ДУМАЮЩИЙ О БОГЕ

Выпуск газеты: 

 

Василий Васильевич Розанов
(20.04 (02.05) 1856 — 5.02.1919 гг.)
— русский религиозный философ,
литературный критик и публицист.

«Что бы я ни делал, что бы ни говорил и ни писал — я говорил и думал только о Боге», — к такому выводу на склоне лет пришел философ и писатель Василий Розанов. Выходец из многодетной мещанской семьи, рано потерявший родителей, Василий Васильевич познавал мир, стараясь взглянуть на него с тысячи точек зрения. Его лучшие труды — «Люди лунного света», «Уединенное», «Опавшие листья» — переиздаются до сих пор.
Будущий философ родился в городке Ветлуга (тогда — Костромская губерния, сейчас — Нижегородская область) 20 апреля 1856 года. Рано умерших родителей Васе заменил старший брат Николай, преподаватель гимназии в Симбирске. Впоследствии писатель назовет этот провинциальный городок (ныне Ульяновск) своей духовной родиной.
Окончив гимназию в Нижнем Новгороде, Василий поступает на историко-филологический факультет Московского университета, где увлеченно посещает лекции знаменитых философов Владимира Соловьева и Василия Ключевского. Как блестящему выпускнику, Розанову предлагают дальнейшее обучение в магистратуре, но он решительно отказывается от научной стези. Василию не терпится начать преподавательскую деятельность. Есть и другая причина — к этому времени Розанов уже женатый человек, и должен обеспечивать семью.
...С «музой» Достоевского, Аполлинарией Сусловой, которой к тому времени было уже за тридцать, юноша познакомился еще будучи гимназистом. Эта встреча впоследствии во многом определила драматизм его судьбы. Много лет спустя он так отзовется о бывшей возлюбленной: «Взглядом опытной кокетки она поняла, что «ушибла» меня – говорила холодно и спокойно. И словом, вся – «Екатерина Медичи». На Катьку Медичи она в самом деле была похожа. Мы с нею сошлись до брака».
Их семейная жизнь быстро превратилась в ад. Розанов впоследствии писал: «Меня она никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения – только принимала от меня «ласки». Своенравная Аполлинария флиртовала с друзьями мужа, устраивала Розанову прилюдные сцены ревности и награждала пощечинами. Его труды она называла «идиотскими» и «дурацкими». Дважды она бросала его, но он уговаривал ее вернуться. Когда жена ушла от него в третий раз, Розанов «плакал и месяца два не знал, что делать, куда деваться». На все мольбы о возвращении Суслова издевательски отвечала: «Тысяча мужей находятся в вашем положении и не воют — люди не собаки».
Жизнь Розанова обрела покой и гармонию, когда он соединил судьбу с вдовой Варварой Бутягиной. Поскольку Суслова не давала ему развод, в 1891 году философ тайно обвенчался с гражданской женой, фактически став двоеженцем. У них с Варварой родилось пятеро детей. Клубок проблем, казавшихся неразрешимыми, распутался только в 1917 году, когда бывшая жена, наконец-то, согласилась на расторжение брака.
Но вернемся к творчеству Розанова. В 1880-90-х Василий Васильевич преподает в провинциальных гимназиях и пишет — пока большей частью в стол. Впервые о Розанове как о философе заговорили в 1891 году, когда он опубликовал «Легенду о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского». Начинающий писатель выступил своеобразным законодателем мод — следом за ним и Сергей Булгаков, и Николай Бердяев стали называть Достоевского религиозным философом.
В конце 90-х Розанов, разочаровавшись в педагогической деятельности, уходит в журналистику. Он сотрудничает сразу с несколькими изданиями. В статье «Сумерки просвещения» Розанов критикует школьное образование в России. Отношение церкви к вопросам пола он исследует в книге «Семейный вопрос в России», а в сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства» и «Люди лунного света» окончательно провозглашает собственный взгляд на вопросы пола.
В 1910-х годах он становится родоначальников нового жанра, который сам философ назвал «говоры и шепоты». Его труды «Уединённое» и «Опавшие листья» представляют собой коллекцию набросков, афоризмов и выдержек из дневника. Сейчас этот жанр очень популярен, особенно в Интернете: взять многочисленные «живые журналы», блоги, записи в Твиттере. А в те годы «Опавшие листья» не получили в печати ни одной положительной рецензии.
Философа нередко критиковали за то, что он бросался из крайности в крайность, сегодня утверждая одно, а завтра ратуя за другое. Столь быстрой перемены взглядов Василий Васильевич не только не стеснялся, но, наоборот, считал правильной, призывая всех «иметь на предмет именно 1000 точек зрения». Источником вдохновения для Розанова служили мысли о Боге: «Он занял всего меня, без какого-либо остатка, в то же время как-то оставив мысль свободною и энергичною в отношении других тем».
Философия Розанова призывает ценить простые житейские радости: «Если у тебя выпадет, дружок, поудобнее минутка к вечеру, – когда тени гуще и длиннее, и тебя не заметит ни проходящая жена, ни пробегающие дети, – сядь и отдохни в уголке. Птичка летала, птичка устала. Ты тоже «я» средь мира. Побудь «сам» и «один». Вынь хлебца, запасенный кусочек. Посоли «пережженной солью». И отдохни просто и эгоистично».
Последние годы жизни — с 1917 по 1919 — Розанов провел в Сергиев Посаде. Философ и ректор Свято-Троицкой семинарии, отец Павел Флоренский подыскал семейству жилье в доме священника. Розановы очень нуждались и выживали лишь благодаря анонимным доброжелателям, которые присылали им деньги и продукты.
Последние труды Розанова дышат безысходностью. В набросках к «Апокалипсису нашего времени» Розанов раскрывается как пессимист и экзистенциалист, оценивающий революцию как катастрофу и полагая ее финалом истории России.
Василия Васильевича не стало 5 февраля 1919 года. Философ похоронен на кладбище Черниговского монастыря близ Троице-Сергиевой лавры.