Служение русской песне

Выпуск газеты: 





Николай ГОЛОВКИН,
член Союза писателей России

Иногда удивляются: что это за звание такое - народная певица? Мы-де знаем, что Татьяна Юрьевна Петрова - и заслуженная артистка России, и народная артистка Башкирии, и кавалер ордена св. ап. Андрея Первозванного… А это что?! Так благословил прозываться Татьяне Петровой покойный митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).

 

 

***

- С владыкой Иоанном, - вспоминает Татьяна Юрьевна, - мы познакомились за четыре года до его блаженной кончины. Встреча с ним, доброта, понимание, тепло и мудрость, которые от него исходили, - дар безценный в моей земной жизни. Владыченька два раза брал меня с собой в поездку на Святую Землю.

Воспоминание о Владыченьке, которого мне сегодня так не хватает, согревают мою душу. Он очень тепло относился к моим песням "Православная", "Вы деньки мои, голуби белые" и другим.

Однажды мы разговаривали у него в приемной. Я стала у него спрашивать, правильно ли делаю, что пою церковные песнопения на сцене. Они ведь для церковных людей, а я пою их в концертах для всех. Он ответил: "Правильно ты их поешь, пой больше душеспасительные песни. И не зовись артисткой, потому что ты не играешь, а каждый раз проживаешь песню. Поэтому зовись певицей".

И еще одна его фраза тоже стала для меня огоньком в лампаде: "Нужно людей не тешить, а утешать".

Девизом каждого выступления певицы стали слова: "Чем труднее времена, тем нежнее песня". Слушая Татьяну Петрову и в больших столичных залах, и в забытых сельских клубах, слушатели, которые величают Татьяну Юрьевну не иначе как народная певица, радуются и плачут, но никогда не остаются равнодушными к её песням. Традицией стали проводимые ею ежегодные творческие отчеты-праздники "Татьянин день".

Именно народной певицей величает её и сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вот одно из высказываний Его Святейшества после концерта "Татьянин день":

"...Творчество народной певицы России Татьяны Юрьевны Петровой отмечается высокой духовностью, приверженностью к народным песенным традициям и высочайшим талантом".

 

***

Любовь к русской национальной культуре зародилась у народной певицы России Татьяны Петровой еще в детстве. В их семье, которая жила на Урале, все пели. Тогда бабушка Татьяны наставляла свою внучку: "Не пой худой песни добрым людям!".

Будущая певица Татьяна Сысолятина родилась в послевоенном 1957-м в поселке Буланаш Артемовского района Свердловской области. Она была в детстве послушной и даже примерной, любила много читать, все время сидела с книгой.

Иной раз её мама Галина Павловна Истомина, которая работала киномехаником, даже книгу отбирала и посылала рукодельничать.

Но у девочки всё падало из рук. И тогда соседка надоумила маму: ты, мол, Галя, отдай ее в музыкальную школу на фортепьяно, она пальцы-то и разовьет.

Отец Татьяны - Юрий Васильевич Сысолятин, предки которого были крестьяне с притока Северной Двины речки Сысолы, был шахтером. Он 25 лет провел под землей. По-уральски суров и по-северному молчалив. Когда Галина Павловна стала советоваться с ним, он против занятий музыкой ничего не имел, ибо сам на праздники любил петь песни.

Пальцы Татьяна как следует развить не успела. Зато быстро прорезались голос и слух - наверное, в наследство от бабушки Анны досталось.

Бабушка пела много долгих народных песен долгими вечерами в деревне Лягушине, только не все до конца: "А вот как тебе, Таньша, шашнацать исполнится, тогда и узнашь, что дальше-то было".

С пятнадцати лет, когда Татьяна выдержала конкурс в Государственный Уральский народный хор, и по сию пору она все в дороге: поезд, машина, самолет… Поездки по всему миру, а более всего по родимой России-матушке.

В советские времена трудовую книжку выдавали только с 16 лет. Поэтому ее трудовая деятельность в Государственном Уральском народном хоре (1972-1974), где она пела забытые бабушкины песни, поначалу вроде бы была и "противозаконная".

Затем уехала учиться в Москву, где последовательно окончила музыкальную школу, отделение сольного народного пения музыкального педагогического училища имени Ипполитова-Иванова (1974-1978), музыкальный педагогический институт имени Гнесиных по классу Нины Константиновны Мешко (1978-1986) и аспирантуру (1986-1988).

Параллельно с учебой в училище работала в Ансамбле народной музыки под управлением Дмитрия Покровского, а в 1978 г. стала солисткой "Москонцерта".

Пение, по убеждению певицы, - это большой труд. Поэтому Татьяна Петрова пошла по принципу - голос не надо жалеть. Она всегда поет без микрофона, вкладывая в каждое исполнение всю свою душу.

 

 

***

В стране победившего социализма русские народные песни, особенно о тяжелой доле трудящихся, приветствовались как классово проверенные.

Поэтому Татьяну Петрову как пример достижения и в Америку возили, и премию Ленинского комсомола торжественно вручили …

Все бы хорошо, если бы не эпоха перемен. Когда Татьяна Юрьевна запела на вечерах "Нашего современника" и других патриотических изданий и когда в ее пении патриотизма стало более, чем нужно, то демократура, по выражению Василия Белова, шарахнулась от певицы как лукавый от ладана!

Зато сколько прекрасных людей и талантливейших наших мастеров слова стали в эти годы её друзьями!

Валентин Распутин:

"Уже сама природа наделила Татьяну Петрову двумя замечательными дарами - русской красотой и поющим самоцветным голосом. Самой природой ей был заповедан репертуар - русская песня и романс от древности до наших дней. Другой песне душа не ответила бы с таким простодушием, радостью и искренностью, всякий раз отдаваясь 5-7-семи минутной "жизни" как единственно выпавшей судьбе, другому напеву лицо не отозвалось бы столь полным и ярким сопереживанием. Чтобы стать Татьяной Петровой, которой мы сегодня восхищаемся со сцены, нужна была огромная работа, но благодаря ей произошло полное и счастливое слияние в одно целое таланта, внешности и духовности".

Вадим Кожинов:

"Сейчас часто говорят: исполнитель русских песен, и действительно подавляющее большинство тех, кто выступает с русскими песнями, это именно исполнители, а не певцы, то есть они исполняют нечто, в конце концов, чужое им, далекое, и поэтому получается пение или музейное, или даже пародийное. А Татьяна Петрова действительно певица, и для меня она стоит в таком ряду: Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, вот она третья. И что это прежде всего значит? Это значит, что она действительно поет, что песня, когда бы она ни была осуществлена, это ее песня, она не исполнитель, а действительна певица в высшем значении этого слова, а для этого, конечно, не достаточно одного желания петь так, нужен высокий и воистину мощный дар, чтобы преодолевать время. И получается так, что, когда она поет песни народные, давние, вековые, они звучат совершенно современно, и в то же время, когда она поет песни, созданные современниками, вот только сейчас, они становятся в этот ряд, то есть они присоединяются к той великой культуре".

 

Кто же они, эти современники, которые "вот только сейчас"?

Это - поэт и драматург Константин Скворцов, который создал для певицы сразу целый цикл замечательных песен - такие как "Ивушка", "Птицы русские", "Белый вальс", потом их запели и другие исполнители.

Это, увы, ныне покойный - Владимир Волков, замечательный поэт, композитор и спутник Татьяны Юрьевны во многих поездках, в том числе и паломнических.

Татьяна Петрова записала цикл авторских песен матушки Людмилы (Кононовой) из Вятки, с которой их связала крепкая духовная дружба.

Как выразился однажды Юрий Лощиц, гастроли Татьяны Петровой в Югославии были бы равносильны вводу двух российских дивизий.

В разные годы эта мужественная, сильная и смелая женщина, награжденная рядом боевых орденов и медалей, не раз побывала и в Афганистане, и в Чечне, и в Сербии…

Общепризнанной вершиной исполнительского мастерства и гражданского долга певицы стал знаменитый марш "Прощание славянки". Зрительный зал неизменно "в едином порыве встает, приветствуя ее пение".

- Когда я исполняю на концертах "Прощание славянки", - делится Татьяна Юрьевна, - даже крепкие мужчины не могут сдержать слез и не стесняются этого.

