Подарки от святителя Божия…?

Выпуск газеты: 

Наверное, трудно в наше время найти человека, который не знал бы о существовании Деда Мороза, ведь образ этого сказочного героя неотделим от новогодней елки, шампан­ского и мандаринов. Его знают, любят и ждут с подарками на Рож­дество и Новый Год все дети нашей планеты. Конечно, и величают его в каждой стране по-разному. Самый известный — Санта Клауc. Впрочем, такой ли он уж сказочный персонаж? До явления в мир Спасителя, до Его рождения в каждом народе были свои языче­ские, как теперь говорят, фольклорные герои, вымышленные ко­нечно. На Руси это Дед Трескун, Морозко — повелитель зимы. Про Трескуна известно, что он был маленький, с длинной бородой и весьма недружелюбным характером. А вместо внучки Снегурочки была у него сварливая и злая жена — старуха Зима. Сказочно преобразился этот вредный дед в добродушного лю­бимца российских детей Деда Мороза благодаря указу Петра I в 1969 г, о том, что Новый год отныне будет широко и грандиозно праздноваться с января месяца: с фейерверками и карнавалами. Так, вплоть до 1918 г. на Руси стали праздновать и Новый Год, и Рождество Христово, но без Деда Мороза и Снегурочки. После революции, все старорежимные праздники отменили, и дети остались без подарков и рождественских елок. И только спустя почти 20 лет, новогодний праздник решено было вернуть. Первые массовые елки в советских школах прошли в 1936 г., но уже не как рождественские, а как новогодние. А через год вспомнили и о фольклорном Морозко и Трескуне, переименовали его в Деда Мороза, затем и злую жену заменили на внучку Снегурочку. Эта традиция жива и до сих пор. Сначала про Деда Мороза снимали мультфильмы и сказки, а совсем недавно он обрел постоянный адрес и официальную прописку в г. Великий Устюг. Получается, что наш, отечественный Дед Мороз — это персонаж времен СССР. Возникает вопрос: а можем ли мы, те, кто считает себя православными христианами приглашать к себе на елку сего героя? В отличие от христиан всего мира, которые отмечают Рож­дество с подобными персонажами: Пэром Ноэлем во Франции , в Германии и Голландии с Нимандом, с Юлебукком в Норвегии и др. Ведь под этими образами в европейских странах скрыва­ется Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, один из величайших святых мужей, которых явил миру Господь. Пожалуй, только современных жителей Кипра ничто не должно смущать: сегодня, как и всегда, тамошнего Деда Мороза знают под именем Святого Василия. Получается, что до принятия христианства всеми дедами мороза­ми были языческие персонажи, после — его образ ассоциируется со святителем Николаем, Николой Угодником, как его называют в России. Но почему именно он, а не святой Василий как на Кипре? Оказывается, сему есть историческое подтверждение. Будущий епископ Николай родился в III в. в городе Патара (Малая Азия, Ликия). Позднее он переселился в город Миры Ликийские (сегодня это небольшой городок Демре). Здесь он посвятил себя служению Богу и людям, и здесь он был возведен в сан архие­пископа, потому и величается Мирликийским. И сегодня в этом городке стоит церковь, в которой ученые-археологи обнаружили элементы архитектуры III-IV вв. И, по их мнению, этот древний памятник мог помнить святого угодника. Недаром же турки на­зывают этот храм «Баба Ноэль Килизе» — церковь Деда Мороза. Так приглашать его на нашу православную елку или нет? До сих пор по этому вопросу и в среде верующих людей и священства нет однозначного ответа. Попробуем разобраться. Когда в 2001 г. на государственном уровне обсуждался проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», выяснилось, что отношение Русской Православной Церкви к этому персонажу неоднозначное, с одной стороны, как к языческому божеству, волшебнику и чародею, а значит, противоречащему христианскому учению, а с другой, как к русской культурной традиции . В конце декабря 2001 г. в газете «Новый регион» появилась заметка: «Верующие дети на Урале не пишут писем Деду Морозу». Там есть такие строчки: «Дети из ве­рующих семей, как правило, уже с 7 (ведь именно с этого возраста ребенок может принимать участие в Таинстве Исповеди) пони­мают, что в реальности Деда Мороза не существует, и подарки на Новый год им дарят мамы и папы. Это не означает, что ребенок лишается всех «чудес» и радостей детского возраста. Просто он уже точно знает, что Дед Мороз живет только в сказке. Православ­ный ребенок может провести четкую границу между реальной жизнью и придуманной». В том же 2001 г. в связи с принятием проекта епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что РПЦ поддержит проект, только если Дед Мороз при­мет крещение. Но были и сторонники. Вот что пишет протоирей Георгий Докукин: «Часто мне доводилось слышать в среде право­славных людей, что Дед Мороз — это остатки языческой веры на Руси и на сегодняшний день, когда происходит воцерковление русского народа, не нужны ни Новый год, ни Дед Мороз, ни ново­годние елки. Эти люди или забыли или не знают о том, что было время при богоборческом режиме, когда за елку в окне, за Деда Мороза в доме, людей арестовывали и ссылали. Они не понимали, а, возможно, и до сих пор не понимают, что Дед Мороз не просто необходим, и его даже не надо крестить, а представляет собой не­отторгаемую часть русской духовной культуры. Он крещен и даже имеет святительский сан. Он тот, кого почитает не только русский народ, но знает и чтит весь православный и христианский мир, а также мусульмане и буддисты. Во времена гонений на Церковь этот святитель спрятался под театральный костюм Деда Мороза, оставаясь «правилом веры и образом кротости». Западный же мир, стремящийся к оторванности от Церкви, замаскировал его под именем Санта Клаус, убрав духовную составляющую празднуемых событий. Святитель Николай или Николай Угодник — один из са­мых почитаемых в России и во всем мире православных святых. Я мечтаю, чтобы так называемая, культурная общественность на­чала не празднование, а подготовку к празднованию Рождества Христова с особого прославления святителя Николая со дня его памяти 19 декабря по новому стилю, сделав небольшой акцент на его значение во всем мире как Деда Мороза. Вспомните в ново­годние дни про то, что он православный святитель и расскажите детям и взрослым его житие. Это станет одной из мощнейших проповедей Православной веры и помощью Церкви. Формы, как это сделать, можно найти при помощи совместных усилий свя­щеннослужителей и деятелей культуры». Лучше, пожалуй, и не скажешь. Так что не оставляйте своих дети­шек без новогодней сказки и смело приглашайте Деда Мороза в свой дом, тем более что за него вступился и Патриарх Москов­ский и Всея Руси Алексий II. В своей беседе с журналистами 30 декабря 2004 г. он сказал: «Подобные новогодние или рождествен­ские символы традиционны не только для нашей страны, но и для многих государств Европы. Дед Мороз (в ряде государств — Санта Клаус) одаривает, утешает, ободряет детей. Если этот сказочный персонаж способен согреть сердца людей взаимной любовью и заботой, то такую традицию можно приветствовать, поощрять и разделять с детьми их радость». 

Фотоальбом: