Боготечное светило

Выпуск газеты: 

 

6 сентября день памяти перенесения мощей святителя Петра митрополита Московского
Белокаменный Успенский собор со времени возвышения московского княжества и до сей поры занимает особое место, как в истории России, так и в истории Православной Церкви. Если следовать определению, что архитектура - это застывшая музыка, то собор представляет собой единый, мощный аккорд, торжественный и величавый. На протяжении многих столетий здесь возводили на престол великих князей, удельные князья присягали им на верность, здесь венчали на царство и короновали императоров.
В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов и совершали молебны перед военными походами. Здесь покоятся мощи чудотворцев, покровителей града Москвы - Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.
Один из них, святой митрополит Петр, стал основателем Успенского собора, он похоронен здесь первым, в недостроенном храме, в 1326 году, на месте, которое указал сам при начале строительства. По словам летописца, митрополит Петр сам, своими руками приготовил для себя гробницу.
Житие митрополита Петра представляет для нас, москвичей XXI века, особый интерес. Он правил епархией восемнадцать с половиной лет, во времена тяжкие, смутные для русского государства.
Русь была порабощена татаро-монгольскими завоевателями. Княжества платили дань хану Орды. Ему принадлежала административная, судебная и военная власть. По приказу хана русские князья обязаны были воевать с врагами Орды, не исключая и строптивых единоплеменников. По собственному своему произволу, хан Орды назначал одного из удельных князей великим, вручая ему ярлык.
За великокняжеский престол шла постоянная борьба. В союзники привлекали воинов из числа татаро-монголов, и те убивали и грабили всех подряд на чужой для них земле, не разбирая, где ослушники, а где верные хану люди.
Один из московских князей, Георгий Данилович, вел упорные тяжбы с тверскими князьями, не гнушаясь при этом ни клеветой, ни интригами. По его доносу был убит в Орде родственник его, князь Михаил Ярославич. Один из первых русских историков, Карамзин, писал о Георгии Даниловиче, что князь сей "не рыцарь". Кстати, и сам князь Георгий был убит там же, в Орде, спустя несколько лет. Старший сын тверского князя отомстил за смерть отца. Жестокие времена, суровые нравы!
Но и здесь находились светильники Церкви, которых Сам Господь возвышал, по слову Евангелия, чтобы освещать кромешную тьму озлобленных сердец человеческих, жалеть виновных и умолять о милосердии правых.
Таким горящим светильником был митрополит Петр. Сохранились два жития святого. Одно из них, более древнее, написано современником митрополита, Ростовским епископом Прохором. Другое житие составлено святителем Киприаном, митрополитом Московским, также прославленным в лике святых.
Митрополит Петр родился в Волынской земле. Точная дата его рождения неизвестна, не дошло до наших времен и мирское имя святителя. Родители его, скорее всего, принадлежали к боярскому или купеческому сословию, были людьми состоятельными, что позволило святому Петру впоследствии основать на свои средства монастырь.
Двенадцатилетним отроком он был принят в число братии ближайшего к месту рождения монастыря, где исполнял обычные для иноков послушания: носил воду, колол дрова, служил братии, всегда прилежно исполняя свое молитвенное правило. Первым приходил он в церковь, уходил последним, и, как указано в житии, на службе стоял с благоговением, "никогда не прислоняясь к стене". По свидетельству того же древнейшего жития, святой Петр в монастыре обучился искусству писания икон и в скором времени сделался "иконник чуден".
Много лет прожив в монастыре, где был пострижен, он, вероятно, получил имение после смерти родителей и построил новую обитель на реке Рате в пределах Галицко-Волынского княжества. Церковь была освящена во имя Спасителя нашего Иисуса Христа.
Став игуменом обители, святой Петр, как и прежде, оставался кротким и незлобивым. Никогда не гневался, считая себя наихудшим из людей. Щедро раздавал милостыню. Если не имел денег, чтобы пожертвовать нуждающимся, то, не жалея, отдавал свои иконы или одежду.
Слух о добродетельной христианской жизни игумена Ратской обители, о милосердии к нищим и убогим, строгом соблюдении монашеских правил, о доброте и любви к ближним, скоро дошел до удельного князя.
Со времени своего основания в 988 году, Русская Церковь, приняв православие от греков, была митрополией Константинопольского Патриархата. Русский митрополит, носивший титул "Киевский и всея Руси", принимал посвящение в Константинополе от Патриарха.
В 1305 году, когда скончался митрополит Максим, грек по происхождению, встал вопрос об избрании на митрополичью кафедру нового владыки. Надо заметить, что святитель Максим вынужден был вести жизнь скитальца. Долгое время не мог он найти себе места для постоянного жительства. Киев, слывший богатым городом, постоянно терпел от татаро-монгольских завоевателей разбойные нападения и грабежи. Митрополит Максим жил то в Твери, то в Переславле-Залесском, то во Владимире, пока не переселился сюда окончательно. Здесь, во Владимире, он и был похоронен.
Между тем, не утихала борьба за великое княжение, которую с переменным успехом вели между собой удельные князья тверские и московские. Фактически решалась судьба двух городов. Либо Тверь, либо Москва - одному из городов суждено было возвыситься, другому - умалиться. Столицей великого княжества был Владимир, по воле хана правил в нем тверской князь Михаил Ярославич.
Занять престол митрополита пожелал некий игумен Геронтий, предположительно принадлежащий к владимирской епархии, ставленник тверского князя. Взяв с собой святительскую одежду, жезл и слуг митрополита, Геронтий спешно отплыл к Патриарху Константинопольскому Афанасию.
Галицкий князь, между тем, стал уговаривать игумена Петра идти в Константинополь для посвящения на престол митрополии. Долго отказывался св. Петр, не желая расставаться со своим монастырем, с тишиной келейной жизни. Но пришлось ему уступить настойчивым просьбам святителей, бояр и князя.
Случилось так, что по воле Божией св. Петр прибыл к Патриарху первым и был посвящен в митрополичий сан, а корабль его соперника был захвачен бурей.
Однако не дремал враг рода человеческого: на родине святителя Петра ожидали многие огорчения. Тверские князья, имевшие власть и влияние на хана, его невзлюбили. Вскоре после вступления его на кафедру тверской епископ Андрей, сын литовского князя, тайно или, как сказали бы сейчас, анонимно послал Патриарху донос, в котором клеветал на митрополита.
Обвинения были столь тяжкими, что Патриарх прислал одного из своих клириков с повелением созвать Собор. В качестве обвинителей на Соборе, созванном в Переславле-Залесском, присутствовали князья Тверские, Московский князь Иван Данилович, епископы, священники, игумены и бояре. Донос произвел такое смятение среди его участников, что, отстаивая свою правоту, обе стороны готовы были взяться за оружие.
Неповинный епископ, всем сердцем не желая стать причиной раздора и брани между христианами, призвал к миру: "Возлюбленные братия и чада о Христе! Я не лучше пророка Ионы. Если из-за меня такое великое волнение, то извергните меня из среды своей".
Вскоре, однако, истина восторжествовала. Епископ Андрей, под давлением обстоятельств, вынужден был сознаться в авторстве доноса. Тогда гнев обвинителей обратился против самого клеветника и лишь один оболганный митрополит принял его под свою защиту со словами, полными кротости и смирения: "Мир тебе, чадо. Не ты сие сотворил, но древний завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдись лжи, а прошедшее да простит тебе Господь". Виновный епископ был отпущен и не подвергнут наказанию за свое лжесвидетельство.
Вскоре святой Петр должен был отправиться в Орду к хану Узбеку, чтобы подтвердить действие прежних грамот, дающих церкви право не платить дань. Стоит ли говорить, каким тяжким был этот новый подвиг!
Как и во все времена, на дорогах промышляли разбойники. Но и по прибытии в ставку хана, в Орду, русские люди не чувствовали себя в полной безопасности. Завоеватели отличались коварным, переменчивым нравом, подозрительностью, за нарушение традиций часто грозила лютая смерть. Но Бог благословил трудное путешествие святителя. Хан Узбек ласково принял митрополита, летописец сообщает нам, что в Орде св. Петр "бысть в чести велицей и отпущен бысть от царя со многою честью вборзе". Он привез на Русь ярлык, содержащий, между прочими и такие пункты: закреплялось освобождение духовенства от дани, митрополиту предоставлялось право церковного суда, при этом вменялось в обязанность молиться Богу за хана и его семью, и, наконец, нарушение прав, данных церкви, каралось смертной казнью. Такая угроза должна была остановить, в первую очередь, ханских слуг, баскаков, которые часто злоупотребляли своим положением сборщиков дани.
До наших времен дошли послания митрополита, проникнутые евангельской любовью к чадам Церкви, призывающие строго блюсти православие. Общий дух посланий точно передан такими словами митрополита: "Того ради, дети, писанием и неписанием понуждаю вас на дела благая, зане должен всегда поминати и писати душеполезная и спасенная".
Часто объезжая вверенную его попечению митрополию, епископ Петр обратил внимание на московского князя Ивана Даниловича, прозванного Калитой за то, что имел он на поясе мешок, из которого раздавал деньги бедным.
Москва представляла собой провинциальный, скромный городок на окраине Владимирского княжества. Достаточно сказать, что и церкви, и дома в ней были деревянными из-за недостатка средств у жителей. Автор древнейшего жития называет тогдашнюю Москву "честной кротостью", тем самым изящно намекая на ее бедность. Святитель полюбил гостеприимного московского князя и его малолюдный удел. Он начал останавливаться здесь часто и жить дольше, чем в других местах.
Когда митрополиту было явлено пророчество о грядущей высокой судьбе Москвы, он стал уговаривать князя построить на холме каменную церковь, по примеру Успенского собора во Владимире: "Если ты послушаешь меня, чадо, и создашь храм Пресвятой Богородице, то и сам прославишься более князей других, и город твой будет прославлен: святители поживут в нем и взойдут руки его на врагов его и Бог в нем прославится, и кости мои здесь положены будут".
Повинуясь владыке, Иван Калита в августе 1326 года заложил первый Успенский собор, не сохранившийся до наших дней. Современными археологами обнаружены части основания и декора. Если судить по найденным фрагментам и по изображению храма на иконе конца XV века "Митрополит Петр в житии", это был небольшой одноглавый храм, украшенный поясами из резного белого камня. Сам святитель ревностно наблюдал за воздвижением церкви.
Время своего исхода от земного бытия святой Петр, по воле Божией, предвидел заранее. Он передал все свои деньги на строительство собора, простился со всеми, преподал последние наставления. Начав петь вечерню, с молитвой на устах, воздел он руки к Создателю вселенной и так отошел в вечность.
Князь Иоанн, бояре, жители Москвы с плачем провожали одр с телом митрополита к недостроенной церкви. По свидетельству жития, в это время к печальной процессии приблизился некий человек, который мысленно стал порочить святителя: "Что это за мертвец, которого провожает сам князь и столько народа, и почему воздают ему такую почесть?"
Подумав так, он внезапно увидел страшное, но вместе с тем и великое, поучительное зрелище: святитель, невидимый для всех, кроме хулителя, сидел на своем погребальном ложе и благословлял народ, толпившийся по обеим сторонам. Человек, осуждавший митрополита, ужаснувшись, тотчас уверовал и рассказал о видении.
Пророчество св. Петра скоро начало сбываться. Князь Иван Данилович получил ярлык от хана на великое княжение. Москва стала возвышаться, первосвятители утвердились на Московской кафедре. При потомках Иоанна власть Москвы над другими городами возрастала, и Москва из смиренного захудалого городка превратилась в столицу, чему свидетели и мы с вами, жители современного мегаполиса.
Святителю Петру молятся о спасении Государства Российского и в защите от нашествия иноплеменных.