7 сентября 1860 года был скорбным днем в Оптиной Пустыни. Почил в Бозе великий светоч православной земли русской Старец Макарий. За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.
20 лет старчествовал Отец Макарий в Оптиной Пустыни. "Живите мирно и радуйтесь жизни, а если Бог и посылает кому скорби, то это для того, чтобы очистить от грехов и приготовить к вечному Царствию Небесному. Здешнее все временно, а тамошнее вечно",- неоднократно повторял Отец Макарий.
Отец Макарий был человеком удивительно мягким, кротким, с глубоко поэтической душой. Главная добродетель, которой он особенно требовал от своих духовных детей,- это смирение. "Признаком смирения и гордости, - говорится в наставлениях преподобного,- да будет для тебя следующее: гордость всех задирает, укоряет и видит в них черноту, а смирение видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо".
Одним из свойств старца Макария было удивительное умение почувствовать человека, найти к каждому подход, соответствующий его характеру, кого нужно - утешить, кого-то приободрить, к другому проявить строгость. Он знал меру и возможности каждого. Умение вразумлять и наставлять проявилось еще в миру. Когда в 24-летнем возрасте ему пришлось управлять имением, он не преуспел в хозяйственной деятельности - не хватало строгости, и крестьяне даже посмеивались над незадачливым барином. Показателен такой эпизод. Как-то мужики украли много гречихи, что не могло остаться незамеченным. Михаил Николаевич - так звали Отца Макария до пострижения в монахи - призвал их к себе и стал вразумлять словами из Священного Писания, призывая не гневить Бога. Свидетели этой сцены были уверены в бесполезности этих речей и по обычаю добродушно смеялись над барином. Каково же было их удивление, когда потрясенные до глубины души мужики сознались в своем воровстве, от всего сердца раскаялись в содеянном и в слезах, на коленях стали просить прощения.
Когда Старец Макарий духовно окормлял своих чад в Оптиной, случалось, что человек не слушал его совета или обращался с вопросом, а на самом деле собирался поступить по-своему. Тогда Отец Макарий говорил просто: "Делай, как хочешь". Давно знавшие старца понимали, что нет хуже этого ответа - он означал, что человек не готов последовать воле Божией, открываемой через старца. Отец Макарий был очень снисходителен к греху, когда видел, что человек искренне и глубоко раскаивается. Самым тяжелым для него было, если человек проявлял непослушание и своеволие.
Макарию Оптинскому принадлежит неоценимая заслуга и подвиг его в издании святоотеческой литературы. В силу "Духовного регламента" Петра I и указами 1787 и 1808 годов печатание книг духовного содержания предоставлено было на усмотрение Святейшего Синода, а согласно цензурному уставу 1804 года они могли печататься только в духовной типографии. Читатель оказался лишен духовной литературы. При таком положении вещей начало издательства святоотеческих творений было делом, имеющим историческое значение. Отцом Макарием впервые были изданы в России творения величайших аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника.
Большую помощь в деле издания святоотеческого духовного наследия Старцу оказывали духовные чада - супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А. К. Толстой и И. С. Хомяков, Н. В. Гоголь и А.Н. Муравьев.
Сердце Старца всегда тревожилось о судьбе Отечества. "Благодетельная Европа научила нас внешним художествам и наукам, - пишет он в одном из писем,- а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает".
За тринадцать дней до смерти Старец внезапно заболел. После того, как его соборовали, он раздавал свои вещи, прощаясь и наставляя. Народ стекался. За два дня до смерти, по его желанию, его вынесли в переднюю и положили на пол, чтобы посетители смогли видеть его через окно. К вечеру больному сделалось значительно хуже, и ночью стали читать отходную.
- Слава Тебе, Царю мой и Боже мой! - восклицал Старец при чтении отходной.
- Матерь Божия, помози мне! - так молился Ей отходящий в путь всея земли Батюшка, прося скорейшего разрешения от уз тела.
Ночь была очень тяжелой, но и тут, через пожатие рук, благословением и взглядами выражал он свою благодарность ухаживающим за ним. В шесть часов 7 сентября он приобщился Святых Христовых Таин в полном сознании и умилении, а через час, на девятой песни канона на разлучение души от тела, великий старец Макарий тихо и безболезненно отошел ко Господу в Чертог Небесный.
В 2000 году Отец Макарий и еще тринадцать оптинских старцев были прославлены в чине преподобных. В своих письмах и поучениях Старец Макарий не сказал ничего нового от себя, но в его учении, как в тихой водной глади, отразилось все звездное небо святоотеческого учения.