Верующие люди, боровшиеся с огнём, воспринимали сокрушительную засуху совсем не так, как её представляли себе посторонние наблюдатели, дышавшие дымом далёких пожаров. То, что со стороны казалось карой Божией, постигшей развратившийся народ, в центре беды виделось Его милостью, пробудившей в людях самые лучшие качества — милосердие, сострадание, взаимопомощь, героизм, самопожертвование, которые ведут к спасению души. Это удивительное откровение сделала в беседе с нашим корреспондентом настоятельница Иверского женского монастыря в городе Выксе Нижегородской области монахиня Антония (Миронова).
— Матушка Антония, чтобы понять проблему, которую мы взялись обсуждать, надо начать с событий весьма отдалённых. В Вашей обители, как в капле воды, отражается история России за последние полтора века: строительство и расцвет, упадок и разрушение, начало возрождения. Как Вы думаете, что является духовной первопричиной этих резких перемен? Почему они стали возможными?
— Социальные катастрофы происходили не только на нашей Выксунской земле — по всему бывшему Союзу волна прокатилась такая. Я считаю, что каждый из нас своими плохими поступками, недостаточно святой жизнью приближает всякие скорби — к себе и к обществу в целом. Так было и в начале двадцатого века: где-то произошло оскудение веры в монашестве, где-то — у священнослужителей, где-то — среди мирян, а в итоге пострадал весь народ. Вы посмотрите, ведь первая революция- то в России была буржуазная. И Царя-то сместил не простой народ, а буржуазия, то есть люди, просвещённые со всех сторон. Они имели обширные знания, в том числе в религии, и должны были нести свет этих знаний простым людям, рабочим и крестьянам. А получилось всё наоборот: они сами Царя-батюшку нашего свергли. Вместо просвещения народа они толкнули его на бунт. А народ уподобился толпе: появился лидер, который крикнул: «На баррикады!» — и все послушно за ним пошли.
Был преподобный Сергий, в 1380 году он призвал народы: «За Русь Святую!» — и послал своих монахов на битву с полчищами Мамая. И народ пошёл и защитил свою Родину. А в 1917 году появился совсем другой лидер, который поднял брата на брата, сына на отца — и народ пошёл истреблять самого себя. Народ не смог понять, что это за лидер, к чему он призывает и куда это приведёт. Людям лукаво пообещали: мы разрушим старый мир до основания и построим светлое будущее — и они в это поверили.
Некому было просветить народ. Даже многие дети священнослужителей отошли от своих родителей, от вероисповедования и стали в ряды революционеров. Не говоря уже о других сословиях. Это были трагические ошибки, которые наши деды исправляли ценой своей крови.
Иверский женский монастырь в Выксе
Нужен был какой-то период запустения, попрания веры православной, наших истоков. Тот период, который нам отмерил Господь. Когда-то Он сорок лет водил иудеев по пустыне, пока не умерли все, кто утратил веру в обетование Божие. Даже Моисей не был допущен в Землю Обетованную за то, что однажды усомнился. В неё вошли дети и внуки тех, кто вышел из Египта, выросшие за время этого сорокалетнего странствия. Нам тоже нужны были семьдесят лет путешествия по какой-то незримой духовной пустыне. По-видимому, это нужно было для того, чтобы вымерло поколение, напитанное революционным духом, чтобы оно истратило все свои силы, всю энергию, воплощая свои идеи. Ему на смену пришли совсем другие люди, внуки и правнуки революционеров, которые совсем по-другому смотрели на происходящее. И вот, пожалуйста, результат: мы опять возвращаемся к своим истокам, начинаем восстанавливать храмы и монастыри. Опять у нас возрождается духовное просвещение.
Но параллельно с этим идёт какой-то соблазн: мы погрязли в мирских делах и мало заботимся о духовном. Заняты восстановлением разрухи, добыванием стройматериалов, организацией работ. И нас просто мало, в большинстве обителей только ещё формируются монашеские общины.
Мы делим молитву с хлопотами по восстановлению. Ещё только растим наших молитвенников и просветителей. Тех, о которых говорил Преподобный Серафим: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Но надеемся, что в будущем поколении их станет много. Вырастут люди, которые восполнят то, чего мы не может сейчас сделать.
Конечно, мы тоже стараемся, но в такой суматохе трудно стяжать «дух мирен»: очень много работаем с различными гражданскими организациями, которые отвлекают от монашеского делания. С этими хлопотами, мягко говоря, не совсем согласуется молитвенный подвиг.
— Чтобы понять, как трудно восстанавливать ваш монастырь, надо узнать, как он был разрушен в лихие годы советской власти. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— В 1919 году его закрыли. Образовалась, как во многих монастырях, трудовая артель: сёстры пытались хоть как-то сохранить свою общину. Но она просуществовала недолго. Сестёр разогнали, кто-то пошёл по тюрьмам, по лагерям. Они были осуждены за антисоветскую пропаганду, некоторых из них расстреляли. А в 1927 — 1929 гг. взорвали основные храмы и колокольню монастыря. Нам не повезло. Выкса тогда уже была городом, достаточно значимым, рабочим. И здесь было серьёзное рабочее движение. Похоже, что такой разрушительной деятельностью рабочие доказывали свою верность революции. Всё, что относилось к «опиуму», «охмуряло» народ, нужно было взорвать, доказывая верность партии, коммунистическим идеалам.
Другое дело — Дивеево. Сейчас это крупный центр православия, а в то время это было село, которое никого не интересовало. И потому храмы сохранились. Их использовали как склады. Конечно, склады легче восстанавливать, чем взорванные храмы, как у нас.
Волна разрушений прошла везде. Был разрушен и величественный Храм Христа Спасителя в Москве. Это варварство стало символом эпохи. Когда бывшему мэру Москвы исполнилось 90 лет, его спросили, не жалеет ли он о том, что взорвал этот храм, он ответил: «Жалею, что мало взорвал». Действительно, люди, певшие «Интернационал», мечтали «весь мир разрушить до основанья». Это была их навязчивая идея, с которой они жили и умирали. Свою коммунистическую устроенность души они утешали варварским разрушением храмов, истреблением священства. В разрушениях и убийствах видели своё счастье.
Но я считаю, что мучения верующих были не напрасны — надо было нам этот крест понести. Должен был появиться сонм новомучеников — великих молитвенников о земле Российской.
— Появиться для чего?
— Чтобы мы могли молиться и спасаться, хранить Русь православную. Новомученики и исповедники российские достигли такой святости, что сейчас мы можем их призывать на молитвенную помощь. Она даётся нам, маловерным, как надежда и опора и в некотором смысле упрёк: после таких жертв народа православного мы не имеем права говорить, что не можем спастись. Когда началась такая страшная трагедия в нашей стране, обычные, казалось бы, люди, которые были рядом, стали мучениками Христа ради. Они нашли в себе силу духа, чтобы пронести знамя мученичества, стать у Престола Божия и молиться теперь за нас. В жизни своей они не были великими подвижниками, подобными Серафиму Саровскому, который тысячу дней и ночей стоял на камне, или Сергию Радонежскому, который работал за четверых, а кушал один раз в несколько дней плесневые сухарики. Нет, это были обычные люди, которые жили как мы. Но когда наступило гонение, они проявили себя, не смалодушничали. Нам было показано, что вера в народе, оказывается, была очень сильна и глубока. Даже перед такой «мясорубкой» люди не испугались страшных пыток и мужественно исповедовали веру Христову до самой смерти.
— Матушка Антония, некоторые считают, что этим летом произошло нечто апокалиптическое, подобное революции 1917 года: Бог наказал Нижегородскую область небывалыми пожарами за осквернение православных святынь (чего стоят только взорванные храмы и строительство ядерного центра в Сарове, где подвизался преподобный Серафим), за многолетнее глумление над верой предков, которое достигло здесь особого размаха. А как Вы думаете, зачем понадобилось такое необычное огненное лето?
— Многие области подверглись такому страшному испытанию в минувшее лето. Но причину этого я вижу в другом. Людей молодого и среднего поколения часто обвиняют в бездушии, немилосердии, жестокости. Мол, они безразличны ко всем и ко вся, их интересуют только материальные блага. Но огненная волна, которая прокатилась по России, понадобилась для того, чтобы люди проявили себя совсем по-другому. В борьбе с огнём они необыкновенно сплотились, среди них царили любовь, взаимопонимание, взаимоподдержка.
Раньше было много упрёков в адрес Русской Православной Церкви. Мол, зачем её так выпячивают, рядом с собой везде ставят. А эти испытания показали, что её не выпячивают и не ставят. Она всегда была рядом, но в годы гонений вынуждена была скромно сидеть и тихонечко, изнутри давать тепло людям. А сейчас Церковь может раздавать это тепло свободно, открыто. И в эти тяжёлые дни она смогла помочь очень многим.
