Игумен всея Болгарии

Выпуск газеты: 

Невозможно не полюбить страну, народ ко­торой сумел сохранить свою веру и наследие предков, пронеся через все тяготы византийского, а затем и турецкого ига, горячую любовь к Господу и по-детски откры­тое, чистое сердце. Дивный монастырь, расположенный в самом сердце зеленых Рыльских гор — лишнее тому подтверждение. Здесь не ощущаешь сурового каменного плена, наоборот — теп­ло и покой гостеприимного дома, где тебя ждали с радостью. И четкая как никогда уверенность: Святой преподобный Иоанн совсем рядом, здесь, слышит каждое слово твоей молитвы, как и обещал: «И подир моята смърт да не страдате безутешно, защото няма да ви оставя, а невидимо ще бъда с вас!» (И после моей смерти не плачьте безутешно, потому что не оставлю вас, но невидимо буду с вами)…

Отрывок из дневника

Издревле история Руси и Болгарии тесно переплетены, как и судь­бы их народов, не случайно называемых «братскими». И, конечно, вспоминая о Болгарии, нельзя не упомянуть великого праведника и подвижника, преподобного Иоанна Рыльского. Еще в первую свою поездку в Болгарию, просматривая житие святого, я попыта­лась представить, каким он был, этот чудесный человек, сумевший стать духовным водителем и наставником целого народа. Жизнь преподобного Иоанна Рыльского (876 — 946 гг.) прихо­дилась на царствование четырех болгарских царей: Бориса I (852— 889 гг.), Владимира (889 — 893 гг.), Симеона (893 — 927 гг.) и Петра (927 — 969 гг.). Именно царь Борис (впоследствии кано­низированный как святой царь Борис Креститель) в 865 г. сделал христианство государственной религией Болгарии, до этого быв­шей языческой страной. И своим жизненным примером святой Иоанн явил самую лучшую проповедь христианства в новокреще­ной Болгарской земле. Правление же царя Симеона называют «зо­лотым веком» Болгарского государства. Владения Болгарии тогда включали в себя территории современных Болгарии, Румынии, Македонии, Сербии, восточную часть современной Венгрии, а также южной Албании, часть Греции, Украины и почти всю тер­риторию европейской Турции. Культурный расцвет начался с соз­дания письменности Кириллом и Мефодием, при которых появи­лось большое количество средневековой болгарской литературы. Иоанн Рыльский не случайно был одним из образованнейших людей своего времени. Преподобный в совершенстве знал гре­ческий язык и читал святых отцов в подлиннике. В «Завете», со­ставленном им незадолго до кончины и содержащем правила иноческой жизни и духовные наставления, он цитирует творения преподобного Феодора Студита (759 — 826 гг.), еще не переве­денные в то время, а также «Паранесис» святого Ефрема Сирина (IV в.), который, по всей видимости, он лично перевел на старо­болгарский язык. Святой считается покровителем учащих и учащихся, ему молятся для успешного освоения наук и дарования разумения. Иоанн родился в селе Скрино Средецкой области (древний Сре­дец — нынешняя столица Болгарии София). Согласно жизнео­писанию, мальчик рано потерял родителей и долгое время был пастухом у богатых людей. В 25 лет он понял, что хочет посвятить свою жизнь служению Господу и принял сознательное решение удалиться в монастырь (вероятно, это был монастырь во имя св. Димитрия, расположенный неподалеку на вершине Руена). Там святой Иоанн овладел грамотой, стал изучать Священное Писа­ние, богослужебные книги, творения Святых Отцов. Через неко­торое время, приняв иноческий постриг, он покинул обитель и стал жить отшельником в пещере, а затем в дупле дерева. Наконец, убежище пустынника в Рыльских горах, в месте, на­зываемом Голец, было обнаружено пастухами, рассказавшими о своем открытии местным жителям, и молва о подвижнике разо­шлась по Болгарии. К старцу стали приходить страждущие: кто-то в надежде на исцеление, кто-то с просьбой о молитве, кто-то за ду­ховным наставлением. Никто не уходил от святого неутешенным.

Известие о нем достигло царского двора. Царь Петр отправил своих людей, чтобы разыскать праведника. С трудом найдя Иоанна, они были поражены его духовной силой. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподоб­ный предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились. Вер­нувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Следует сказать, что Петр был очень набожным человеком, из­вестным своей верой в Бога, кротостью и сми­рением, а также тем, что всячески поддержи­вал Церковь в годы своего правления. Встреча произошла издалека, царь и подвижник видели друг друга на расстоянии. Петр послал дары Иоанну Рыльскому, состоящие из фруктов и золота. Но преподобный, приняв фрукты, вернул царю золото со слова­ми: «На что золото тому, кто ограничивает себя даже в хлебе и воде…». В утешение Святой Иоанн написал Петру письмо с духов­ными наставлениями. Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна ста­ли селиться люди, искавшие уединения, у подвижника появились ученики. Тогда он основал у подножия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. Много лет преподобный был добрым игуме­ном и мудрым духовным отцом вверившихся ему душ, наставляя братию примером святой жизни и душеполезными назиданиями. Последние пять лет земной жизни Иоанн провел в затворе, в без­молвии и молитве. В возрасте семидесяти лет, он мирно отошел ко Господу и был погребен в основанном им Рыльском монасты­ре. Произошло это 18 августа/31 августа (н.ст.). Мощи святого Иоанна прославились множеством чудес. И после своей смерти не оставлял он болгарский народ. Через 30 лет по­сле кончины преподобный явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в г. Средец (Софию). Когда святые мощи открыли, то обнаружили их нетленными и испускавшими дивное благоухание. Через некоторое время Болгария была завоевана Византией и практически прекратила свое существование на целых два века. Для болгарского народа настали тяжелые времена. В течение все­ периода своего господства (1018 — 1185 гг.) византийское правительство смотрело на Бол­гарию только как на источник материальных средств, необходимых ему для ведения почти непрерывных войн. Кроме того, Византия активно внедряла греческий язык и культу­ру, закрывая школы, где велось преподавание на славянском языке, уничтожая книги или переписывая их на греческий лад. Искореняя болгарскую культуру, византийские правители стремились сломить волю народа к освобож­дению. Но, вопреки всему, болгары сохранили свой язык и обычаи. В условиях иноземного гнёта в народном творчестве с особой силой звучала патриотическая тема. Именно в это время создается «Народное житие Ивана Риль­ского». В 1183 г. венгерский король Бела III (1172 — 1196 гг.) захватил Средец и перенес святые мощи Иоанна Рыльского в свою столицу — город Гран (слав. Остригом, ныне Остергом). После этого множество людей, узнав о дивных чудесах и исцелениях, стали приходить на по­клонение преподобному. Предание рассказы­вает, что местный архиепископ усомнился в святости Иоанна, сказав: «Я знаю многих свя­тых, но нигде не слышал об этом человеке». По Божьему промыслу он онемел и не мог произ­нести ни слова. Опомнившись, архиепископ понял причину своей немоты и сокрушенно по­каялся в неверии, после чего получил исцеление от своего неду­га. Говорят, что у гробницы преподобного свершалось так много чудес и знамений, что венгерского короля обуял страх. В 1187 г., украсив ковчег с мощами золотом и серебром, он с благоговени­ем и почестями вернул святыню обратно в Средец. Примерно в это же время бояре из Тырново, братья Асень и Петр подняли восстание, которое увенчалось успехом и привело к освобождению страны от византийского правления и установле­нию Второго Болгарского царства. Освободив Средец и услышав о бесчисленных чудесах, совершаемых у мощей святого Иоанна, Асень, уже ставший царем, решил перенести святыню в новую столицу — Тырново, для чести и утверждения Болгарского госу­дарства. В 1195 г., заручившись согласием патриарха Василия, весь клир и духовенство, а также 300 отборных воинов торжественно отправились в путь. На холме Трапезица был построен храм, в ко­тором и положили мощи преподобного Иоанна. Празднование этого события и совершается 19 октября/1 ноября (н.ст.). В Тырново честные мощи находились и после взятия его турками в 1393 г., и лишь в 1469 г. они были возвращены в Рыльский мона­стырь, где и пребывают по сей день. Святому Иоанну Рыльскому принадлежат огромные заслуги в утверждении христианской веры среди болгарского народа. Его нравственная жизнь, отречение от земных благ, его проповедь любви, в то время, когда именно земное считалось наивысшим благом, а вокруг царили ненависть и насилие, не могли не оста­вить глубокого следа в душах людей, поддерживая их в самые тяжелые времена. Почитание преподобного Иоанна неразрывно связано с духовной жизнью болгарского народа от средневеко­вья до наших дней. И сама Рыльская обитель являлась и является очагом духовности и крупнейшим центром просвещения в Бол­гарской земле. И как связана история России и Болгарии, так же связан святой преподобный Иоанн Рыльский с русским народом. Есть свиде­тельства, что он — первый южнославянский святой, которому на русской земле был воздвигнут храм. Иоанн считается покрови­телем города Рыльска Курской области. Поэтому особенно рады видеть в Рыльском монастыре паломников из России. И в день перенесения святых мощей преподобного помолимся и мы о да­ровании мира и разумения нам и всем славянским народам, дабы жить, как заповедовал Иоанн Рыльский «единодушно и единомис­лено, като дихаете еднакво» (единодушно и единомысленно, как вместе все дышите).

 

 

Фотоальбом: