В праведности и святости

Выпуск газеты: 

 О cвятом Спиридоне Тримифунтском я узнала случайно. Настоятель Хра­ма Архистратига Михаила несколько раз благодарно поминал необычное имя. Помню, как спрашивала отца Геннадия, можно ли молиться святому о заступниче­стве и помощи в деле с каштанами, кото­рые хотели уничтожить соседи. На что отец Геннадий с улыбкой ответил, что можно и нужно, и обо всех проблемах и скорбях. А потом в город привезли десницу Спири­дона Тримифунтского. Длинные очереди, одухотворенные лица, молебны, истории из жизни подвижника. Каждый принес с собой скорбь разной величины, но одина­ково оставил частичку своего сердца. Чудесную историю с башмачками я слушала как маленький ребенок. Вот ведь оно, ре­ально явленное, не по рассказам, не пона­слышке, а постоянно свершающееся чудо. Чудо состоит в том, что покровитель стран­ников, св. Спиридон Тримифунтский, и по сей день не перестает «странствовать», по­могая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В православном мире он почи­тается как «ходящий» святой — бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнаши­ваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разреза­ют на части и как великую святыню переда­ют верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобу­вания» чувствуется ответное движение. У меня теперь тоже есть такая иконка, с ча­стичкой бархатных башмачков. Святитель Спиридон Тримифунтский ро­дился в конце III в. на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Из­вестно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Го­сподь вознаградил его даром чудотво­рения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306—337 гг.), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епи­скопа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спири­дон в 325 г. принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим филосо­фом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Пре­мудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совос­кресил с Собою человеческий род. Мы ве­руем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть че­ловеческим разумом невозможно». В результате беседы противник христиан­ства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разгово­ра со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слу­шайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и сво­им искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо дока­зательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, до­казательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вме­сте со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог». На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три сти­хии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тог­да святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сме­нялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — вёдром (теплая, сухая погода — прим. ред.), исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мерт­вым ребенком на руках, прося заступни­чества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная ра­достью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери. Как-то, спеша спасти своего друга, окле­ветанного и приговоренного к смерти, свя­титель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Свя­той приказал потоку: «Стань! Так повеле­вает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти, и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридо­на и отпустил его друга. Известен из жизни святителя и такой слу­чай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раз­давшееся великое множество голосов, воз­глашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невиди­мый хор пел «Господи, помилуй». Привле­ченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими цер­ковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, отчего пришли в великое изумление. Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели госте­приимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», — писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Обмойка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо свя­титель «вкушал пищу только в определен­ный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, убеждая того чело­века подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался,— тот прибавил: «Тем менее надобно отка­зываться, ибо Слово Божие изрекло: «Вся чиста чистым» (Тит. 1, 15)». Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую от­давать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же обра­зом без проверки и отчета.

Известен также рассках Сократа Схоластика  о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забра­лись они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда наста­ло утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали». Часто уподобляют святого Спиридона про­року Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: «Равноангельна Спи­ридона зрим, великаго чудотворца. Не­когда страна от бездождия и засухи вель­ми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, бла­годарственно взываху: «Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлю­щий глад и недуги, благовременный низвел еси». Все житие святителя поражает удивитель­ной простотой и силой чудотворения, даро­ванной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались сти­хии, сокрушались идолы. Когда в Алексан­дрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молит­вам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушен­ным святителем Спиридоном Тримифунт­ским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жерт­венниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона. В праведности и святости прожил свя­той Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348 г.). В истории Церкви святитель Спиридон по­читается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, ко­торая в Риме). Празднуется 25 декабря.

Тропарь святителю Спиридону, глас 1:

Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/ Богоносе Спиридоне, отче наш. / Темже мертву ты во гробе возгласив, / и змию в злато претворил еси, / и внегда пети тебе святыя молитвы / Ангелы, сослу­жащия тебе, имел еси, священнейший. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Вен­чавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления 

Фотоальбом: