Муромские чудотворцы

Выпуск газеты: 

 8 июля - День семьи, любви и верности. В этот день Русская Православная Церковь чтит память Муромских святых супругов Петра и Февронии. Их брак является образцом христианского супружества. В этот день у православных верующих принято, прежде всего, посещать храмы. В своих молитвах молодые люди просят у святых большой любви, а люди постарше - семейного согласия.
Петру и Февронии пришлось пройти много испытаний, чтобы навсегда быть вместе.
Петр был младшим братом Муромского князя Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Змей этот стал обольщать женщину на блуд. Когда находило на неё это наваждение, она видела змея таким, каков он есть. А всем, кто входил в это время к княгине, представлялось, что это князь сидит со своею женою. Княгиня пожаловалась мужу о том, что страшный зверь мучает её. Павел долго не мог придумать, как одолеть змея. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Оказалось, что смерть змею суждена "от Петрова плеча, от Агрикова меча".
Муромский князь удивился, а потом вспомнил, что у него есть брат, которого зовут Петр. Пожаловался тогда князь на свою беду брату. Родственник не заставил себя долго ждать и согласился убить змея.
Пообещав помочь, Петр приуныл - ведь не было у него Агрикова меча. Вскоре на молитве в церкви Воздвижения открылось Петру, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами. Князь Павел призывал всех врачей своего княжества, чтобы вылечили его младшего брата-победителя. Но ни один врач не смог вылечить Петра. Со смирением перенося мучения, князь во всём предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь бортника, имевшую дар прозорливости и исцеления. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!". Передал юноша всё своему князю. И на следующий день Петра привезли к дому Февронии. Князь пообещал тому, кто его вылечит богатую мзду. Но не нужно бы богатство Февронии. Девушка прямо сказала: "Я сама буду лечить князя, но богатств от него никаких не требую. Если не буду его супругой, не надо мне и лечить его". Не хотелось Петру брать в жёны дочь бортника. Но все же пообещал князь девушке жениться на ней, если она его вылечит.
Принялась Феврония князя лечить: взяла небольшую плошку, зачерпнула из дежи закваски, дунула на неё и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного. Но Петр не сразу доверился её снадобью. Решил князь испытать девушку своими хитрыми задачами. Послал ей маленький пучок льну и велел передать: "Коли хочет эта девушка супругой моей стать, пусть покажет нам мудрость свою. Если она и вправду мудрая, пусть из этого льна сделает мне рубаху, портки и полотенце за то время, пока я буду в бане париться". Феврония была девушка мудрая, и сразу поняла, в чём дело. Отколола от полена небольшой кусок и велела его князю отослать с таким заданием: "За то время, пока я пучок льна очешу, пусть князь из этого кусочка сделает мне ткацкий стан и все снаряды, чтобы выткать полотно ему на бельё". Теперь князь понял, что Февронию не проведёшь. И сделал всё, как велела ему девушка: помылся в бане и помазал все язвы и струпья её мазью, а один струп оставил непомазанным. Вышел князь из бани - болезнь как рукой сняло. Удивился Петр быстрому исцелению. Но всё же не взял в жены Февронию из-за её низкого рода. Уехал Петр обратно в Муром. Послал он в благодарность богатые дары. Девушка богатств не приняла.
Один струп у князя остался непомазанным, как и велела сделать Феврония. Вот из этого-то струпа и пошли по всему телу новые струпья, с того дня как уехал он от Февронии. Опять тяжело заболел князь, как в первый раз. Пришлось князю опять ехать в Рязанские земли к Февронии. Девушка снова согласилась вылечить князя при условии, если он её возьмет в жёны. Тут уж Петр твёрдое слово дал, что возьмет её в жены. Феврония, как и прежде, дала ему закваски и велела выполнить всё тоже самое. Князь совсем вылечился и женился на девушке, как и обещал.
Приехали молодожёны в Муром и жили благочестиво, соблюдая все божии заповеди. После смерти своего брата. Петр стал самодержавным правителем в Муроме. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жёны невзлюбили Февронию. Не хотели они иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Однажды пришел один приближенный боярин к князю Петру, чтобы поссорить его с женою и говорит: "Ведь она из-за стола княжеского каждый раз не по чину выходит. Перед тем как встать, всегда собирает она со скатерти крошки, как голодная!". Захотел князь проверить, правду ли боярин сказал. Приказал тогда Петр накрыть ей стол рядом с собой. Когда обед подошел к концу, она, как с детства привыкла, смахнула крошки в горсть. Князь взял её за руку, велел раскрыть кулачок и видит: на ладони у неё благоуханная смирна и фимиам. С того дня он больше уже её не испытывал.
Прошло ещё немного времени, приходят к Петру снова бояре. В этот раз они предложили отказаться от Февронии и взять в княгини другую девушку. А Февронию наградить дорогими подарками и отправить восвояси. Князь Петр всегда был спокойного нрава, и без гнева и ярости ответил им: "Скажите-ка сами об этом княгине Февронии, послушаем, что она вам на это скажет!". Бояре, не долго думая, предложили Февронии уйти из княжества и оставить князя, взяв с собою, что ей угодно. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. А князь не хотел расставаться со своей женой, поэтому добровольно отказался от власти. Начали Петр и Феврония Муромские собираться в дорогу. Бояре приготовили им большие суда, и поплыл князь со своей супругою по реке Оке. Среди приближенных был с ними на суде один человек со своей женой. Соблазняемый бесами, молодой человек не мог наглядеться на Февронию. Она угадала его мысли и говорит как-то ему: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь"? Обличённый смутился и покаялся в душе. Понял боярин тогда, что княгиня читает чужие мысли, не посмел больше предаваться дурным мыслям. Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживёт", то и человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей. Только хотели люди собирать шатры и утварь, чтобы перенести их на суда, прискакали бояре из Мурома, стали умолять Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр со своей княгиней вернулся обратно в Муром.
Правили они в городе своём по законам Божиим и были милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать. Странствующих принимали, голодных кормили, нищих одевали, несчастных от гонений избавляли. Когда приблизилась их кончина, они молили Бога, чтобы в один час переселились в лучший мир. И завещали, чтобы похоронили их в одной большой каменной гробнице с перегородкой посередине. В одно время облачились они в иноческие одежды и приняли монашество. Князя Петра назвали в иночестве Давидом, а Февронию - Евфросинией.
Перед самой кончиной, княгиня Феврония вышивала покров с ликами святых на престольную чашу для собора. Князь Петр послал сказать ей: "О сестра Евфросиния! Близка моя кончина, но жду тебя, чтобы вместе покинуть этот мир". Она ответила: "Подожди, господин мой, сейчас дошью покров для Святой Церкви". И во второй раз князь прислал сказать: "Недолго могу ждать тебя!" И в третий раз послал: "Отхожу из этого мира, не могу больше ждать". Княгиня в это время вышивала последний покров. Услышав зов супруга своего, воткнула иглу, замотала вокруг неё нитку и послала сказать князю Петру, что и она готова. В пятницу, 20 июня (по новому стилю 8 июля) отдали они оба душу Богу. После их кончины церковнослужители решили положить тело князя в соборной церкви Пречистой Богородицы в Муроме, а тело княгини Февронии - в загородном женском монастыре, в церкви Воздвижения Животворящего Креста. Сделали для них отдельные гробницы и похоронили святого Петра в городском соборе, а святую Февронию в другой гробнице в загородной Воздвиженской церкви. А ту двойную каменную гробницу, что они велели сделать себе ещё при жизни, оставили пустою в том же городском соборе.
Но на другой день утром увидели, что отдельные их гробницы пусты, а святые тела князя и княгини покоятся в той общей гробнице, которую они велели сделать для себя перед смертью. И те же неразумные люди, которые при жизни пытались их разлучить, нарушили их покой после смерти: они снова перенесли их тела в особые гробницы. И на третье утро увидели опять тела князя и княгини в общей гробнице. После этого больше не смели трогать их святые тела, и так и остались они в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они сами велели себя похоронить.
Мощи их даровал Бог городу Мурому во спасение: всякий, кто с верою приходит к гробнице с их мощами, получает исцеление.
Сегодня мощи святых Петра и Февронии находятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме. Каждый воскресный день в шесть часов утра перед открытыми мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом. В день святых Петра и Февронии, по традиции, Божественная Литургия проходит на монастырской площади у стен Троицкого собора. Богослужение завершается крестным ходом вокруг монастыря.