Номера газет |
ХОЗЯИН МОСКВЫВыпуск газеты:
- Ваше Высокопреподобие, из преданий о Святом Благоверном князе Данииле создаётся противоречивый образ. С одной стороны, князь был милосердным, помогал бедным, конфликтные вопросы решал мирным путём. Но иногда становился поистине грозным: так, князь Василий Шуйский едва не умер лютой смертью за непочтительное отношение к могиле святого. Каким же на самом деле был (и остаётся) Даниил Московский? - Вы знаете, что Великие князья были военачальниками, вождями народа в своём княжестве, государственными деятелями. Но, прежде всего, они были православными христианами. Вот таким является перед нами и князь Даниил. Основная черта его характера - именно доброжелательность: это милостивое отношение ко всем, справедливость, помощь нуждающимся. И в то же время, будучи мужем государственным, он отвечал за сохранение княжества Московского, своего народа. Родившись в 1261 году, Даниил стал четвёртым, самым младшим сыном Святого Благоверного Князя Александра Невского и получил в удел, как сказано, малейшее княжество Московское. Он оберегал своё княжество от нападения врагов, но иногда они завоёвывали Москву, сжигали её. Он проявлял мудрость и милосердие: узнав, что Рязанский князь Константин хочет привести сюда монголо-татар, разбил их войско, полонил князя, но содержал его в Москве не как врага, а как гостя, и потом отпустил с честью. Святой Даниил примирял своих враждовавших братьев (а это было время междоусобных войн). Так произошло под Дмитровом, когда князь-миротворец добился отмены военных действий.
Он скончался здесь, в Даниловом монастыре, будучи постриженным в монашество, и погребён, по его завещанию, на монастырском кладбище. И вот чрез двести лет, как вы уже упомянули, он явился Василию Шуйскому, когда тот хотел подняться на коня с могильного камня князя Даниила, и попросил его не делать этого. Шуйский ответил пренебрежительно: "Да мало ли тут великих князей погребено?". Но неожиданно конь вздыбился и упал мёртвым, придавив князя Василия, который едва остался жив. Он сильно испугался, попросил прощения у усопшего Даниила, по нему отслужили панихиду, и, я думаю, Василий был прощён князем-миротворцем. Память о нём жила в веках. Однажды он явился придворному Иоанна Грозного и просил ему передать, что если Царь себя утешает, то он должен помнить и о своих предках, в том числе о князе Данииле. Узнав об этом, царь Иоанн повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин усопших. В его царствование коломенский купец, проплывая по Москве с умирающим сыном, принёс его в монастырь на могилу князя Даниила, и по молитве святого сын получил исцеление. Тогда Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к этой могиле. Позже, на монастырском кладбище, были обретены нетленные мощи князя Даниила - через три с половиной века после его успения, при Царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне, в 1652 оду. Тогда мощи были положены в соборе монастыря. Святой князь являлся много раз - не для того, чтобы говорить о себе в словесах достохвальных: по его молитвам Бог творил чудеса. Он являл свою силу в исцелениях, в защите обители и града Москвы. Сведения о чудесах мы находим и в ХХ веке. Так, в 1923 году будущий священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский) говорил проповедь во время литургии и неожиданно увидел среди прихожан такое движение, обращённое к алтарю. Он оглянулся и увидел… князя Даниила, который благословил народ и исчез. А в 1930 году, когда монастырь закрыли и казалось, что жизнь закончилась, одна женщина шла мимо обители и плакала - тут ей явился святой князь и сказал: "Не бойся: Аз есмь с вами и никтоже на вы" (слова из службы князю Даниилу).
