Любимый, особо почитаемый святой, обычно неразрывно связан с личной историей человека. Жизнь святого не имеет разделительной черты на «до» и «после». На земле и на небе у него всегда много дел. Ведь жизнь за гробом — это продолжение жизни на земле. Если ты ленился в жизни, то с чего вдруг тебе стать трудником после смерти. Поэтому святой всегда занят делами. Просителей много, всем надо помочь. Но не всегда просимое будет выполнено. Святой — не волшебник. Просимое обязательно должно быть полезным и не должно нарушать Божьего закона. Это не значит, что если у Вас моментально не исполнилось просимое, то святой не услышал просьбы. Это значит, что просимое вам не по силам, не будет служить Вам во благо, или Вы еще к этому не готовы. Но на Вас обязательно обратят внимание. Даже самый отъявленный грешник, прикоснувшись к мощам или чудотворной иконе, или просто помянув имя Божьего угодника, не уйдет без помощи. Разве может благодать Божья, коснувшись сердца и души человека, не просветить. Обратившись к любому святому, можно получить помощь. Но почему тогда в определенных житейских нуждах мы обращаемся к подвижнику, который имеет особый дар помогать в конкурентных вопросах и ситуациях? Например, у Николая Чудотворца просят заступничества и помощи мореплаватели и путешественники, Иоанну Сочавскому молятся с просьбой о помощи в делах торговли. Ответ на самом деле прост. Божии помощники в прошлом такие же простые люди, как и мы с вами. Путем преодоления своих злых навыков, страстей, борьбы с грехом, неустанным подвигом, они смогли преодолеть падшую природу человека и стать угодниками Божиими. У студентов, аспирантов, преподавателей тоже есть свой покровитель. И, хотя имя преподобного Нестора Летописца нигде не упоминается в контексте помощи учащемуся люду, однако, студентам это имя хорошо знакомо, оттого и выстраивается очередь к преподобному, когда необходимо помочь в написании диссертации, сдаче сложного экзамена или есть желание и рвение стать студентом, но нет финансовой возможности. Моя личная история — это свидетельство явленного чуда. С самого детства я мечтала учиться на юридическом факультете. Однако желание было, а финансовой возможности не было. Мечты мечтами, но однажды я решила выкинуть из головы фантастическую идею, как неисполнимую. Спустя некоторое время кто-то рассказал мне историю о том, что в Киево-Печерской Лавре есть святой, имеющий особую благодать помогать тем, кто учится или мечтает об этом, но не имеет такой возможности. Недолго думая, я отправилась в путь. Помню, как без труда попала в Пещеры, отыскала святого угодника и долго и аргументированно объясняла, почему я хочу быть юристом. Спустя время случилось чудо. Я и сама не поняла, как стала студентом юрфака, причем ситуация складывалась настолько непредсказуемо, что под привычную житейскую логику ее подвести нельзя. Мечта исполнилась. Однако радость радостью, но памятуя о притче Спасителя о талантах, надо со всей серьезностью заметить: Бог ничего просто так не дает. Нельзя просить о чем-то, не задумываясь о последствиях. У каждого из нас есть свой дар, свой талант, свое призвание. Одинаково строго спросится и с тех, кто зарыл свое призвание в землю, и с тех, кто, получив «талант» потратил его даром, ничего не приобретя взамен. Посему дар может быть дарован тому, кто может с ним справиться, но при этом должен быть употреблен во благо, иначе спросится вдвойне. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Мф.7:7). Но помните при этом слова притчи о талантах: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:26-30). Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. ХI в. в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074 г., память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во ие¬родиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они — узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х гг. он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 г. (память 2 мая). В 80-х гг. преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 г., накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).
• подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 гг. «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
• излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках: в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (945 г.), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983 г.), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 г. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
• Нестор скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226 г., память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается среди других источников на Летописи преподобного Нестора.
Преподобный Нестор погребен в Ближ¬них пещерах преподобного Антония Пе¬черского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пе¬щерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднует¬ся Собор всех Киево-Печерских отцов.
Дни памяти: 27 октября (9 ноября) 28 сентября (11октября) — собор преподобных отцев Киево¬Печерских, в Ближних пещерах