О храме Покрова на Нерли говорят много. Его воспевают, им восхищаются, гордятся. Он — архитектурное воплощение православной веры, жемчужина русского средневековья. А ведь за этой патетикой скрывается горе смиренного отца, потерявшего своего любимого сына. Горе утраты, слившееся с беззаветным упованием на волю Божью и покровительство Пресвятой Богородицы. Князь Андрей Боголюбский оставил после себя огромное культурное наследие. Помогая отцу Юрию Долгорукому, он отстраивает Москву, Юрьев-Польский, Дмитров, украшает храмами Ростов, Суздаль, Владимир. Всего за 7 лет во Владимире было выстроено множество прекрасных храмов, возведены Золотые Ворота, построено Боголюбово. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Впоследствии он с удовлетворением мог сказать: «Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал».
Однако жемчужина всех этих сокровищ находится в 10 километрах от Владимира. Там, в поселке Боголюбово на расстоянии версты от Боголюбского монастыря расположилась церковь Покрова на Нерли. В весеннее половодье храм белоснежным лебедем возвышается над гладью реки Нерль. Его воздвигали на месте слияния Нерли и Клязьмы так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема. Специально для этого, прежде чем возводить храм, строителям пришлось насыпать рукотворный холм, а фундамент углубить на 5 метров — так храм удалось обезопасить от разлива рек.
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм после того, как погиб юный князь Изяслав Андреевич, раненный в походе 1164 г. в Волжскую Болгарию. Изяслав был любимым сыном князя Андрея. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Князь Андрей посвятил прекрасный храм празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это теперь Покров — один из любимейших праздников православной России. Этот праздник неизвестен ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Тогда, в далеком 1165 г. праздник Покрова лишь появился. Ему посвящены бесценные рельефы на стенах церкви. Сюжетные группы здесь складываются в целую систему, декоративную и философскую. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними — фигуры львов. Еще ниже — три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада — храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Некогда Давид создал свой прекрасный и высочайший столп между Сионом, стоящим на высокой горе, и расположенным ниже Иерусалимом, называвшимся дщерью Сиона. И был тот столп между ними, как бы шея между телом и головою, ибо он своею высотою превосходил Иерусалим и достигал до Сиона. На том столпе были повешены щиты и все оружия, необходимые для войны и защиты Иерусалима. Дух Святой уподобляет Пречистую Деву сему столпу: яко столп Давидов выя твоя: тысяща щитов висит на нем, все стрелы сильны (Песн. 4, 4). Пресвятая Богородица, будучи дщерью Давидовой, является посредницей между Христом — Главою Церкви — и верующими, кои составляют тело Церкви. Она превосходит Церковь; потому что поистине выше всех ее членов,
но Она досягает и до Христа, как давшая Ему плоть. Она является посредницей и ныне, когда стала на воздухе между небом и землею, между Богом и людьми, подобно Давидову столпу между Сионом и Иерусалимом, увешанному крепкими щитами. Щиты сии означают всесильные Ее молитвы за нас к Богу, слышанные святым юродивым Андреем и блаженным Епифанием во время видения Ее честного покрова во Влахернах.
Она явилась святым угодникам Божиим во время совершения всенощного бдения в день воскресный, первого числа октября месяца, в четвертом часу ночи в присутствии многочисленного народа. Святой Андрей, Христа ради юродивый, возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, стоящую в воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию:
— Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?
Епифаний ответил:
— Вижу, святый отче, и ужасаюсь.
Храм Покрова на Нерли стал свидетелем многих страниц российской истории. Чудо, что до сих пор мы имеем возможность не только видеть этот храм, но и молиться в нем: он совместно используется музеем-заповедником и церковью. И хотя снаружи белокаменные стены помнят времена князя Андрея, фрески, украшавшие помещение храма, погибли еще в XIX веке. Храм пострадал от невежества, когда в 1877 г монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы.
Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. В настоящее время он, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю и внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.