Весной 1828 г. отец Иоанн Вениаминов на байдарке подплывал к северному острову Акун. Здесь жили алеуты, и священник спешил подготовить их к принятию Святых Таин. Местные жители ожидали его на берегу. Оказалось, что они заранее знали о его приезде: «Наш старик Иван Смиренников говорил, что приедет священник и будет учить нас молиться Богу». Старик пришел на службу вместе со всеми, исповедовался и причастился. После богослужения состоялась беседа с батюшкой. «Грамотен ли ты?», — спросил отец Иоанн, — «Неграмотен, но Евангелие и молитвы знаю», — был ответ. — «Откуда же ты узнал, что я приеду?» — «Белые люди сказали мне. И еще они велели передать тебе, что ты в недалеком будущем поедешь водой к великому человеку и будешь говорить с ним». Старик описал тех, с кем беседовал так, как изображают святых ангелов. Добавил, что явились они вскоре после того, как жители острова приняли крещение от иеромонаха Макария.
Отец Иоанн знал, что иеромонах Макарий, креститель алеутов, из-за отсутствия времени и хороших переводчиков не мог преподать местным обитателям учение о Господе во всей полноте. «Узнай, смогу ли я видеть этих людей», — попросил он в конце разговора. Через несколько дней старик передал, что его знакомые согласны принять священника, но при этом спрашивают: «Зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим?». Позднее отец Иоанн вспоминал: «Страх напал на меня. Что если в самом деле увижу их, этих ангелов, и они подтвердят сказанное стариком? Ведь я человек грешный и недостойный говорить с ними. Наконец, свиданием моим с ангелами я, может быть, превознесся бы своею верою или возмечтал бы много о себе». Не зная, какое следует принять решение, отец Иоанн послал письмо к архиерею с описанием необычайного события. В письме он испрашивал разрешения на встречу с ангелами. Ждать ответа пришлось более двух лет.
Будущий святитель Иннокентий родился в 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря церкви Святого Илии Пророка, Евсевия Попова и его жены Феклы. В крещении младенец был назван Иоанном.
Шел ему седьмой год, когда умер отец. Мать осталась с четырьмя сиротами на руках. Родной дядя мальчика — диакон Дмитрий Попов — отвез племянника в Иркутскую семинарию. Книжное учение давалось отроку легко, но особенно полюбил он всякое ремесло. Как-то раз, к удивлению товарищей, из дощечек и лучинок собрал настоящие часы, со специальным колокольчиком, звонившим каждый час.
В честь недавно скончавшегося епископа Вениамина и чтобы отличить от других учеников, носивших имя Иван Попов (таковых было в семинарии не меньше семи человек), прилежному семинаристу была дана фамилия Вениаминов.
Окончив курс, он обвенчался с девицей Екатериной Ивановной, дочерью священника, и был посвящен во диаконы иркутской Благовещенской церкви, а через четыре года рукоположен в сан священника той же церкви.
В начале 1823 г. иркутский владыка Михаил получил указ Святейшего Синода с повелением послать одного из священников епархии в колонию Российско-Американской компании, на остров Уналашка. Однако иные не могли ехать, потому что имели на иждивении больных родственников. Другие не желали из страха перед трудными условиями жизни и служения. Лишь один отец Иоанн выразил желание отправиться к алеутам, наслушавшись рассказов об их усердии к вере от своего духовного сына, купца Ивана Крюкова. Владыка принял его решение как жертву за всю епархию. Священнику надлежало отправиться туда со всей семьей: женой, годовалым сыном, матерью и младшим братом Стефаном.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, первый архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский
30 августа 1823 г. отплыли на корабле в сторону Курильских островов и в конце октября прибыли в порт Ново-Архангельск. Навигация закрылась на зимний период. Отец Иоанн в ожидании лета изучал языки и обычаи алеутов. В июле следующего года семья прибыла в Уналашку. Первый дом для своей семьи на острове священник срубил своими руками. Приступил к постройке храма, попутно обучая алеутов плотницкому, столярному, кузнечному делу, производству кирпича. Одновременно настоятель переводил на язык местных жителей Катехизис.
К Уналашкинскому приходу принадлежало несколько островов. Отец настоятель объезжал их на байдарке. Приходилось бороться с океанскими волнами, сильным ветром. Храбрость пастыря поражала даже аборигенов. Ближайшим помощником батюшки стал его брат Стефан, который вскоре принял сан и стал настоятелем одного из приходов на Камчатке.
А как же встреча с ангелами? Состоялась ли она? Нет, потому что собеседник ангелов — простосердечный старец — умер раньше, чем пришел ответ от архиерея.
Прожив десять лет в Уналашке, отец Иоанн окрестил многих островитян, построил, кроме церкви, часовню, открыл училище, составил грамматику алеутского языка. Здесь им были написаны «Записки об островах Уналашкинского отдела». В 1834 г. он был переведен в Ново-Архангельск — столицу русских владений в Америке. Он намеревался напечатать переведенный Катехизис, организовать миссию для просвещения туземных племен.
