ДИВНЫЙ ЧУДОТВОРЕЦ ВСЕЯ РОССИИ

Выпуск газеты: 

 

 

"Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору - в первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз - на русской земле святому, преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому - не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого "новозаветного Авраама"- преподобного отца нашего и чудотворца Александра".
Из дневника Иоанна Кронштадского за 1904 г.


Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

 

Хотя прошел уже не один год с тех пор, но свою первую поездку в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь я всегда вспоминаю с радостью… К монастырю мы подъехали уже на закате. Стоял дивный августовский вечер и дыхание перехватывало от медово-соснового аромата, разлитого в воздухе, и от мысли, что я стою на земле, на которой пять веков назад явилась преподобному Александру Святая Троица, Сам Господь. 
Когда мы вошли в монастырские ворота, всех охватило ощущение пространства и покоя - народу кроме нас - никого, солнце золотит вечерние небеса, птицы поют… Кто-то за моей спиной выдохнул: "Боже, как в Раю…" Мы зашли в часовню, построенную на месте явления Святой Троицы. Молча, сосредоточено приложились к иконам, стараясь запомнить, отпечатать в памяти каждый миг своего пребывания здесь. Как не замереть душе, когда осознаешь близость Бога, на этот самом месте беседовавшего с человеком?
Службы в тот вечер не было, но нас повели в Преображенский собор, чтобы поклониться святым мощам преподобного Александра. И вот, наконец, волнующий момент, входим в собор, благоговейно подходим к раке. "Святый преподобный отче Александре, моли Бога о нас" - запевают ребята из нашего хора. А я как неверующий Фома, не могу до конца осознать открывающееся нам чудо. Мощи преподобного пребывают в нетлении. Тело человека - сосуд, на котором отпечатываются все его греховные наклонности и страсти. Какую же богоугодную жизнь вел святой, что и после его смерти, Господь через его тело являет нам Свою милость и величие!.. Один из монахов обители по нашей просьбе рассказывает нам краткое житие преподобного Александра.
В миру батюшка носил имя Аммос, родился он в 1448 г. в пределах Великого Новгорода, в благочестивой семье. Для освоения грамоты его отдали опытному учителю, мальчик был очень усердным, много молился и вскоре превзошел в знаниях своих сверстников. С юных лет начал он изнурять тело бдением и постами. Чужд был удовольствий и праздности. Однажды он встретил иноков, прибывших с Валаама в его родное селение. Одному из них - уже старцу - поведал он о своем желании достичь Валаама и получил совет не медлить с исполнением духовной потребности, "пока сеятель злый не посеял плевела в сердце...".
В 26 лет, Аммос тайно ушел из родительского дома. Первую ночь он провел на берегу озера. Во сне он услышал таинственный голос, который благословил его в дальнейший путь и провозвестил сооружение обители на этом чудном месте. Господь послал ему ангела в образе случайного путника, который проводил его до самых монастырских ворот. Приняв постриг с именем Александр, он провел в Валаамской обители 13 лет в посте и молитве. Когда родители, наконец, отыскали его, то преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его с матерью тоже принять постриг. Дни свои они окончили в монастыре.
Однажды во время ночной молитвы блаженный услышал небесный голос, повелевающий ему направиться на место, которое было указано прежде. Настоятель его отпустил. В 1487 г. Александр пришел на озеро Рощинское и поселился в пустыне, в 6-ти верстах от реки Свири.
Неподалеку находилось дворянское поместье боярина Андрея Завалишина, который занимался охотой. Однажды тот набрел на хижину Александра. Познакомившись с отшельником, ловчий признался ему, что давно замечал свет над этим местом и собирался сюда. Вскоре к Александру стали приходить жаждущие обитать под сенью его молитвы. Александр советовал братии не оставаться праздными, а питаться трудами рук своих. Много искушений воздвигали преподобному нечистые духи. Прожив больше 20 лет в Свирской пустыни, Александр был утешен божественным явлением: для него повторилось видение, бывшее некогда Аврааму: стоя на молитве он увидел трех мужей, в светлых одеждах, с посохами в руках, осеянных небесной славой, сказавших ему: "Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти".
Когда же Преподобный стал размышлять, где заложить храм, ему явился ангел с простертыми крылами, в куколе и иноческой мантии и указал место для храма. Александр заботился о сооружении церкви, а число братии возрастало. Много людей приходило к нему и за духовным советом. Батюшка являл необычайную прозорливость, был истинным целителем душ и врачевателем недугов. По молитве преподобного рыбак умножал свой улов, а купец - свое имение.
В последние годы своей жизни святой Александр соорудил еще одну церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. И был удостоен чудного посещения. Старец увидел над алтарем основанной им церкви Матерь Божию, которая утешила его обещанием "быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его".
Погребли Преподобного 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1533 года недалеко от обители, в общей братской усыпальнице. А 17/30 апреля 1641 года его мощи были обретены нетленными.
Чудеса, которые творил Александр Свирский еще при жизни, стали известны людям. Описано 23 случая исцеления немощных, и больше половины исцеленных - люди, страдавшие расслаблением и увечьями. Совершались чудеса и у его мощей. По его святым молитвам помощь получали все с верой просящие его ходатайства пред Господом. Когда в 1998 году мощи преподобного были обретены вновь после смутных революционных времен, чудеса стали совершаться уже в помещении Военно-медицинской академии. Сразу после молебна святому мощи стали мироточить и дивно благоухать. А вот выдержка из акта освидетельствования мощей, антрополог подчеркивает, что "сохранилась не только прижизненная моделировка, но и кожа лица - не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком". Ноги и руки Преподобного открыты - их необычное положение совпадает с тем, что было описано при первом обретении мощей в 1641 году, а их полное нетление (нетленно все тело и честная глава, и лицо преподобного, скрытые под схимническим облачением) является величайшей редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже около пяти веков, а даже лицо Преподобного узнаваемо по древним иконописным изображениям. 
После обретения мощи перенесли на подворье Покрово-Тервенического монастыря, а потом - на свое историческое место, в Преображенский собор Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Есть множество свидетельств об исцелении приходящих поклониться святыне, от бесплодия, рака, болезней суставов, врожденной парализации. Люди приезжают сюда со всего света: из Белоруссии, Украины, Ярославской, Рязанской, Калужской областей, Сибири, Крыма, Москвы, с Афона, из Финляндии, Америки, Германии, Франции. А те кто не может приехать - пишут игумену письма с просьбами помолиться святому Александру о своих родных и близких. И мы, храня в памяти дивные чудеса, дарованные нам через великого угодника Божия, просим: 
"Преподобне отче Александре, моли Бога о нас!"