Да, действительно права Татьяна Петрова, утверждая, что этот прекрасный марш, созданный в 1912 году замечательным русским музыкантом, уроженцем Рязанщины Василием Ивановичем Агапкиным как отклик на освободительную борьбу славян, невозможно вычеркнуть из нашей памяти: и сегодня "Прощание славянки" помогает нам собраться с силами и духом для возрождения горячо любимой Родины. И становится особенно понятным потаенный смысл оброненных певицей слов: "Я не работаю. Я служу". И это правда. Так служат в Храме...

Владимир Крупин:

"Татьяна Петрова появилась в России в тяжелейшие времена не случайно. Она пришла как надежда на утешение в бедах, как упрек русским мужчинам за то, что они плохо и мало бьются за Родину. Татьяна поет как поют в церкви, поет как женщина, любящая безответно и прощающая, и даже благодарная за неразделенную любовь. Ее душа настолько сливается с голосом, что понимаешь: вот отчего лучшие в мире женские голоса - это русские. Россия, милая наша Россия, ты слышишь, поет твоя любящая дочь".

Часто певицу можно увидеть в Борисо-Глебской женской Аносиной обители под Звенигородом, которую основала княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, тетка Федора Ивановича Тютчева. Здесь она помогает послушницам - и по хозяйству, и хоровое мастерство постичь, а то и денег добыть.

Рядом с обителью Татьяна Юрьевна купила небольшую избушку, чтобы проводить здесь православные праздники и отдыхать после гастролей.

- Мы не всегда, - говорит народная певица России, - можем слышать отзвуки той духовной борьбы, которая идет за душу человека между добром и злом, светом и тьмой. Но каждый, я уверена, чувствует, что есть у него некто незримый, но очень искренний, помогающий, оберегающий. Для крещеного, верующего человека это, конечно, ангел-хранитель.

- Татьяна Юрьевна, а как вы пришли к вере?

- У меня была верующая бабушка, Анна Николаевна, светлая ей память. Отец же был атеистом, и меня крестить запретил. Шести лет от роду, на Пасху, упала я с печки. Дом был каменный, высокий, так что сверзлась я с высоты порядочной. Что дальше - не помню. В общем, помирала девка некрещеной, и даже свечку нельзя было поставить. Тут бабушка и настояла на своем: повезла бездыханную меня в Алапаевск. Там в местной церкви меня и крестили. А как стали причащать, я после обморока трехдневного очнулась.

 

 

***

По признанию японских газет Татьяна Петрова - "серебряный голос России". Высоко ценят ее искусство, которое наполняет душу или великой радостью, или великой тоской, и во многих других странах, где народная певица России побывала на гастролях.

Повсюду за рубежом восхищены исполнением Татьяной Петровой и русских народных песен, и романсов Чайковского, Глинки, Рахманинова, Свиридова на стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, Цветаевой, Мережковского, Рубцова, Клюева, Скворцова...

- Что для меня русская песня?! - размышляет певица. - Русская песня держит нравственный свод современности. Она как свет, на который идешь, как тепло, которым согреваешься.

Русская песня - это русский характер, это большая, могучая история государства, склад ума, души - нежно организованной.

Русская песня рождает в душе сопереживание и ведет людей к прекрасным поступкам, делает их лучше и чище...

В России Татьяне Петровой доводилось выступать перед своим народом и в поле, и на подводной лодке, и на корабле в шторм, и на площади в дождь.

В то время, как на экранах телевизоров певицу, увы, не увидишь, редко услышишь и по радио. К счастью, эту блокаду, которая не помешала ей приобрести многочисленную армию поклонников по всей стране, помогает прорывать "Радонеж".

- А на Родине, Татьяна Юрьевна, у вас такая трудная концертная судьба... Почему?

- У нас сейчас, увы, власть денег. Хочешь выйти в эфир - плати. То, что сейчас в целом происходит на нашем телевидении, я не могу назвать иначе, как террором, направленным против культуры, духовности. Я езжу по России, разговариваю с народом. Люди возмущаются тем, что им навязывают телемагнаты. Русская народная песня на телевидении сегодня не ко двору, а если что и звучит, то так называемая "русская попса", втиснутая в чужие, выхолащивающие душу ритмы.

- Да, грустно: подлинная русская песня - жанр удивительный, характерный именно для России - специфическое пение, идущее от русской разговорной плавной речи, напоенной эмоциями, особой интонацией слова. Неужели русская песня умрет?

- Ни за что! Как бы горько не складывались обстоятельства, мы, русские, и, в первую очередь, женщины не допустим этого. Как видно из истории, неповторимое место в русской песенной традиции отведено сольному женскому пению. Русская народная певица может петь обо всем, что тревожит. И плакать, и смеяться, и призывать, и стенать, и вызывать у людей слезы, желание очищения, покаяния...

- Как складывалась уникальная женская песня на Руси?

- Она шла от отношения мужчины к женщине. Если бы они не любили так в ней мать, хозяйку, опору свою земную, то и женщин бы таких певуний не было, не брались бы они за такие темы. Так что в самом существовании нашего жанра заслуга мужчин, которые поднимали женщину на духовные вершины.

- Такая вершина, например, - искусство гениальной русской певицы с загадочной и трагической судьбой Надежды Плевицкой…

- Ею восхищались Шаляпин, Бунин, Станиславчкий... Аккомпанировал Плевицкой сам Рахманинов. На моих концертах постоянно звучат и радуют слушателей пропущенные через душу песни из репертуара Надежды Плевичцкой, других выдающихся предшественниц - Анастасии Вяльцевой, Аграфены Глинкиной, Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко...

- Да, Россия - страна своевольная, поэтому везде и песни разные, и поют их по-разному…

- Провинция живет неспешно, трудно, но сколько там тепла, душевной отзывчивости, целомудрия! Именно это - настоящее и истиное - очищает. Поэтому много езжу по России с концертами, а прежде - в экспедиции за песнями.

Очень горько, когда мнимые ценности выдаются за подлинные. Есть даже пророчество: человек, который думает только о хлебе, рискует навсегда его лишиться.

Говорю это, не впадая в уныние. Просто скорблю о том, что с нами происходит. Конечно, настанет время, и люди повернутся к утраченному, им этого будет страшно не хватать. Они будут жаждать этого. Но потерять-то гораздо легче, чем обрести вновь...

Ныне Татьяна Юрьевна в полном расцвете своих творческих сил, у нее множество рабочих планов. В группе по организации концертов - и её дочь Екатерина Петрова.

Певица часто выступает с Национальным академическим оркестром русских народных инструментов России имени Осипова под управлением народного артиста России Владимира Понькина, ученика прославленного Геннадия Рождественского.

Сегодня в этом оркестре, который представляет музыкальное искусство народов нашей страны во многих странах мира, собраны лучшие музыканты, играющие на народных инструментах: домристы Александр Цыганков и Сергей Лукин, балалаечники Анатолий Тихонов и Игорь Сенин, гусляры Майя Воронец и Алла Догадова…

С этим коллективом Татьяна Петрова выпустила цикл из пяти новых дисков "Русский век".

 

В её новой концертной программе, которая поражает своим диапазоном, - народные песни, русские романсы, впервые она исполняет оперные арии. Известные произведения в современном исполнении приближены к истокам авторского замысла.

 

И завершить эти заметки хочется стихотворением иркутского поэта Владимира Петровича Скифа (Смирнова), посвященным Татьяне Юрьевне Петровой:

 

Весомо и зримо библейское Слово!

Господнее Слово не раз повторю.

Со страждущим словом Татьяна Петрова

Слетела, как птица, к душе, к алтарю.

 

О высшее благо! О цели святые:

К любви призывать, о народе скорбеть.

Господь ли принес на подмостки России

Татьяну Петрову и плакать, и петь.

 

Вот смотрит она в обмелевшие души,

В усталые лица, в немые глаза...

Сегодня и вправду народ занедужил,

В душе у народа скопилась слеза.

 

Земля, словно в колокол - зримо, огромно, -

Ударила в небо... Звенит и горит.

Слезами и кровью Татьяна Петрова

С заблудшим народом своим говорит.

 

Вот вышла на сцену в кокошнике белом,

Надежду в сердцах,

словно гнездышко, вьет.

И Родина-матушка словом и делом

 

С колен поднимается, песню поет.

На небе качается отсвет багрово,

И крестная сила возникла уже...

В багряном наряде Татьяна Петрова

На сцене, как пламя, как знамя в душе!

Мы верим, что своим высоким искусством народная певица России Татьяна Петрова очистит ещё многие и многие души, особенно нашей молодежи.

Многая и благая вам лета, Татьяна Юрьевна!

 

Содержание номера