Сёстры нашего монастыря каждый день ходили с крестными ходами в ту сторону, где больше разыгрывался пожар. А вечером к нам стягивались прихожане, брали иконы и сами шли навстречу огню. Некоторые выходили из домов со своими иконами, крестились, молились — и их дома сохранились. Огонь отступал там, где была крепка вера и сильна молитва.
Было много чудесных случаев, когда оставались нетронутыми огнём отдельные дома и даже улицы, хотя вокруг всё сгорело дотла. По телевизору рассказывали о женщине с иконой «Неопалимая купина»: огонь обошёл стороной несколько домов, которые она обходила с молитвой. И у наших прихожан были подобные случаи.
Вот характерный пример. Огонь шёл лавиной из леса прямо в сторону дома прихожан. Они поняли, что своими лопатами ничего не смогут сделать. Тогда бросили лопаты, встали на колени и начали молиться. Их уже обдавало жаром от огромного пламени, но они не прекращали молитву. И вдруг огонь как-то крутанулся и пошёл по краю леса, словно его развернула невидимая сила. Он не дошёл несколько десятков метров (верховой огонь может пролететь их за одну секунду, — М.А.Д.) до той части деревни, где стояли молящиеся. И так они уцелели...
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий с девочками-сиротами, которых опекает настоятельница Иверского монастыря
Итак, я не считаю, что гонения на Церковь, которые были в прошлые десятилетия, стали причиной небывалых пожаров. Но в то время люди утратили уверенность в себе, какую-то озлобленность приобрели. Казалось, что они потеряли свои человеческие качества. А на поверку оказалось, что ничего не потеряно. В людях проснулось и ярко проявилось всё самое лучшее, что дремало в эти годы. А главное — Церковь была рядом.
Оказалось промыслительно, что Церковь отделена от государства. Ведь государственные организации, чтобы послать гуманитарную помощь (те же продукты и одежду), должны её тщательно оформить, потом проделать процедуру выдачи — на всё это уходит много времени. А мы имели возможность всё делать очень быстро: сразу к нам привозят — и сразу раздаём. Это было жизненно важно, когда тысячи людей оказались без крова, одежды и пищи.
— Кто вам помогал в беде, и кому вы помогали?
— Вы знаете, машины шли со всех сторон (и до сих пор идут). Вот недавно пришла гуманитарная помощь из Омска и Чувашии. Из соседних районов присылали, из Дивеева и Нижнего Новгорода, из Тверской области, хотя там тоже были пожары. Наконец, из Московской Патриархии и вот от вас (от фонда «Русская Берёза», — М.А.Д.) много пожертвований приходило. Пожарные расчеты, отряды МЧС, военные, машины-водовозы прибыли из многих регионов России. Самое главное, что всё это было вовремя и необходимо. Например, когда ваш фонд привёз нам в бутылках питьевую воду, получилось так, что во всей округе вода была только в нашем монастыре. На какой-то момент своя вода у нас кончилась — осталась только ваша. У нас её брали и бойцы МЧС, и солдаты, и местные жители.
Когда возникали перебои с какими-то поставками (например, с пайками), эти структуры обращались за помощью к нам. А когда возникали новые очаги пожаров, наши прихожане шли туда добровольно и сидели там денно и нощно. Мы же привозили воду и сухие пайки этим мужественным людям, измученным борьбой с огнём.
Все знали, что стоит позвонить в наш монастырь — и мы сразу придём им на помощь. Концентрация этого всего внутри монастыря давала возможность и гражданским организациям, и простым людям обращаться к нам и своевременно получать помощь. И мы сразу помогали, чем могли. А благодаря поддержке из многих регионов России эта помощь была существенной. Она спасла многие жизни.
Это огненное лето показало единство нашего народа. Думаю, что время пройдёт, и те, кто не хотел этого видеть, потихонечку будут делать вид, что не заметили огромную помощь Русской Православной Церкви пострадавшим от пожаров. Некоторые раньше ругали Церковь: мол, это не живая и не действенная структура. Но, когда пришла беда, сами обращались к нам за помощью и получали всё необходимое. Думаю, что Божия благодать коснулась их души и сердца. Это самое главное — то, ради чего мы живём. Венец творения Божия — человек, когда видит людей в беде, непременно придёт им на помощь. Мы обязаны помогать, и у нас это идёт от чистого сердца. И пусть все видят, что нам это за честь — помочь людям бедствующим, а не какая-то протокольная обязанность, для галочки в отчёте. Мы считаем, что это милость Божия, что Господь нам дал возможность послужить этим людям. Многие православные люди считают, что это был им подарок от Господа, что Он дал возможность послужить просящим. Ведь могли попросить помощи не у нас, а у других. Это тоже ведь выбор Божий: кого Господь избрал помочь бедствующим, те им и помогают.
Матушка Антония с портретом основателя монастыря преподобного Варнавы Гефсиманского
Я тоже считаю, что это Промысл Божий. На помощь тоже нужно Божие благословение, а не так: хочу помогаю, хочу не помогаю. Да нет, если не будет Божия благословения, ты будешь бегать с этой помощью и никуда её не применишь. Может оказаться, что твоя помощь никому не нужна, если она делается не от чистого сердца или по какой-то другой причине, только Богу известной. Слава Богу, что Господь нас призвал, и мы помогли, чем могли. Господь и нас проверил, насколько мы готовы оказывать содействие всем просящим.
— Православный писатель Виктор Николаев в интервью для нашей газеты высказал парадоксальную мысль: война в Афганистане, которую многие считали ненужной, на самом деле была нужна для очищения народа от скверны, в которой он погряз в конце советской власти. Эта война, как и всякая другая, проявила в людях самые лучшие качества: любовь к ближнему, взаимовыручку, честность, бескорыстие, героизм, готовность претерпеть смертные муки, но не предать друзей, Отечество, Православную веру. Так может, небывалая засуха 2010 года тоже понадобилась России для очищения души народа — очищения огнём??
— Мы с вами уже рассматривали этот вопрос, только с другой стороны. Вы говорили, что некоторые считают небывалые пожары Божиим наказанием. А я считаю это милостью Божией. В мирной жизни кажется, что люди живут как пустые потребители. Об этом говорят все СМИ, и многие теряют веру в своё высокое предназначение, становятся обывателями. Просто жизнь у нас спокойная и благополучная — и мы живём как потребители. Но когда случается беда, выясняется, что в каждом человеке таилось столько всего прекрасного. Оно сразу просыпается, оно вступает в работу.
И это всегда проявлялось в таких сложных, экстремальных ситуациях. Проявлялись лучшие душеные качества человека — и на войне, и в мирной жизни, как было этим огненным летом. Проявлялись мужество, героизм, патриотизм. Человек бросается на помощь ближнему, попавшему в беду, совершенно не задумываясь, чем это закончится для него лично. В такие моменты люди не думают — они действуют, спасая своих родных и товарищей, незнакомых людей. Наверное, прав писатель Николаев: такие испытания нужны людям для встряски, пробуждения и очищения. Как вещи, залёживаясь, покрываются пылью, так и на нас появляется «жизненная пыль», серость. И войны, и тяжёлые испытания мирного времени очищают душу от этого налёта, оживляют её, преображают.
— Некоторые считают пожары 2010 года репетицией Конца Света. И даже называют его дату: 2012 год по календарю майя. А как Вы думаете, что знаменует это огненное лето, какие перспективы оно открывает?
— Господь сказал в Евангелии, что никто из людей не знает времени Конца Света, оно известно только Отцу Небесному. Поэтому не надо предаваться гаданиям и страхованиям. Бог сказал: непрестанно радуйтесь, за всё благодарите. И надо благодарить Господа за то, что у нас есть мирное небо, всё достаточно спокойно на земле. Нужно жить и радоваться, а не ждать Конца Света. Просто жить и совершенствовать себя.
Ведь Конец Света может наступить для человека в любой момент, в любом возрасте. Умирают не только взрослые и старики, но и дети, младенцы. Кощеев бессмертных у нас на Земле нет. Суд Божий наступит для нас в тот момент, когда придёт наш смертный час, который неизбежен. Чего же нам бояться Конца Света?
Написано: «Помни последняя твоя (час смертный, — МАД.) и вовеки не согрешишь». Нам нужно всегда помнить не о Конце Света, а о часе смертном. И не будем грешить — вот наша задача. Надо стремиться к той святости, в которой Господь создал изначально нашу душу. Для этого надо помнить: а вдруг я сейчас умру и предстану на суд Божий — что я скажу когда у меня за спиной столько грехов? Значит, я должен стараться не делать то-то и то-то. И когда человек очищается от грехов, у него появляется больше радости. Причём здесь Конец Света? Когда бы он ни наступил для людей подготовленных, он не будет страшен для них. И когда наступят апокалиптические дни вселенской «мясорубки» и жить на Земле станет невыносимо, православные люди будут безмерно счастливы, что Господь прекратит эти страшные испытания. Мы даже представить себе их не можем, жизнь сейчас совсем другая. И какая тут может быть репетиция Конца Света? Обычно стихийное бедствие — как оно может сравниться с душевным неустройством в царствование антихриста на Земле? Даже ангелы не могут знать времени Конца Света. А некоторые люди по своей гордыне берутся его высчитывать. Я считаю, что это неправильно.
— А, может быть, наоборот, после огненного испытания наступит светлый период для людей, которые пережили это несчастье, для всей страны? Время созидания и возрождения, подобное тому, что было после Великой Отечественной войны?
— Я никак не могу маленькую вот эту нашу трагедию сравнить с Великой Отечественной. Единственное, могу согласиться с тем, что люди пережили похожий страх, увидев кусочек огня, который полыхал в 1941-1945 гг. над всей нашей страной. Но они не видели вокруг насилия.
Приют для девочек.
Наоборот, кругом были люди, которые приняли погорельцев, обогрели их, приласкали, накормили и приютили. А в Великую Отечественную очень многим некуда было бежать, негде было приютиться и нечего было есть. Сейчас многие протянули руку помощи, а тогда часто было некому помогать, все вокруг были в бедствии.
Этот огонь, этот страх, печные трубы на месте сгоревших деревень, конечно, напомнили нам о той страшной войне. Кого-то, быть может, отрезвило это воспоминание, надеюсь. И люди православные потянулись к молитве, к Богу.
Люди уже просят у нас иконы и лампадки для святых уголков в новых домах, которые сейчас для них строят. Мы раздали анкеты всем погорельцам — 90 процентов из них просили сделать для них святые уголки. В конце сентября ожидается заселение первых домов, и люди стали приглашать батюшек, чтобы освятить свои жилища.
— Дело в том, что в мировой печати серьёзно обсуждается вопрос о Третьей мировой войне — климатической. Её развязал «золотой миллиард» против остального человечества. Над нами висит американский спутник, на который подают энергию по СВЧ-лучам станции на Аляске и в Норвегии. И он обрушивает эту энергию на Россию. Она разогревает ионосферу и «разгоняет» все циклоны, несущие дожди. В результате на облучаемой территории может месяцами стоять антициклон, подобный тому, что этим летом вызвал небывалые пожары. И американцы не успокоятся, пока нас не добьют. Вот почему я сравнил это бедствие со Второй мировой войной.
Мы не можем проверить эту версию. Но в любом случае остаются неизменными духовные причины и следствия небывалых в России пожаров. Разорение страны и её неспособность защищать себя от бед вызывается духовным оскудением народа. Но, с другой стороны, именно такие беды вызывают его пробуждение, духовный подъём, возрождение Отечества.
— Естественно происходит духовный подъём. Это ещё раз проверило знаете какую сторону народа? Его верность нашей Православной вере. Ведь люди могли пойти по другому пути. Могли возроптать на Господа, оттолкнуться от Него. Только немногие из людей заявляли: мол, эти беды пошли оттого, что «попы плохо молились».
Почему-то должны молиться только священники, а народа это не касается. Такие люди считают, что они могут сидеть спокойно на печи, а «попы» должны их отмаливать. А если печь под ними загорелась, жарко стало, то «попы» и виноваты.
Но эти испытания показали, что большинство людей не так думают. Они молились, не думая о том, кто и в чём виноват (наше руководство или американцы). Просто молили Господа, чтобы Он как-то помог остановить беду. И вот им утешение. Посмотрите, какой результат, как многое сделано для людей. Какая огромная помощь пошла — не только гуманитарная, но и узаконенная, от нашего правительства. Это, опять же, идёт как милость Божия за то, что люди возносили не свои проклятия Богу, а просьбы о помощи, молитвы о сохранении. И вот результат. Наше государство стало помогать погорельцам, и помогать очень существенно, ощутимо, быстро.
Я считаю, что действительно произошёл какой- то определенный подъём. Люди въезжают в новые дома и первым делом освящают их, делают святые уголки. Тяга к этому сейчас необыкновенная — они не просто хотят, они жаждут приобщиться к святыне, к духовной жизни. И мы видим, что вера в людях не угасла, а наоборот, так сказать, обновилась. Слава Богу за всё!
Желающие помочь в восстановлении Иверского женского монастыря могут присылать денежные переводы по почтовому адресу: 607060, Нижегородская обл., г. Выкса, ул Краснофлотская, д. 58, Иверский монастырь, монахине Антонии (Мироновой). Желающие поработать на восстановлении монастыря могут доехать до станции Нава- шино Горьковской ЖД, далее автобусом до г. Выксы и на городском — до монастыря. Вас встретят, если вы созвонитесь с насельниками монастыря по телефонам: 8 (83177) 6-08-83, 3-38-79.