный?

 

— Это вопрос. «Не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал», — говаривали в старину. Если дитя не знает своих родителей, но его сердце согрето любовью тех, кто усыновил его во младенчестве, зачем ему наносить удар и порождать в душе смущение? Усыновлённый ребёнок и умом, и сердцем принадлежит своим приёмным родителям, и что же ему искать в своей жизни, кроме благодарности им за воспитание?

 

— В фонде «Русская берёза» есть подопечные семьи, в которых растут дети-инвалиды. Чаще всего от таких детей уходят отцы, и мамы в одиночестве их воспитывают. Нам часто пишут, звонят и в отчаянии спрашивают: «Ну почему Господь послал нам такое испытание?», «За что Он меня так наказал?». Как можно утешить мать, у которой тяжелобольной ребенок?

 

— Ничего случайного на земле не бывает. Я вовсе не хочу сказать, что дети страдают только по грехам родителей, хотя в большинстве своём в таких семьях имеет место аборт, сделанный в юности, или нецеломудренная жизнь родителей, или употребление недопустимого во время беременности. Интимная жизнь во время вынашивания младенца провоцирует различные беды. Поэтому ропотливые «почему?» и «за что?» недопустимы. Не нужно предъявлять вексель нашему Создателю. Даже в тех случаях, когда родители не отклонялись от нравственного пути, заповеданного Богом, дети могут родиться с различными заболеваниями, вызванными плохой экологией, радиацией. Ясно одно: мы все нужны друг другу. Разность нашего положения, состояния, здоровья — это Божья тайна. Но есть «круговая порука любви», есть закон перераспределения благ: ты богат, потому что другой беден; он болен, а ты здоров. Восполняя недостаток любви, служа друг другу, мы верим в то, что всё дано нам от Бога. Поэтому моё здоровье пусть принадлежит тебе, если ты обделён судьбой. Таким образом, соединяя руки в помощи друг другу, мы становимся сообщающимися сосудами, уровень жидкости в которых одинаковый. Радость, мир, терпение, любовь, вера, верность расцветают в сердцах убогих и сирых, в счастливых и не очень счастливых, делая всех нас возлюбленными чадами Господа Иисуса Христа.

— Что делать, если дети перестают слушаться в переходном возрасте? Как решать вопрос отцов и детей?

 

— Не советую особенно зомбировать себя мифом о переходном возрасте. Да, конечно, психологи скажут об игре гормонов, о том, что телесное созревание накладывает определённый отпечаток на душевное устроение, но пожилые люди могут вам сказать, что в военную эпоху никто о переходном возрасте никогда не говорил. Вспоминая свою юность, я могу засвидетельствовать, что никаких ссылок на «ослиный» возраст не принималось, когда речь шла об экзаменах, о правилах приличия, об умении находить общий язык между отцами и детьми. Наш Спаситель для того и явился в мир Богомладенцем, для того и пережил благодатное отрочество, юность, чтобы освятить Собою все фазы человеческой жизни. Потому родителям, воспитателям, наставникам, священникам хорошо изучать возрастную психологию, чтобы понимать, какое влияние она оказывает на душевное устроение. Но и не нужно слишком переоценивать этот фактор, дабы сорокалетнего Митрофанушку не оправдывать тем, что у негоде затянулся переходный период, а его инфантильность, эгоизм, несдержанность будто бы обусловлены сложностью его возраста. К сожалению, родители часто потакают детским капризам, удовлетворяя их сиюминутным нужды, и становятся жертвами принципа: «За что боролся, на то и напоролся».

 

— Как вырастить хорошего, доброго человека, достойного гражданина Отечества? Как привить ему любовь к Богу?

 

— Прежде всего, важна среда обитания. Если дитя согрето любовью родителей, атмосфера в доме светлая и спокойная; если это полная семья (что является сегодня «библиографической редкостью»), поверьте, на детях будет лежать светлая печать разума и мудрости их родителей. Самой плодотворной в деле воспитания является идея служения. Не лидеров нужно воспитывать с комплексом мнимой непогрешимости, но приучать детей к служению старшим, бабушкам и дедушкам, друг другу. Прекрасно изречение: «Много деток — хорошо»! Там, где один ребёнок окружён семью няньками, он и без глаза остаться может. И напротив, если в большой дружной семье дети привыкли быть помощниками родителей по уходу за младшими братиками и сестрёнками; если они привыкли «вкусненьким делиться», а не прятать, как бельчата или бурундучки, съестное в свою норку, там можно ждать добрых плодов воспитания и впоследствии.

 

— Как на Ваш взгляд, юноши должны служить в армии? Ведь известно, что сегодня очень многие уклоняются от службы без оснований.

 

— Сейчас, я очень на это надеюсь, отходит в прошлое дедовщина девяностых годов. Хочется верить, что нарождающееся поколение российских мальчиков не заслужит наименования «барчуков» и «маменькиных сынков». Сегодня нам должно крепить боевую мощь, вооружённые силы. Поэтому очень бы хотелось, чтобы мы, взрослые, каждый на своём посту, ответственно исполняли бы порученное нам дело, и таким бы образом жизнь в России становилась бы краше, интереснее, безопаснее, прежде всего, нравственнее.

— И в заключение нашей беседы, что Вы можете посоветовать матерям, которые оказались в сложной жизненной ситуации и воспитывают детей в одиночестве?

 

— Посоветовал бы им никогда не терять почву под ногами, иметь в себе изюминку радости и искорку благодарения Господа Бога за всё, с нами случающееся. Посоветовал бы соответствовать понятию русского поэта о женщине России: «Есть женщины в русских селениях…». Вы помните, далее там идёт замечательный словесный портрет русской красавицы, статной, целомудренной, сильной духом, здоровой телом, которая, как лебёдушка, шествует «тропой бескорыстной любви»… Я не могу не согласиться с утверждением Николая Васильевича Гоголя, который в «Выбранных местах из переписки с друзьями», пишет о том, что именно русской женщине дано на своих хрупких плечах поддерживать небосвод, и по её молитвам, я верю, Россия во мглу не канет…