Венчание Куликовых, п. Илир. Поездки поверенного.

ЕЩЁ СТАТЬИ
Братский и Тулунский район Иркутской области
Поверенный фонда Приловский Сергей

Церковное Таинство Браковенчания – это подлинное Таинство единения.

Слово «брак» – славянского происхождения, и означает оно – «быть вместе». «Брачной парой» называли в старину упряжку лошадей, идущих вместе, в связке.
  Отныне двое – соединятся, как говорит Библия, в «плоть едину», то есть, станут одним существом, не телесно, конечно, а душою – стремлениями, ценностями, радостями, горестями... Наконец, постараются в браке своем осуществить Евангельский идеал.
  Православное Чинопоследовнаие брака многократно повторяет эти темы – тему единства, тему любви и заботы, тему совместного возрастания в вере и, наконец, тему достижения совершенства, святости.
Вот и наша подопечная семья Куликовых из п. Илир, решило принять в храме во имя Пророка Илии п. Прибрежный Таинство Браковенчания. У Ивана и Олеси пятеро маленьких детей и сейчас они ждут шестого. Долго и терпеливо они шли к принятию решения повенчаться. Но находились препоны к этому волнующему радостному торжеству, то батюшки не было, то дети болели и т.д. Они терпеливо ждали этого великого для них дня и, наконец, он наступил – 30 сентября в день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Вот как происходило сие Таинство Браковенчания.  

Сначала происходит Обручение.

Священник выходит навстречу жениху и невесте и вручает им горящие свечи. Свеча символизирует наше молитвенное предстояние пред Богом и горение. В данном случае – горение в вере и в любви, которым пламенеют жених и невеста.

После определённых молитв Священник обручает жениха и невесту друг другу. Кольцо символизирует вечность и неразрывность семейных уз. Затем священник трижды меняет кольца.

Интересно, что жениху священник надевает на палец кольцо невесты, а невесте – кольцо жениха (независимо от размера кольца). Это символизирует, что отныне муж принадлежит жене, а жена мужу.

После Обручения и особых молитв о здравии, совершенной любви, мире в отношениях и помощи от Бога, молодых вводят на середину храма. По старинной традиции им под ноги постилают белоснежное полотно – опять же, знак чистоты вступающих в брак и искренности их намерений.

 

 

Священник спрашивает жениха: «Имеешь ли, Иоанн, желание доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жены сию Ольгу, которую перед собою видишь?..» Жених отвечает «Имею, честный отче»
Те же вопросы задаются невесте...
Далее священник громко читает несколько молитв ко Господу с просьбой благословить вступающих в брак и даровать им продолжение рода.

 

Затем священник берет венец, похожий на митру – священный епископский головной убор, и трижды провозглашает: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Надевает венец на голову жениху или вручает свидетелям, чтобы те держали его над головой.  То же повторяется с невестой.

Венец сделан напоминающим епископскую митру или корону. Почему?
Епископская митра, как и корона – знак власти. Вступающие в браке прежде зависели от других (например от родителей, если брачующиеся совсем молоды), отныне они вступают в самостоятельную жизнь. Они становятся владыками сами себе! Власти, соединенной с любовью. Так и наши молодожены. Самовластны и нежны! Ответственны и любящи! Независимы и… зависимы. Зависимы от любви и от своей второй половины.
Кроме того венцы символизируют ту награду, которую уготовал Господь на небесах для тех, кто сохранит супружеские обеты.
После этого священник трижды торжественно возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» и благословляет брачующихся.
С этого момента Иван и Олеся (в крещении Ольга) стали мужем и женой пред Богом.
Далее читается Священное Писание – отрывок из Апостольского и отрывок из Евангельского чтений. Здесь мужу и жене напоминается о благословении Господом супружества, о призвании и обязанностях супругов.


Затем священник подносит чашу с душистым вином. Эта чаша подается молодоженам, и каждый из нее испивает.

 

Чаша символизирует и общую чашу жизни, которую отныне будут пить новобрачные вместе. Кроме того эта чаша, напоминающая о пире, празднике.
Отсюда же и современная традиция, когда молодожёны разбивают бокалы. В Византии молодые пили при входе в дом чашу с вином, которую им подавали родители (как у нас сегодня обычай встречать молодых хлебом-солью), а потом... разбивали ее об пол. Это чаша их совместной жизни, и никто, кроме них, пить из нее не будет – то есть никто третий, посторонний не должен вмешаться в супружеские отношения и встать между супругами.

Далее следует трогательный обряд. Священник скрепляет руки новобрачных, накрывает их лентой епитрахили и ведет молодых вокруг аналоя – специального столика, на котором лежит Евангелие.

Священник символизирует здесь Самого Христа. Христос ведет мужа и жену! Евангелие, вокруг которого идут новобрачные, означает, что Слово Божие будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути.

Муж бережно держит руку жены.

 

Хор во время шествия поет ликующие песнопения. Это и моление к Божией Матери, и… гимн мученикам. Здесь говорится о венце Небесной Славы, который получили мученики в награду за смиренное и терпеливое перенесение скорбей и страданий.
Почему такие песнопения в радостный день Браковенчания?..

Потому, что супружеская жизнь не всегда легка. И на путях этой жизни будут скорби, тернии, болезни… Но Церковь, напоминая о мучениках, этих героях, рыцарях духа, говорит, что нам не должно унывать. Бог с нами. Он и укрепит, и даст сил перенести все невзгоды. И вознаградит, если все смиренно перенесем, венцом победителя в Царствии Небесном.

Венцы снимаются. Все благословения теперь с нашими молодоженами. Пусть идут в мире и строят с помощью Божией свои отношения. И возрастают душою и потомством от славы к славе!Супруги встают пред Престолом Божиим. Теперь они муж и жена пред Богом и людьми.


Заканчивается Таинство Браковенчания проповедью и благословением священника. 

 

Заканчивается Таинство торжественной молитвой: «…здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов, взаимную любовь и согласие, подаждь, Господи, рабам Твоим, ныне браковенчанным Иоанну и Ольге, и сохрани их на многая лета!» Хор отвечает: «Многая лета! Многая лета! Многая лета!»

 

И далее молодоженов поздравляют близкие и друзья. Первыми - свидетели, затем – родители и все прочие. Мамы редко сдерживают свои слезы...


Присоединимся и мы к этим поздравлениям:
«Многая лета! Совет да любовь!»

Объяснение Чинопоследования Таинства Венчания взято на сайте «Азбука Веры» в блоге священника Константина Пархоменко. http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php