Номера газет |
ПРОСВЕЩАЮЩИЙ СЛЕПЫХВыпуск газеты: 25(12) февраля исполняется 630 лет со дня успения святителя Алексия, митрополита Московского, всея Руси чудотворца Учитель Димитрия ДонскогоНезадолго до блаженной кончины митрополит завещал положить его тело в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем, не желая, по смирению, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иоаннович Донской (1363 - 1389), глубоко почитавший своего учителя и наставника - святителя Алексия, повелел положить его мощи в церкви, близ алтаря. 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился святитель, обрушился от ветхости. И во время построения нового храма его мощи были обретены совершенно нетленными, когда прошло более полувека после успения! Собор русских святителей установил празднование митрополиту Алексию в день его преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая. В 1485 году они были перенесены в храм, посвященный святителю. Ныне мощи покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. Чем же угодил Богу святитель Алексий, сподобившийся нетления мощей и дара чудотворений для всех, кто с верой молит его о помощи? Вот лишь некоторые эпизоды из жития чудотворца. Митрополит Московский и всея России Алексий (в миру Елевферий) родился в 1292 году в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Однако Бог готовил монаха Алексия для других подвигов - великому служению на благо Отечества. Еще при жизни митрополит Московский Феогност выбрал себе преемника и благоволил ему. Владыка повелел иноку Алексию оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В 1350 году владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время в Русской Православной Церкви были великие нестроения и распри, в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. Чтобы положить конец смутам и тревогам, в 1356 году святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху Каллисту. Тот дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом "всечестнаго митрополита и экзарха". На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Митрополит Алексий усердно молился Богу и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Что ж, буря действительно утихла, а корабль пристал 29(16) августа. Восторженно встретила святителя Москва. За избавление от бури, по данному обету, митрополит Алексий устроил в столице Спасо-Андроников монастырь. Несмотря на все смуты, он очень заботился о своей пастве - ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. Любимая жена татарского хана Джанибека Тайдула страдала болезнью глаз и, наконец, совсем ослепла. В 1357 году хан написал великому князю Иоанну Иоанновичу: "Мы слышали, что Бог ни в чем не отказывает молитвам митрополита Алексия; пусть же он испросит у Бога здравия моей жене". Джанибек грозил, что, в случае отказа, пойдет на Русь и опустошит ее. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал митрополит Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". Отъезд святителя сопровождался ободряющим знамением: когда он служил напутственный молебен перед ракой своего святого предшественника - митрополита Петра, свеча у раки зажглась сама собой. Святителя с почестями встретили в ставке хана: их владычества очень уважали наших митрополитов, почитали их и даже освобождали от пошлин. И не зря: святитель Алексий отслужил молебен об исцелении ханши, и в момент, когда он кропил ее святой водой, она вдруг прозрела. Благодарная Тайдула (впоследствии приняла Православие и крестилась) выкупила и подарила ему землю в Московском Кремле, где, в память о чуде ее исцеления, святитель устроил Чудов монастырь. А хан Джанибек подарил митрополиту Алексию свой конюшенный двор в Московском Кремле и вручил ему ярлык с освобождением Русской Православной Церкви от даней и поборов. Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия (будущего Донского). И, пока подрастал его воспитанник, много потрудился, примиряя строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Святитель Алексий достиг глубокой старости и сподобился блаженной кончины на 86 году, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. За веру православнуюПочему же в XIII веке на Русь обрушилось монгольское иго, и как стало возможным его преодоление, начало которому положили через сто лет святитель Московский Алексий и святой благоверный князь Димитрий Донской?
Вот что написал об этом Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в своей книге "Самодержавие духа" (Издательство "Царское Дело", Санкт-Петербург, 1996): "Посреди такого сокрушительного бедствия, охватившего всю страну, лишь одна сторона русской жизни, по воле Божией, уцелела от разгрома. Непоколебленной и неповрежденной в своей спасительной деятельности устояла Православная Церковь, спасенная от ярости завоевателей чудесным видением, вразумившим свирепого Чингисхана еще до вторжения татарских орд в русские земли". Перед завоеванием Средней Азии Темучин, не желая вступать в открытую борьбу с хорезмшахом Мухаммедом II, которого называли "вторым Александром Македонским", предложил ему союз. Но гордый шах повелел умертвить послов хана. Чингисхан, желая узнать волю неба о предстоящей войне, три ночи провел на горе в молитве (верования монголов включали смутные понятия о Едином Боге - Владыке вселенной). Спустившись к воинам на третий день, хан объявил, что Бог в сновидении предвозвестил ему победу устами христианского епископа (с которым Темучин встречался во время завоеваний уйгурских племен, исповедовавших христианство). Пророчество полностью подтвердилось, и грозный хан до конца своих дней особенно благоволил к христианам. Более того, в 1267 году митрополит Кирилл сумел получить от хана Менгу-Темира ярлык в пользу Церкви, в котором духовенство освобождалось от дани и других поборов. Пусть, - писал Менгу-Темир, - беспечально молятся за него и его ханово племя. Этим же указом хан под страхом казни воспрещал надругательство над православием. "Кто будет хулить веру русских, - сказано в ярлыке, - или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертию". Это кажется невероятным, но, с позволения хана владыка Кирилл основал в самом Сарае православную епархию. "Сто лет спустя другой знаменитый святитель - святой митрополит Алексий - еще более укрепил влияние церкви в Сарае", - писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Силы ада не одолелиБольше века Русь стонала под монгольским игом. Многим казалось, что она погибла навсегда и уже никогда не возродится. Но в возрождение Святой Руси верил святитель Алексий. Он передал эту веру своему воспитаннику Великому князю Московскому Димитрию Донскому. И тот возглавил русское войско, которое одержало первую крупную победу над монголами на поле Куликовом. После 140 лет поражений русский народ воспрянул духом. Святитель Алексий не дожил до Куликовской битвы. Но во многом благодаря его трудам и подвигам удалось собрать воедино раздираемый междоусобицами русский народ, вдохновить его на великую битву ради сохранения веры православной, которой угрожала смертельная опасность. - Цель хана Мамая, собиравшего силы в степях Причерноморья, коренным образом отличалась от целей его предшественников, - рассказал мне протоиерей Владимир Силовьев - настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, в котором покоятся мощи героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби. - Он гордо заявлял, что желает исправить ошибку Батыя, покорившего русский народ, но не истребившего православную веру. В результате народ сохранил духовную опору, которая позволяла ему не только существовать, но и развиваться, укрепляться, противостоять захватчикам. Мамай хотел не только покорить Русь, но и искоренить православную веру. На это хана подбивали наемники из католической Западной Европы - Генуэзская пехота, которая была в сердцевине его войска. И в этом была огромная опасность для слабых русских княжеств, плохо объединенных вокруг Москвы. Если бы в Куликовской битве победил Мамай, то могло бы исчезнуть навсегда Русское государство, хранившее православие. Центробежные силы, существовавшие между княжествами, и достаточно слабая власть Великого князя Московского сделали бы невозможным возрождение государства. Вероятность такого развития событий хорошо понимал святитель Алексий. И он сделал все возможное для предотвращения этой беды. Митрополит Московский начал великое дело примирения враждующих князей, продолженное преподобным Сергием Радонежским. И святитель воспитал великого князя Димитрия так, что тот оказался способным собрать разрозненное русское воинство и наголову разбить превосходящего противника, который был слабее духом. На Куликово поле шли отдельные русские отряды, а вернулось Единое русское войско!!! Как видим, с самого начала монгольского нашествия и на всем его протяжении Святая Русь удерживалась на краю пропасти чудом Божиим по молитвам великих святых и праведников. Возрождение Святой Руси"Народ русский воспринял татарское иго как наказание за грехи и страсти, вразумление Божие, направленное на то, чтобы, видя в Церкви единую опору, Русь, хотя бы и нехотя, отступила от бесконечных усобиц, поняв свое высокое предназначение", - писал владыка Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв). - Русь молилась, каялась, терпела и ждала - когда благоугодно будет Богу изъять народ из пучины унижения, даровать ему вождей отважных и искусных, возродить страну для предстоящего ей славного служения".
"Не послушали мы Евангелия, - взывал к народу епископ Владимирский Серапион, - не послушали апостола, не послушали пророков, не послушали светил великих... Не раскаялись мы, пока не пришел народ безжалостный по Божьему изволению... Испытав сие, братья, убоимся наказания этого страшного и припадем ко Господу своему с исповеданием, да не навлечем на себя еще больший гнев Господень, не наведем казни больше прежней!.. Доколе не отступим от грехов наших? Пощадим же себя и детей своих! В какие еще времена видели мы столько жестоких смертей?.. А если предадимся мы воле Господней, то всяческим утешением утешит нас Бог небесный, аки детей своих помилует Он нас, печаль земную отъимет от нас, исход мирный в другую жизнь дарует Он нам - туда, где с радостью и веселием бесконечным насладимся мы вместе со всеми, благоугодившими Богу". Но это вовсе не означает, что Святитель Московский Алексий, преподобный Сергий Радонежский, епископ Владимирский Серапион и другие молитвенники земли Русской призывали народ к смирению перед врагами веры православной, в которых превратились монголы, собираемые ханом Мамаем. Вернее, они призывали к смирению, но не в современном светском понимании этого слова (подчинение воле врага, капитуляция), а в его истинном значении, которое знали их современники. Вот что рассказала мне об этом известный специалист по истории русского языка главный научный сотрудник Центральной государственной библиотеки (бывшая "Ленинка"), доктор филологических наук, профессор Татьяна Миронова: - По изначальным православным установкам, которые закладывали в наш язык переводы Кирилла и Мефодия, "смирение" - это "мир" и "мера" в душе. Я была потрясена, когда узнала греческую основу для перевода этого слова: "симметрия", то есть душевное равновесие. И мне стало понятно, что иноки Пересвет и Ослябя со смирением крушили врага на Куликовом поле. Они не смогли бы его победить, если бы послушали современных толкователей, которые внушают нам: "Ой, смиряйся, ой, терпи…". Кстати, Шишков говорил, что "терпение" сродни слову "трепет". И если в Псалтири написано: "потерпи Господа", то это означает "благоговей перед Ним с трепетом". Следуя Божиим заповедям, нельзя терпеть врагов веры и Отечества. Их нужно уничтожать… со смирением, то есть, сохраняя душевное равновесие. Именно такому смирению и терпению учил своего воспитанника великого князя Димитрия и всю свою паству Святитель Московский Алексий. И его наука стала духовным фундаментом, на котором чрез века было построено великое Государство Российское. Пастырское послание святителя Алексия, митрополита Московского, всея Руси чудотворца
|