ПАТРИАРШИЙ КРЕСТ

Выпуск газеты: 

В наше смутное время очень важно понять, кто и как вымолил и выстрадал великое чудо Божие - освобождение Отечества от внутренних и внешних врагов в годы первой смуты. Обратимся к подвигу Патриарха Гермогена, в числе других подвижников, молитвами и трудами которого, была спасена Русь четыре века назад.

400 лет спустя

Какие чувства испытывает человек, избранный Патриархом? По представлениям людей, далеких от Православия, он радуется и веселится, потому что станет очень богатым, ему предоставят все радости жизни, а работать много не придется. Подобными бреднями были заполнены светские СМИ, обсуждавшими главную новость Поместного собора.

Но митрополит Кирилл после его избрания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси сказал нечто противоположное о предстоящем ему служении: "…в центре этого служения - Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несет". И его предшественник - Патриарх Алексий II неоднократно повторял в беседах и интервью: "Я в полной мере ощущаю тяжесть креста Патриаршего служения".

Но Крест, на котором был распят Иисус Христос, мягко говоря, не вписывается в образ "сладкой жизни" Предстоятеля Церкви, созданный ангажированными СМИ. Кто же обманывает доверчивую публику: журналисты или, прости Господи, Патриархи? Давайте разберёмся. Если наши чувства настолько омертвели, что мы глазами не видим и ушами не слышим, то рассмотрим вопрос рационально, с научной точки зрения.

Некоторые ученые доказывают, что исторические события во многом повторяются через определённые промежутки времени. Наиболее известен 400-летний цикл. Например, деятельность Иосифа Сталина в ХХ веке была весьма похожа на деятельность Царя Иоанна Грозного в XVI веке. И подобных параллелей можно провести очень много. По этой гипотезе получается, что сейчас мы переживаем исторический период, похожий на смутное время в начале XVI века. А о служении, которое предстоит Патриарху Кириллу, можно догадываться, вспоминая служение Патриарха Гермогена. Каким оно будет, каким оно было?

…Страшное бедствие постигло Русь. В 1598 году прекратился, со смертью Царя Феодора, правивший дом Рюрика. И началась многолетняя борьба за царский престол, которая необыкновенно ослабила страну, сделала её легкой добычей иноземцев. Вот лишь несколько эпизодов той смуты.

Утром 17 мая 1606 года, когда самозванный Царь Лже-димитрий еще спал, князь Василий Шуйский с мечом и крестом в руках въехал на коне в Кремль через Спасские ворота. С колоколен раздался набат. Москвитяне хлынули толпами к Кремлю. Лже-димитрий выбросился в окно, но тут же был убит.

Через три дня бояре и московские люди собрались на Лобном месте у кремлёвских стен и провозгласили Царем князя Василия Иоанновича Шуйского. На Освященном Соборе он предложил избрать митрополита Казанского Гермогена Патриархом Московским и всея Руси. 3 июня 1606 года архипастыри возвели его в Патриарший сан. Но смута не прекращалась.

Патриарх Гермоген повелел перенести из Углича в Москву мощи Царевича Димитрия (зарезан в Угличе 15 мая 1591 года), которые свидетельствовали о том, что все, называющиеся его именем, являются лжецами и клятвопреступниками. А самозванцев и их подручных Святитель предал церковной анафеме. Многие поняли, чем это грозит, и образумились. Однако нашлось немало неразумных: отринув православную веру, завещанную предками, они пустились во все тяжкие за богатством, властью, удовольствиями, которыми враг человеческий тысячи лет заманивал людей в ад. Но, отринув веру, они были вынуждены проверять на горьком опыте то, от чего предостерегал Патриарх.

Одними из первых испытали на себе действие анафемы главари бунтовщиков князь Григорий Шаховской и холоп Иван Болотников. Царь Василий Иоаннович снарядил войско против смутьянов под начальством своего племянника, юного князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Получив благословение Патриарха, герой наголову разбил бунтовщиков. А князь Шаховской с холопом Болотниковым позорно бежали.

Как же получилось, что юный князь одержал блистательную победу над многоопытными и коварными противниками? Это понятно для православных людей. По молитвам Патриарха герою помогают Силы небесные, которые ограждают его от происков бесовских и делают неодолимым в борьбе с врагами веры и Отечества. А отлучённые от Церкви становятся беззащитными перед силами тьмы, которые заставляют их совершать опрометчивые поступки, вызывают череду несчастий и болезней, ведут к лютой смерти и гибели души. Вот как проверяли эту истину утратившие веру бунтовщики.

Патриарх Гермоген проклял Болотникова и его единомышленников. А Царю Василию он посоветовал самому выступить с войском против злодеев. Одновременно святитель разослал грамоты по всему государству, оповещая о походе и называя поимённо изменников Родины.

Осенью 1607 года Царь послал перед собой отряд своего доблестного племянника Скопина-Шуйского. И опять юный князь одержал победу над бунтовщиками. Подоспевший Царь осадил Тулу. Её жители взмолились о прощении. Болотников и Шаховской были схвачены. Царь торжественно возвратился в Москву.

Самозванец же, перезимовав в Полесье, двинулся весною к Москве со своими и польскими шайками. В мае 1608 года под Болховом произошло сражение между его и царскими отрядами. Самозванец победил и уже без помехи пошел дальше. К началу июня он находился всего в двенадцати верстах от тогдашней Москвы, в селе Тушине, отчего и получил прозвание "тушинского вора". А осенью пришел польский полководец Сапега с семью тысячами поляков.

Не решаясь взять Москву приступом, тушинцы осадили Троице-Сергиеву Лавру, где было много богатой утвари, дорогих облачений и жемчуга (приношения благочестивых царей, князей, бояр и других богомольцев). Тридцать тысяч поляков окружили Лавру и стали делать подкопы.

С 23 сентября 1608 года в продолжение двенадцати месяцев Троице-Сергиева Лавра выдерживала осаду, хотя ее защитников было в десять раз меньше, чем нападавших. Защитники Лавры умирали от голода, но держались. Из 500 монахов в живых осталось только семь. День и ночь в храмах совершались богослужения; одни иноки молились, другие сражались, лили со стен кипяток и горячую смолу на врагов, ходили на вылазки.

Казалось бы, чего стоит опытным и сытым воякам раздавить небольшое количество изнуренных голодом и бдением монахов? Ведь у захватчиков огромное преимущество во всем: в численности, в вооружении, в продовольствии… Во всем кроме правды, а именно ею всегда побеждала Святая Русь. Защитникам Лавры помогал Бог, Который не в силе, а в правде, как говорил святой благоверный князь Александр Невский.

В конце концов, поляки захватили большой город Москву, а маленькую Лавру так и не смогли одолеть. Их сила и коварство разбивались о духовную твердыню. На стороне её малочисленных защитников было чудо Божие. Так, поляки неоднократно видели у Лавры двух странных монахов, которые, не обращая внимания на вояк, кадили ладаном и кропили стены святой водой. Расхристанные иноземцы давно утратили веру в силу такого священнодействия и потехи ради стреляли из пушек по "неосторожным" монахам.

Но что это? Ядра не долетали до черноризцев и, отброшенные невидимой силой, возвращались к полякам и взрывались среди них! Много "потешников" погибло от такой пальбы, а из оставшихся в живых некоторые попали в плен к защитникам Лавры. И там, на святых иконах они с изумлением увидели… тех самых монахов, от которых отлетали ядра. Это были преподобные Сергий и Никон!

У православных людей не вызывает сомнений, что основатели Лавры преподобные Сергий и Никон были способны защитить её через двести лет после своего успения. Было известно огромное количество случаев чудесной помощи преподобных. На этот раз они явились с кропилом и кадилом, которые оказались сильнее пушек. Такое чудо стало возможным во многом благодаря молитвам Патриарха Гермогена, который неустанно призывал святых на помощь Лавре.

Молитвенная помощь

По молитвам Патриарха Гермогена и других святых в течение одного года войска Скопина-Шуйского разгромили тушинцев под Торжком и у Твери, освободили Александровскую слободу, победили поляков и сняли осаду с Троице-Сергиевой Лавры. В январе 1610 года поляки бежали от святой обители, узнав о приближении славного русского витязя. Подмосковные дороги очистились. К столице опять потянулись обозы с хлебом и провизией. Москва ожила. С великим почетом москвичи встретили своего избавителя.

12 марта 1610 года князь со своим войском торжественно вошел в освобожденную Москву. Столица ликовала! В народе стали говорить, что хорошо было бы, если бы Царем стал всеми любимый молодой князь Михаил Скопин-Шуйский. Эти речи испугали Царя Василия и его родных братьев. Один из них, Димитрий Шуйский, 23 апреля устроил пир, на который пригласил князя Михаила. Хозяйка, жена Димитрия, дочь злодея Малюты Скуратова, поднесла герою кубок с отравленным вином. Прямо на пиршестве у него полилась из носа кровь. Отравленного отнесли в постель, с которой он уже не вставал. Через две недели князь умер.

Обезумевшая московская знать погубила славного защитника Отечества. Велико было горе и сильно негодование народа. Все возненавидели Шуйских. Народ был убежден, что князя Михаила отравили по приказанию Царя Василия. По всей земле пошла скорбная весть о гибели освободителя Свято-Троицкой Лавры и Москвы.

И смута разгорелась с новой силой. 24 июня 1610 года у села Клушина польский гетман Жолкевский разгромил царские войска, которыми начальствовал Димитрий Шуйский. Снова к Москве подступил "тушинский вор". Тогда москвичи лишили Царя Василия Иоанновича престола и 19 июля заставили его постричься в монахи.

Патриарх Гермоген пытался удержать бояр и народ от беззакония. Он плакал и умолял их, защищая Шуйского. Но бояре одержали верх; их предательство не смог предотвратить своими молитвами даже Патриарх. Видно, Богу было угодно, чтобы развратившийся народ до дна испил чашу страданий - только так его можно было привести в себя, к покаянию.

Гетман Жолкевский начал переговоры с боярами о том, чтобы впустить польские войска в Москву якобы для охраны столицы от шаек "тушинского вора". Прозорливый Патриарх воспротивился этому. "Дело твоё, Святейший, - сказал один из бояр, - смотреть за церковными делами, а в мирские не следует тебе вмешиваться. Исстари так ведется, что не попы управляют государством". Тогда сторонников Святителя стали сажать в тюрьму и подвергать всякого рода преследованиям.

А поляки заняли Москву. Гетман Жолкевский самовластно распоряжался в столице всеми делами. Зная влияние Патриарха на народ, он старался привлечь Святителя на свою сторону, но безуспешно: тот прекрасно понимал, что поляки - враги Русской земли.

Народ обратил последние свои надежды на твердого духом и прямодушного Патриарха. Если он не поможет одолеть великую разруху, - рассуждали русские люди, - тогда не от кого ждать добра. Патриарх Гермоген сказал, что другого исхода нет, как только собрать всенародное ополчение, которое освободит Москву и всё государство от поляков, а затем избрать Царя. И народ согласился со Святителем. Он начал писать грамоты, призывая русские города ополчиться для избавления Руси от бед.

Патриарх Гермоген открыто восстал против поляков. Своими воззваниями, проникнутыми любовью к Родине, он ободрял и укреплял русских людей. Им передавалась сила духа Святителя, который нёс тяжелейшие труды и готов был мученически умереть за веру и Отечество.

"Корень твой уничтожится"

Однажды князь Федор Мстиславский с другими изменниками стали уговаривать Его Святейшество благословить русский народ на присягу польскому королю Сигизмунду. Патриарх категорически отказался. Тогда Михайло Салтыков закричал: "Я убью тебя!", - выхватил нож из-за пояса и замахнулся на Святителя. Тот перекрестил его и спокойно произнёс:


Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту.

 

 

"Не страшусь ножа твоего, но вооружаюсь силою Креста Христова против твоего дерзновения. Будь же ты проклят от нашего смирения в этом веке и в будущем".

Салтыков упал в ноги Патриарху и просил у него прощения. Святитель простил его, а князю Мстиславскому сказал: "Тебе прилично подвизаться и пострадать за Православную веру; а ежели и ты прельстишься, как другие, то вскоре Бог прекратит твою жизнь, корень твой весь уничтожится, и никого не останется на земле из рода твоего". С тем и ушли изменники от Патриарха.

…Если предашь Православную веру, то "корень твой уничтожится". Это ключевые слова для понимания истории России. Сбылось пророчество Патриарха Гермогена: через несколько поколений исчезли с лица земли те роды, в которых нашлись предатели Православной веры, губители родной земли. Так было после смуты в XVII веке. А сейчас мы видим, как вымирают последние потомки богоборцев, устроивших революцию в начале XX столетия. Кто хочет повторить этот эксперимент со своим потомством в начале XXI-го?..

Но вернемся на 400 лет назад. Из городов начали выходить ополченцы для освобождения Москвы. Только под начальством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова к столице стягивалось до ста тысяч защитников Отечества. Тогда гетман Гонсевский с русскими изменниками решил повлиять на старца-Патриарха. "Если ты не напишешь к Ляпунову и товарищам его, чтобы они отошли прочь, сам умрёшь злою смертию", - угрожали они. "Вы мне обещаете злую смерть, - спокойно отвечал он, - а я надеюсь через неё получить венец и давно желаю пострадать за правду".

Тогда поляки бросили старца в подземелье Чудова монастыря, держали его впроголодь и объявили лишённым Патриаршего сана. 5 августа 1611 года Святитель составил свою последнюю грамоту, которую удалось передать защитникам Отечества. В ней великий старец посылал всем восставшим за Родину благословение и разрешение грехов в сем веке и в будущем за то, что они стоят за веру твёрдо.

Последняя грамота страдальца-Патриарха совершила великое дело. Когда она была доставлена в Нижний Новгород, здешний староста Козьма Захарьевич Минин-Сухорукий воззвал к народу: ничего не щадить для спасения Отечества! И снова выросло могучее ополчение. Весной 1612 года оно пошло к Москве под начальством князя Пожарского и гражданина Минина. И 23 октября столица была освобождена от поляков.

Еще во время сбора ополчения Гонсевский пришел в тюрьму к старцу и потребовал, чтобы тот повелел не собираться русским людям воедино и не ходить на освобождение Москвы. "Нет! - сказал радостно Гермоген. - Я благословляю их. Да будет над ними милость Божия, а изменникам - проклятие!"

После этого поляки начали морить Святителя голодом. Он мученически скончался 17 февраля 1612 года. Через сорок лет его мощи были перенесены из Чудова монастыря в кремлёвский Успенский собор, где они покоятся в гробнице до сих пор.

…А нам дороги слова Патриарха Гермогена, по сути, ставшие его духовным завещанием освободителям Отчества: "Я благословляю их. Да будет над ними милость Божия, а изменникам - проклятие!". Эти слова Святителя, который шел на мученическую смерть, имеют огромную духовную силу; вот уже 400 лет они помогают удерживать Русь на краю бездны, в которую её упорно толкают многочисленные враги.

Слова Патриарха-мученика относятся и к нам: мы - из тех родов, в которых были благословленные Святителем защитники веры и Отечества. А роды предателей веры, губителей Руси были стерты с лица земли. Да не постигнет их участь наших потомков!

"Поспешим спасти Москву и Отечество!" - повторил призыв Патриарха гражданин Минин, обращаясь к князю Пожарскому. "Поспешим" - отвечал князь-воевода. И Русь была спасена. Поспешим и мы встать на защиту веры и Отечества, - если хотим продолжения своего рода и спасения души для жизни вечной.

Источник силы и радости

Теперь мы можем ответить на вопрос о том, каким было на Руси (и, наверное, будет) служение Патриарха: стяжанием богатства, почестей, удовольствий или несением Креста? Конечно, это Крест и почувствовать его великую тяжесть может лишь тот, кто его несёт. Даже с помощью научного анализа и исторических параллелей мы получаем очень слабое представление о том, насколько Патриарху тяжело. Не то, что Крест, даже посох Патриарха мы не способны понести. Об этом хорошо сказано в притче.

Одному святому старцу, который рассуждал о Патриаршем служении, было явление Ангела. Он предложил святому подержать Патриарший посох. Старец взял его и упал, настолько тот был тяжёл и неподъёмен. Тогда Ангел сломал посох пополам и вновь дал святому. Но и половины Патриаршего посоха тот не смог поднять. Ангел еще раз сломал посох и дал старцу его четвертину. И даже её не смог поднять старец. Тогда Ангел сказал: "Понял ли ты, как тяжек и неподъёмен Патриарший посох?"

…Помню, как Патриарх Алексий II вел Богослужение в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Я стоял рядом с сопровождавшими его диаконами и слышал, как они тихо жаловались знакомым клирикам храма, что замучились ездить по городам и весям, сопровождая Его Святейшество. Он служил вместе с ними… 300 дней в году: такую нагрузку с трудом выдерживают даже молодые.

А Патриарх был стар и болен, и однажды его сочувственно спросили: "Не устаете ли Вы во время Богослужения?". Ответ Его Святейшества был поразительным. Не помню дословно, но смысл ответа был в том, что в храме устают лишь те, кто не погружается в молитву, не соединяется в ней с Богом - неисчерпаемым источником любви, силы и радости. Молодые валились с ног, а Патриарх не уставал, потому что молился по-настоящему, и его молитва имела потрясающую силу.

Во время его Патриаршего служения с Божией помощью была возрождена разгромленная при советской власти Церковь. Тысячи храмов и монастырей восстали из руин, были построены тысячи новых. Миллионы людей обратились к Богу - только это и спасёт Россию, которая давно уже должна была погибнуть по планам её разрушителей. Это настоящее чудо Божие, которое стало возможным во многом благодаря тому, что достойно нёс свой Крест Патриарх Алексий.

…В последние месяцы силы зла искусственно вызвали и упорно раскручивают мировой экономический кризис. Они дважды устраивали такое в ХХ веке - перед мировыми войнами. Но третья мировая война в наш ядерный век может вызвать рукотворный конец света. И кажется, что мир неотвратимо сползает к глобальной катастрофе. Только чудо Божие способно её предотвратить. А оно может совершиться лишь по молитвам великих подвижников - таких, какими были Патриархи Гермоген и Алексий II.

Не вызывает сомнений, что служение Святейшего Патриарха Кирилла началось в очень непростое время. Дай Бог ему сил достойно пронести тяжелейший Крест Патриарха.