В 2010 г. исполнилось 425 лет с момента гибели прославленного казачьего атамана Ермака Тимофеевича, чьими усилиями Сибирь была присоединена к Российскому Государству. Мало кто из ныне живущих знает, что даты присоединения Сибири к России и возникновения Сибирского казачьего войска тесно связаны с православным церковным календарем.
Именно 6 (19 н. ст.) декабря 1582 г. посланный Ермаком Тимофеевичем в Москву казачий атаман Иван Кольцо с товарищами, помолившись Господу Богу и Святителю Николаю, пал в ноги царю Иоанну Грозному и бил ему челом новым царством Сибирским, за что Ермакова вольница была прощена и названа «Царскою служилою ратью». Эта дата и отмечается, как день рождения Сибири и одновременно сибирского казачества. Вот почему Николай Чудотворец стал для сибирских казаков не только святым покровителем, но и патроном войска.
Вряд ли кто будет отрицать, что образ мышления и мировозрение средневекового русского человека был более религиозным по сравнению с сегодняшним. Можно сколько угодно спорить о правильности той или иной датировки похода Ермака в Сибирь, подвергать сомнению те или иные факты из биографии прославленного казачьего атамана, разделять заслугу в присоединении сибирского края между Иваном Грозным, Строгановыми и Ермаком, но напрочь отрицать религиозный характер этой сибирской экспедиции было бы полным абсурдом. Практически все историки, кто, так или иначе, в своих трудах описывали этот поход, приводили сведения, порой мимолетные и даже сказочные, о религиозной стороне похода Ермака. Ничего удивительного или вымышленного в этих сведениях нет. Основоположник сибиреведения, историк и академик Г. Ф. Миллер в своем капитальном труде «История Сибири», в частности пишет:«Несмотря на то, что эти люди [казаки из дружины Ермака — А.Л.] в продолжение многих лет добывали себе средства к жизни беззаконными делами и не отказывались от них в настоящем, нельзя сказать, чтобы они совсем забыли страх Божий. Молитвою и добрыми делами Ермак надеялся заслужить для себя и своего дела милость Божию. Весной [1578 г. — А.Л.] он велел выстроить часовню во имя Святителя Николая и 9 мая, в праздник этого святого, велел ее освятить. По его приказу строго следили за тем, чтобы никто блудом или другими греховными делами не навлек на себя гнева Божьего. Кто нарушал это, того всенародно отмывали и сажали на три дня в железо». В обязанности отрядных священников входило: «петь молебны перед битвами, служить панихиды по убитым, приобщать и исповедовать раненных». Известно, что до своего похода в Сибирь Ермак, как и всякий путешествующий, был усердным почитателем Святителя и Чудотворца Николая. Отсюда становится вполне понятным, почему согласно «Истории Сибирской» С.У. Ремезова казаки ермаковой дружины на Тоболе после «явления им Святителя Николы Чудотворца» принимают решение идти вперед. 26 июля 1581 г. перед татарским укреплением Долгим Яром, которое без людских потерь было весьма сложно миновать, произошло чудо. После усердной совместной молитвы прославленного Атамана с казаками, находившееся на одном из судов знамя с образом Спасителя (его казаки особенно чтили), вдруг само собой поднялось со своего места и «пошло по левому берегу вниз по течению реки Тобола». Участниками похода это было расценено, как помощь, ниспосланная свыше. Казачья флотилия двинулась вслед за стягом и удачно миновала опасное место. Стрелы неприятеля не причинили казакам ни малейшего вреда. Татары же, как повествует нам Ремезовская летопись, узрели следующее. «Им казалось, что вдоль левого берега Тобола по воздуху двигался над казаками в великом сиянии некий царь, престол которого несли на плечах множество вооруженных и крылатых воинов. Сам царь держал в руке обнаженный меч, которым он все время грозил татарам. Когда некоторые из них, по своей дерзости, в это видение стреляли, у них отнимались руки, а луки разваливались».
В дружине Ермака, по мнению историков, имелось два рода знамен. Первый из них — это иконы. Перед походом Ермак Тимофеевич был снабжен Строгановыми образами, которые играли роль знамен и являлись своего рода символами борьбы за Русь. В боях эти иконописные знамена выносили вперед, бережно охраняя от плена и вражеских стрел. Главными и особо почитаемыми из них считались иконы-знамена с изображением Святителя и Чудотворца Николая и Архистратига Божия Михаила.
|
Покорение Сибири Ермаком (В. Суриков, 1895 г.)
|
После взятия Ермаком столицы Сибирского ханства им было отправлено посольство к Ивану Грозному, с возвращением которого в Искер, Строгановы послали Ермаку знамя — полотнище, исполненное в своих иконописных мастерских. Оно относится к другому виду знамен дружины Ермака — тканному. На одной из его сторон был изображен св. вмч. Димитрий Солунский, а на обратной — изображение конного Архангела Михаила. После гибели Ермака это легендарное знамя было спасено уцелевшими его сподвижниками и до 1883 г. находилось в городе Березовом, а затем, до 1919 г. в Омске в Свято-Никольском казачьем соборе и почиталось, как икона.
Трагическая гибель покорителя Сибири так же ознаменовалась рядом чудес. По свидетельству Г.Ф. Миллера, тело Ермака было выловлено татарами. Длительное время оно не было подвержено тлению и исцеляло больных. Видя в этом прямую угрозу подрыва устоев магометанской веры, татарское духовенство не только добилось погребения убиенного атамана, но и сделало все возможное, что бы его могила на Бекишевском кладбище возле Баишевских юрт оказалась затерянной и забытой.
В течение всего XVII в. тобольские церковные иерархи неоднократно предпринимали попытки канонизировать Ермака, как ратоборца и мученика за Веру Православную. Первый Архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан (Старорусенин) не только собрал воспоминания у оставшихся в живых участников похода прославленного атамана и на основании их составил «Синодик», но и установил день поминовения казаков-первопроходцев. 16 февраля 1636 г. это поминовение было утверждено в Москве царем Михаилом, Патриархом Филаретом и «Освященным собором». В связи с этим, тобольским дьяком Саввой Есиповым при Архиепископе Тобольском и Сибирском Нектарии (Телятине) составляется в виде летописи жизнеописание Ермака Тимофеевича и его похода.
Вспоминая о походе дружины Ермака в Сибирь, надо не забывать, что экспедиция эта во многом состоялась по Промыслу Божьему. И гибель прославленного атамана явила собой начало распространения и укрепления Веры Православной в Сибирском крае.