24 декабря отмечается День воинской славы России, сыгравший решающую роль в истории нашего Отечества: русские войска под командованием Александра Суворова взяли турецкую крепость Измаил, считавшуюся неприступной. Победители снискали огромное уважение современников и благодарную память потомков. Их беспримерный подвиг стал настоящим чудом Божиим, доказательством истинности православной веры
Чудо-богатыри
Уже около двух месяцев русские войска стояли под стенами турецкой твердыни и ничего не могли сделать. Но утром 2 декабря 1790 года к нашим передовым постам подъехали два всадника: назначенный главнокомандующим войсками под Измаилом Александр Васильевич Суворов и казак, везший в небольшом узелке багаж генерала. Раздалась приветственная пальба.
Через несколько дней Суворов послал турецкому главнокомандующему письмо с требованием немедленной сдачи Измаила: - 24 часа на размышление для сдачи и - воля; первый мой выстрел - неволя; штурм - смерть. Что выбрать, оставляю вам на рассмотрение. - Скорее Дунай потечет вспять и небо упадет на землю, чем падут стены Измаила, - был ответ турок, уверенных в неприступности своей крепости.
В тот день Суворов созвал военный совет, на котором присутствовали Кутузов и Платов - будущие герои войны 1812 года. Младший из присутствовавших, Платов, предложил штурм. Решение было принято единогласно. Воодушевленный решением совета, Суворов поцеловал Платова, перецеловал остальных и воскликнул: - Помилуй Бог, хорошо! Сегодня - молиться, завтра - учиться, послезавтра - победа или смерть!
Тотчас начались приготовления к приступу. Суворов объехал и осмотрел крепость. Он сам учил солдат, как ставить лестницы, преодолевать рвы и лезть на стены. Назначен был день штурма.
24 декабря, в три часа войска шестью колоннами двинулись к Измаилу. Разом со всех стен и валов крепости открылась ужасная пальба. Солдаты под губительным огнём перебрались через глубокие рвы с водой и полезли на турецкие укрепления: кто - по лестницам, кто - втыкая в валы штыки, а кто - подсаживая друг друга на плечи. Турки с бешенством защищались. Кое-где завязывался рукопашный бой. Кровь лилась потоками. В одном месте русские дрогнули, но среди них явился священник с крестом в руке и повёл солдат на приступ.
Кутузов, сражавшийся против вдвое превосходящего неприятеля, послал Суворову донесение, что не может более удержаться. Замечателен был ответ главнокомандующего: - Поздравляю вас с назначением комендантом Измаила.
Кутузов возобновил бой с новою силой, и в 8 часов утра стены крепости были взяты. Но за ними был целый город. Турки сражались ожесточённо. Каждый их дом был маленькой крепостью. Но ничто им не помогло - город был взят. - Почему, Ваше Сиятельство, вы поздравили меня комендантом, когда крепость ещё не была взята? - спросил Кутузов. - Суворов знает Кутузова, а Кутузов знает Суворова; Суворов был уверен, что Кутузов будет в Измаиле.
Взятие Измаила - подвиг неслыханный, не имеющий примера в истории. Сам Суворов впоследствии говорил: - На такой штурм, как Измаильский, можно отважиться только один раз в жизни.
Было убито 26 тысяч турок, а русских - 4 тысячи, почти в семь раз меньше. И это - при взятии крепости, считавшейся неприступной! А во время Итальянского похода Суворова (1799) на одного убитого русского приходилось… 75 убитых французов! Такие победы невозможны без помощи высших сил. Почему они благоволили Суворову?
Милосердие
Знаменитый полководец имел простое доброе русское сердце. Он всегда помогал нищим, нередко получали от него помощь и бедные офицеры, но он просил их никому не рассказывать об этом. Перед Светлым Воскресением Суворов тайно посылал в остроги по тысяче рублей на выкуп должников. Только после его смерти там узнали имя благотворителя.
Однажды, во время обеда, в комнату случайно вошел девяностолетний нищий. Увидев многочисленное собрание, старик испугался и хотел уйти. Но Суворов удержал его, встал, усадил на своё место и угостил обедом; потом предложил всем присутствующим сделать складчину для нищего, произнеся при этом: - С миру по нитке - голому рубашка!
Когда щедро одаренный нищий удалился со слезами признательности на глазах, Суворов сказал: - Добрые друзья мои! Подумайте, кто теперь благополучнее - этот ли старец, получивший от нас дары, или мы, подкрепившие его болезненную дряхлость? Тогда только человек уподобляется Творцу, когда простирает руку свою на помощь ближнему.
Даже с врагами полководец был милосердным - если они сложили оружие. Побежденным ... "давай пощаду, они такие же люди, - учил он в своем солдатском катехизисе, - грех напрасно убивать", "С пленными поступать человеколюбиво, - читаем мы приказ Суворова от 16 мая 1778 года, - стыдиться варварства".
Набожность
В своем имении Кончанском он выстроил церковь. Александр Васильевич любил православную службу, умилялся до слёз церковным пением, неукоснительно выполнял церковные установления и того же требовал от подчиненных. Мимо церкви Суворов не проезжал, не перекрестившись набожно. Войдя в комнату, он обязательно крестился на образа; перед обедом и после него - молился.
Посты Суворов соблюдал и в походе, и в болезни. Однажды, когда он захворал, император Павел прислал к нему своего лейб-медика Эдуарда Фердинандовича Вейкарта. И тот никак не мог убедить больного есть скоромное в постные дни. - Я - русский солдат, - говорил Суворов. - Вы - генералиссимус... - Так-то оно так, да солдаты с меня пример берут. Не нужно мне ваших лекарств - меня вылечат молитва, баня, каша да квас.
Едва почувствовав облегчение, он ходил в церковь, пел там и читал Апостол. Вейкарт сердился на него. Суворов же лекаря, толком не знавшего русского языка, заставлял говорить по-русски, есть постное, ходить в церковь и называл его Иваном Ивановичем.
Особое внимание уделял Суворов духовному воспитанию своих солдат. Его отвага имела глубокие корни в православной вере. Он искренне верил, что смерть является только для тела, душа же продолжает жить в вечности. Верил и в то, что, погибая в бою, солдат становится наследником райских обителей, так как он "положил душу свою за други своя". А это, по слову апостола Павла, есть признак Божественной любви. Ради неё Суворов подвизался на воинском поприще, желая более смерти на поле брани, нежели умереть в постели.
Ни одного сражения Суворов не начинал, не обратившись с горячей молитвой ко Господу. После битвы всегда приглашал священника отслужить благодарственный молебен. А раздачу орденов и наград производил в церкви после молебна. В бытность свою в деревне он сам звонил в колокола вместе с деревенскими мальчишками, пел в церковном хоре и исполнял обязанности чтеца.
Аскетизм
Великий полководец не мог терпеть лжи и клеветы. Даже врагам он не нарушал данного им обещания. Суворов всегда помнил добро, говоря, что не только благодеяние, но и хлеб-соль забывать грешно. Генералиссимус презирал роскошь. Он часто спал на соломе, довольствовался солдатским сухарём.
Суворов ежедневно ходил по десяти и более вёрст, и когда уставал, то падал на траву, поднимал ноги кверху и валялся так несколько минут, приговаривая: "Это хорошо, чтобы кровь стекла!" То же приказывал делать и солдатам. Докторов он сильно недолюбливал, и когда его подчинённые просились в больницу, то говорил им: "В богадельню эту не ходите. Первый день будет тебе постель мягкая и кушанье хорошее, а на третий день тут и гроб! Доктора тебя уморят. А лучше, если нездоров, выпей чарочку винца с перчиком, побегай, попрыгай, поваляйся и здоров будешь".
Христианская простота и воздержанность Суворова научили его переносить все трудности легко и безропотно. Часто он повторял: "Слава Богу за всё", и Господь хранил благоговейного фельдмаршала, даровал ему победы в сражениях.
Суворов говорил, что не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживает на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, и если душа велика и могуча, то победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!
Кого Бог бережёт?
В воспоминаниях о военных успехах Суворова мы неожиданно встречаем слово "прозорливость". Те, кто участвовал вместе с ним в различных походах, с удивлением свидетельствуют, что Александр Васильевич словно знал заранее, как поступит неприятель, в каком месте и в какой момент он перейдет в наступление или дрогнет и побежит. Прозорливость проявлялась и в том, что Суворов умел предсказывать будущую судьбу человека до мельчайших подробностей - так было с Михаилом Кутузовым и Денисом Давыдовым. Мемуаристы единодушно признавали, что Суворов "совершенно вручал себя Промыслу Всевышнего" и потому незамедлительно получал помощь свыше в самых тяжёлых обстоятельствах.
Поистине удивительно, как Господь хранил Суворова! Во всех боях он оставался жив. Его даже намеревались отравить ядом, но он, чувствуя подлость человеческую, отказывался от отравленной пищи.
Бог хранил и солдат полководца. Так, генерал-майор Масловский в 1854 году в Пятигорске встретил столетнего солдата, который помнил Суворова. Имя его - Илья Осипович Попадичев. Грудь старика была вся в наградах. Неужели не был этот солдат ранен во время таких страшных штурмов? "Мне и самому удивительно, - заметил старик, - покуда мы воевали с Суворовым, я был цел, пули точно боялись меня, а не стало его, и начал прихварывать". С Суворовым солдатам не страшны были ни пули, ни голод, ни холод.
Во всех военных испытаниях его поддерживала горячая вера. Призывный клич, которым он напутствовал в бою своих "чудо-богатырей", был неизменен: "Мы - русские! С нами Бог!".
Эти слова имели глубочайший смысл. В конце XVIII века, во многом благодаря Суворову, Россия была в расцвете своих сил потому, что хранила в чистоте православную веру и защищала другие православные страны. Бог помогал лучшим представителям нашего Отечества выполнять эту историческую миссию. Поэтому воины Суворова были "чудом Божиим богатырями": они защищали самое главное, ради чего имеет смысл продолжение человеческой истории, ради чего Бог ещё терпит погрязшее в грехах человечество. С этими русскими богатырями поистине был Бог - вот почему их сила была неодолимой.
И если мы действительно хотим возрождения былого могущества России, то должны сначала возродить православную веру. Прежде чем спасать Отечество и всё человечество, заняться спасением своей души - как это делали генералиссимус Суворов и его славные воины. Если спасаемых станет много, то Господь, несомненно, возродит Россию - как оплот истинной веры на Земле.