СВЕТИЛЬНИК РАЗУМА

Выпуск газеты: 

Татьяна КОКИНА-СЛАВИНА

Николай Александрович Добролюбов
24.01 (05.02) 1836 — 17 (29).11 1861 гг.

Николай Добролюбов шел по жизни семимильными шагами. Смыслом его существования был труд — неустанный, титанический, на грани человеческих возможностей. Некоторые исследователи считают, что именно его, фанатичного труженика и отрицателя общепринятых устоев, Тургенев вывел в образе Базарова в своем романе «Отцы и дети».

Николай Добролюбов родился 5 февраля 1836 г. в Нижнем Новгороде, в семье священнослужителя. С детства Колю отличался неуемная тяга к знаниям. Уже в три года мальчик читал домашним басни Крылова. В 8 лет к нему пригласили репетитора — семинариста М.А.Костров, который отвергал бессмысленную зубрежку, а всячески способствовал тому, чтобы ученик мыслил самостоятельно. Через три года подростка отдали в старший класс духовного училища, где учились ребята на 4-5 лет его старше. Через год Добролюбов перешел в семинарию, где сразу же стал первым учеником. Иной раз его сочинения доходили до 100 листов! В те годы излюбленной темой Николая были история Русской Церкви. Параллельно юноша переводил стихи поэтов древности.
Добролюбов был глубоко верующим человеком. Еще в 15 лет, чтобы расти духовно, он стал вести дневник. На его страницах он осуждал себя за любовь к славе и гордыню, осуждение других и прочие пороки. Юноша планировал пойти по духовной стезе, и в 17 лет уехал в Петербурге поступать в духовную академию. Однако поступил в Главный педагогический институт. Причина была проста: студентам полагалось казенное иждивение. С деньгами в семье Добролюбовых, где подрастало еще семеро детей, было туго.
В пединституте вокруг Николая быстро сформировался студенческий кружок, который ополчился против директора института Ивана Ивановича Давыдова — бюрократа и формалиста. В «Современнике» он с иронией раскритиковал один из отчетов Давыдова, а затем продолжил наступление в нелегальной рукописной газете «Слухи». Давыдов не остался в долгу и лишил Добролюбова-выпускника золотой медали.
Еще в годы учебы Николай начал сотрудничать с самым прогрессивным изданием того времени — журналом «Современник». Когда в 20 лет он принес в редакцию первую статью, Чернышевский был поражен его необыкновенным умом, а Некрасов впоследствии назвал его «светильником разума». Вскоре Добролюбов стал одним из редакторов журнала.
Многие удивлялись, как быстро из-под его пера выходили объемные, блестяще выстроенные работы. За один только 1858 г. он напечатал 75 статей и рецензий! Работать споро и эффективно Добролюбову помогала его «фирменная» находка: он заранее набрасывал конспект на длинной ленте, обматывал его вокруг пальца руки, и так, постепенно раскручивая «свиток», писал статью.
С лучшими работами Добролюбова нас знакомят еще в школе. Это рецензии на роман Тургенева «Накануне» («Когда же придет настоящий день?»), на роман Гончарова «Обломов» («Что такое обломовщина?») и на пьесу Островского «Гроза» («Луч света в темном царстве»). Именно Добролюбов впервые ввел в литературоведение понятие о реализме как о художественном стиле. Также Добролюбов создал немало философских трудов, главной идеей которых было равенство людей.
Ради литературы Добролюбов пожертвовал педагогикой, но это не помешало ему выстроить собственную педагогическую систему. Он считал: чтобы вырастить нравственного человека, необходимо приучать его к труду. Не нужно требовать от ребенка безоговорочного повиновения — это подавляет личность и, в результате, лишает ее индивидуальных черт. Добролюбов протестовал против применения физических наказаний и других средств, унижающих человеческое достоинство. По его мнению, лучшее средство для поддержания дисциплины — авторитет учителя, его внимательное отношение к ученику.
Одного за другим, Добролюбов потерял мать и отца. В 18 лет он фактически взял на себя все заботы по содержанию семи братьев и сестер. Отказавшись от своей доли наследства в их пользу, он интенсивно работает в Петербурге, отправляя в Нижний Новгород до трех четвертей дохода. Впоследствии, выдав замуж сестер, он перевез к себе в Петербург двух самых маленьких братьев.
Еще студентом Добролюбов сошелся с «падшей женщиной» Терезой Карловной Грюнвальд. За три года их совместной жизни он посвятил ей немало стихов, и одно время даже собирался жениться на ней, считая себя виноватым перед нею. Когда они расстались, Добролюбов до конца своих дней поддерживал Терезу деньгами.
Отдавая работе всего себя, Добролюбов практически не отдыхал. В 24 года у него обнаружили туберкулез. Друзья настояли, чтобы он поехал лечиться за границу. В разъездах по Европе критик провел целый год, однако победить болезнь не удалось. В июле 1861 г. Николай Александрович вернулся в Петербург, где и умер 29 ноября. Его похоронили на Волковском кладбище, рядом с «неистовым Виссарионом» — Белинским.
...Добролюбов был невысокого мнения о своих талантах: свои работы он подписывал «бов» или псевдонимом «Лайбов». Объяснял он это так: «Я вижу сам, что все, что пишу, слабо, плохо, старо, бесполезно. Поэтому я и не дорожу своими трудами, не подписываю их, и очень рад, что их никто не читает...» Однако вышедшее в 1862 г. собрание его сочинений имело большой успех и впоследствии выдержало семь переизданий.