Мечтал отец настоятель о кругосветном путешествии на корабле и даже запросил разрешения начальства. Ожидая ответа, посетил Форт Росс, русское поселение в Калифорнии. Один из американцев оставил любопытную характеристику священника: «Взгляд у него страшен, росту с сапогами шесть футов три дюйма, сложения атлетического, производит сильное впечатление». Словам о «страшном взгляде» доверять, разумеется, не следует. Объяснить их невозможно ничем иным, кроме романтического настроения автора рассказа. Вернувшись из Калифорнии, отец Иоанн получил благословение на поездку в Санкт-Петербург и отплыл на военном корабле «Святитель Николай» в Кронштадт. Плавание заняло семь с лишним месяцев, по пути судно останавливалось в Гонолулу, на Таити, обогнуло Сандвичевы острова и мыс Горн.
Из Петербурга священник направился в Москву, где был представлен митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). «В этом человеке есть что-то апостольское», — заметил владыка. В Москве он приобрел новых собеседников и друзей, в журналах печатали его заметки из жизни туземцев американского побережья.
Но 25 ноября 1839 г. пришло печальное известие из Иркутска: скончалась его жена, верная спутница во всех испытаниях. Святитель Филарет утешал отца Иоанна, вместе с тем убеждая принять монашество. Однако батюшка печалился о судьбе осиротевших детей, в заботах об их пропитании и воспитании видел он свой долг. Указом императора, к которому обратился митрополит Филарет, дочери священника были помещены в Патриотический институт, а сыновья в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Наступила годовщина со дня кончины супруги. В этот день протоиерей Иоанн Вениаминов подал прошение о вступлении в монашеский сан. Он был пострижен митрополитом Филаретом 29 ноября 1840 г. и наречен Иннокентием, в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. На следующий день он был возведен в сан архимандрита.
Вскоре после принятия сана сбылось давнее предсказание алеутского старца. Император Николай Первый пожелал видеть архимандрита Иннокентия. Выслушав священника, царь сообщил, что им утвержден проект Камчатской епархии, а в качестве епископа он желал бы видеть отца Иннокентия.
Отец Иннокентий прибыл в Ново-Архангельск. Вверенная ему епархия простиралась на тысячи километров. Он путешествовал по вверенной ему епархии, чтобы собрать сведения о состоянии дел и нуждах приходов.
По пути на остров Еловый судно попало в бурю. Глядя на огромные волны, люди ждали крушения судна и гибели. Позднее владыка писал настоятелю Валаамского монастыря игумену Дамаскину, что в уме постоянно молился преподобному Герману, монаху, скончавшемуся в 1837 г. на острове Еловый. Когда опасность миновала, и все путники остались живы, епископ отслужил на берегу благодарственный молебен Господу за чудесное спасение.
Среди дороги пастырь встретил свой пятидесятилетний юбилей. Находясь в пути, получил известие о том, что за миссионерскую деятельность возведен в сан архиепископа.
Зимой 1860 г. владыка проживал на Амуре, в городе Николаевске. Там он встретился с молодым иеромонахом Николаем, будущим архиепископом Японским, причтенным впоследствии к лику святых с наименованием равноапостольного. Отец Николай готовился к отплытию в город Хакодате, к месту первого своего служения, где располагалось консульство России. Владыка Иннокентий, узнав, что недавний выпускник академии не имеет новой рясы, сам купил бархат и скроил материю.
Из Николаевска владыка по делам епархии выехал на Камчатку. Снова корабль, на котором плыли владыка с внучкой и ее мужем, попал в страшную бурю. Один из спутников епископа вспоминал позднее, что, среди общего смятения и качки, случайно заглянув в каюту, увидел, как владыка молится, стоя на коленях. Гигантские волны выбросили судно на берег. Оно разбилось, но никто не пострадал.
15 декабря 1865 г. владыка отметил 25-летие своего архиерейского служения. Здоровье его ослабло. Достигнув 70-ти лет, он написал прошение на имя митрополита Филарета о выходе на покой. Но митрополит Московский Филарет скончался. Указом императора новым митрополитом был назначен архиепископ Иннокентий, которому предписывалось срочно прибыть к месту нового служения.
Вместе с владыкой в Москву выехал его сын, протоиерей Гавриил Вениаминов с чадами и домочадцами. В конце мая 1868 г. владыка на поезде прибыл в древнюю столицу. По своему обычаю начал знакомиться с приходской жизнью. Объезжал московские храмы и монастыри. Молился в Троице-Сергиевой Лавре. Осенью побывал в Верее, Можайске, Бородине, Рузе, Волоколамске, Серпухове.
Кроме богослужения и текущей работы по епархии, много времени владыка уделял делам милосердия. Почти ослепший, он продолжал устраивать богадельни для неимущих, жертвовал средства на строительство монастырей, на пенсии для престарелых священников.
Памятник святителю Иннокентию в Благовещенске
Последние годы своей жизни митрополит Иннокентий прожил на даче в Черкизово. Служил литургию почти каждое воскресенье и в большие праздники. Но в 1879 г. владыка заметно ослабел. Накануне Великого Четверга, 29 марта, он причастился Святых Таин. На следующий день велел читать канон на исход души. Попрощался с родными. В Великую субботу, 31 марта, его не стало.
Прославление митрополита Иннокентия состоялось 6 октября (по старому стилю 23 сентября) 1977 г. Память его празднуется в этот день и в день преставления.