Ты жалуешься, что Господь не услышал тебя и твои молитвы. Ты молился Ему в бедах и искушениях, а он тебя не защитил. Удивительно: как это — не защитил, если ты справился с бедой, а не она с тобой? А слушал ли ты Господа? В Новом Завете ГОСПОДЬ обещал слушать тех, кто будет слышать Его. Так что, слышишь ли ты сам Господа, если хочешь, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли ты его заповеди, послушен ли его законам? А если нет, тогда почему ты требуешь, чтобы Бог услышал тебя и исполнил твою просьбу? Господь пришёл в наш мир и омыл ноги ученикам, которые любили Его и во всём слушались его. И Бог услышал их и дал им всё, о чём они просили. Множество и множество раз изливал Он свои милости на тех, кто был послушен Его закону.
Чего боятся бесы. В житии преподобного Иоанна Вострского описано, как однажды во время молитвы у него открылось духовное видение, и он узрел бесов. Не смея приблизиться к нему, они в то же время и не отходили. Преподобный Иоанн спросил у бесов, чего они боятся. «У вас есть три великие вещи, которых мы боимся: одну вы носите на шее, другой вы омываетесь, третью вкушаете в церкви». — «А что из этих трёх для вас страшнее?» — спросил преподобный. «То, что вкушаете в церкви», — ответили бесы. Итак, нательный крест, святая вода и святое Причастие. Вот чего боятся бесы.
Почему надо молиться. Вы удручены, что Господь не слышит вашей молитвы. Не укоряйте Создателя, давшего вам жизнь, вдохнувшего душу, от Которого вы получили дух и разум. Вы жалуетесь на Того, Кто может в тысячи раз больше пожаловаться на нас своим Ангелам и святым. Да, Господь наш не отзывается на наши просьбы сразу, но всё же молитвы приносят плоды, делая нас богаче и мужественнее. Эта тайна была открыта тем, кто занимался духовным деланием. Вот сеятель посеял пшеницу и стал молиться об урожае. Но вместо пшеницы на поле выросла трава. Он усиливает молитву, но из травы вырастает овёс и просо. Не прекращая молитвы, он снова прибегает к Господу, и, наконец, на поле появляются колосья пшеницы, созревают, тяжелеют от зёрен, клонятся к стопам молитвенника. Вот как писал о молитве русский поэт Пётр Вяземский: «И в ясный день, и средь метели, при встрече с счастьем иль бедой несётся ль туча над тобой, молись! Молись! В нас тайные плоды святой молитвы созревают!...» Наши молитвы нужны Господу не для того, чтобы сказать Ему, что нам нужно: ещё до нашего зачатия Он знает обо всём, что понадобится нам в каждый момент нашей жизни. Заповедь о молитве дана, потому что в молитве душа растёт, ширится, созревает для Бога. Бог может сразу и не ответить на наши молитвы. Бог хочет, чтобы всё происходило не по нашей воле, а по Его воле, он приготовил для нас гораздо большее и лучшее, чем то, о чём мы просим в своих молитвах. И поэтому каждую молитву надо смиренно заканчивать словами: «Отче, да будет не как я хочу, но как Ты...»
О цели земной жизни. Какова цель земной жизни? Об этом написано в Евангелии. Только в этой книге для христиан есть ответ на этот вопрос. Нехристианским народам, не знающим Евангелия, не открыта цель земной жизни. А цель земной жизни — стяжание Царствия Небесного. Эта цель указана в первых словах Спасителя: «...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное...» (Мф. 4, 17), а последними его словами были: «...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари...» (Мк. 16, 15) И все Его другие слова — о Царствии Небесном. О Царствии Небесном нам свидетельствует и вознесение Господне, и явление святителя. Всё Евангелие говорит о Царствии Небесном как цели нашей земной жизни. В Евангелии указывается не только цель нашей жизни, но показываются пути к этой цели, потому что, прежде чем отправиться в путь, надо знать, куда же идти...
«О самом главном для новоначальных» (по письмам свт. Николая Сербского). Издательство «Ковчег», г. Москва, 2005 г.