Животворящая сила Креста

Выпуск газеты: 

 

 

27 сентября - праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

- Кстати, знаешь, чье имя ты носишь? - спросила Аня.
- Отец в честь друга меня назвал, - рассеянно ответил Костя.
- А кто твой небесный покровитель?
- Ты о чем? Что-то я не врубаюсь…
- Был в IV веке царь Константин, римский правитель. Готовясь к войне с жестоким тираном, он молил Бога дать знамение, которое воодушевило бы его войско, и Господь явил ему сияющий Крест с надписью "Сим побеждай". Одержав победу, император, желая найти Крест, на котором распяли Христа, направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену. Вместе с Патриархом Макарием она нашла три креста. И знаешь, как он "вычислил" крест, к которому пригвоздили Бога? Приложил к нему мертвеца - тот ожил.
- Да брось ты!
- В принципе, любой крест имеет сверхъестественную силу. Хочешь, расскажу быль? 
Давно это было. И случилось это с человеком, который был крещен, воспитан в традициях веры, но сердцем не просветлен, а потому, попав в скорбные и тесные обстоятельства, задумал справиться с ними способом совсем не православным - покончить с собой. Звали его Аким. Пошел он к Ури Милху - знаменитому аптекарю, искусному в изготовлении ядов, и попросил самое сильное смертоносное снадобье. К назначенному сроку яд был готов, и Аким, по унаследованной от родителей привычке крестить еду и питье, осенил его крестным знамением, проглотил и стал ждать смерти. Вот и день клонится к вечеру, и ночь миновала - Аким чувствует себя превосходно. Чуть только зарумянился горизонт, горе-самоубийца, обуреваемый яростью, бросился к аптекарю, подозревая его в недобросовестности. Бедный Ури не знал, что и думать. Он клялся и божился, что приложил к делу все свое умение, что сырье взял превосходнейшее, что никогда и никого за свою долгую жизнь еще не обманул. Исчерпав все доводы, аптекарь предложил Акиму подождать, пока он, Ури, на его глазах изготовит мгновенно действующее средство. На том и порешили. И вот дело сделано. Аким берет кубок, крестит содержимое, выпивает… Проходит минута, другая, третья… час, другой… Ури изумлен. Наконец, его осеняет: "Скажи, Аким, - вкрадчиво осведомляется он, - что это ты такое делал, прежде чем выпить яд?"
Аким объясняет. "И в первый раз ты тоже крестил питье?" - не унимается Ури, уже не сомневаясь в утвердительном ответе. 
В тот же день Ури принял Крещение в православном храме, а Аким, укрепившись в вере, излечился от малодушия и отчаяния.
- Такая большая, а в сказки веришь, - усмехнулся Костя.
- С чего ты взял, что это сказка? - удивилась Аня.
- Ну подумай! - постучал Костя по лбу. - Помахал рукой над ядом - и пей на здоровье?
- "Не искушай Господа Бога твоего", - возразила Аня.
- Да сбывались бы твои басни - все давно бы бессмертными были. - Не унимался Костя, не слушая ее.
- Были бы, если б веру имели да черных дел не творили. Все до одного. Но поскольку это утопия, то бессмертие пока отменяется, и для людей совестливых, добрых, тонких - в первую очередь. А крест, поверь, великая сила, оружие и надежнейший щит.
- Скажешь тоже!
- Знаешь, была у меня воцерковленная соседка…
- Что такое "воцерковленная"?
- Как тебе объяснить? Живущая по уставу Церкви, если кратко. Вообще, воцерковившийся человек радикально меняет уклад своей жизни и характер, хотя со стороны это и незаметно. И, в конце концов, перестань меня перебивать! Так вот, она хоть и истинно верила, зачастила в баню, да еще взяла моду снимать нательный крест. Как-то раз она, поскользнувшись, сломала ногу.
- Обычная случайность… В бане и вправду скользко. Не она первая, не она последняя ноги ломает хоть с крестом, хоть без креста.
- Не первая, - легко согласилась Аня, - но потом она сломала руку, третья баня закончилась растяжением связок… Добрые люди подсказали: напрасно, мол, снимаешь крест. Слава Богу, у нее хватило ума услышать их...
- Что ты в мистику ударилась? Бывают же в жизни совпадения!
- Бывают, - засмеялась Аня. - Кстати, Ксюша как-то сняла крестик в обычной ванне. С тем же результатом. Теперь, надеюсь, ты скажешь, что это закономерность?
Смущенная улыбка Кости не оставляла сомнений: намек ему понятен.