Поучительный случай произошёл в тридцатые годы. Одна прихожанка нашего монастыря по имени Анна была арестована и отправлена на север, на лесоповал. Однажды кто-то уезжал из зоны в Москву, и эта благочестивая женщина предложила остающимся собрать деньги на свечу князю Даниилу, чтобы поставить её к иконе святого. Те, кто верил в его помощь, нашли какие-то деньги и дали уезжавшим, а некоторые не захотели дать и сказали, что не имеют такой возможности. И вот на Пасху Христову приходит список освобождённых по амнистии - в этом списке только те, кто дал деньги на свечу князю Даниилу… - Потрясающий случай, особенно убедительный для скептиков! Здесь не может быть случайных совпадений: освобождение получили только те, кто верил в помощь князя Даниила и не пожалел последние копейки на свечу святому.Но ведь в тридцатые годы ваш монастырь был уже закрыт - где же поставили свечу князю Даниилу? - Да, но в других храмах еще служили и молились князю. И в одном из них перед образом святого затеплили свечу, купленную на деньги заключённых. По молитвам князя Даниила чудеса продолжаются и в наше время. Так, тяжелобольная женщина увидела во сне незнакомого святого, который сказал: "Приходи ко мне в монастырь". Но в какой монастырь - непонятно. Однако по наитию она пришла в нашу обитель, увидела образ князя Даниила и узнала его: именно этот святой являлся ей во сне. Она купила его икону, стала молиться и получила исцеление. Несколько лет назад к нам в монастырь зашла супружеская пара; они набрали в часовне бутылку воды, пришли домой, поставили её на полку и забыли. Но вот врачи обнаружили у мужа онкологическое заболевание. Каждую ночь к нему являлся святой князь (как потом уяснил для себя больной) и говорил: "Пей воду, которую вы взяли в Даниловом монастыре". Сначала он не придавал этому значения, но когда ночной гость явился третий раз, спросил у жены о значении сна. Он сказала: "Да у нас же есть эта вода". Он стал её пить и потом отправился к врачам на обследование. С великим удивлением они не обнаружили у него даже следов онкологии. Ещё князь Даниил часто помогает, что называется, в квартирных вопросах. Так, к нам в монастырь прислала письмо пожилая женщина из Белоруссии. Она рассказала, что её сын был военным, много путешествовал по стране и не имел своего жилья. Зная, что князь Даниил помогает в таких случаях, она молилась ему, чтобы у сына появилась квартира. И молитва была услышана - сын получил жильё, о чём его мать с благодарностью рассказала в своём письме. Другая женщина рассказывает, что долго снимала квартиру, и ей посоветовали молиться князю Данилу о приобретении собственной жилплощади. Она купила маленькую икону святого, молилась перед ней и ходила в Данилов монастырь. А через год купила комнату, через два - квартиру. И когда собирала вещи перед последним переездом, князь напомнил ей о себе - из книги выпала его иконочка. Тут она поняла, кому обязана успешным решением жилищного вопроса. Ещё случай. Несколько человек жили в домах, подлежавших сносу, и хотели, чтобы им дали квартиры поближе к монастырю. Та женщина, которая молилась об этом князю, первая получила на выбор две квартиры и взяла лучшую для себя. Подобных случаев было много. Князь Даниил не забывает о нас, если мы помним о нём. Он являет свою силу, являет свою милость. - Извините, но возникает вопрос: если мы просим князя о квартире и получаем от него такой подарок, то не является ли это чем-то греховным, повреждающим душу? - (Смеётся). Ну, я думаю, что это не грех. Ведь квартира - это насущная потребность. И, сотворяя благо для тела, мы помним о душе, прежде всего. Если квартира получена по молитве, то в этом нет ничего плохого. Вот если человек готов и согласен жить как птица небесная, то это понятно. А если он является обычным человеком, то ему нужно жильё. - Тем более не грешно, когда он просит квартиру для своих детей, у которых её нет? - И для детей и для себя, поскольку мы тоже можем жить в тяжёлых условиях и просить о помощи святого. У нас в монастыре каждый день читается молебен и акафист князю Даниилу перед его иконой. Так что молитва идёт, и каждый по вере своей получает просимое. - Все стараются только получать от святого князя, или есть желающие чем-то жертвовать для него? - Жертвователей много. Есть такая хорошая книга, написанная первым (после открытия) настоятелем Данилова монастыря, ныне архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, которая называется "Это было чудо Божие" (издана в Москве в 2000 году). В ней рассказывается, как после возвращения монастыря Церкви в 1983 году его несколько лет восстанавливали всем миром, каждый помогал, чем мог. Однажды пришла старая нищенка, которая принесла… мешочек мелочи. Подавая его настоятелю, она сказала: "Батюшка, прими на обитель: собирала везде, около метро, около магазинов, знакомые давали, соседи…". Она отдала всё, что имела, не от избытка, а от скудости, от любви своей. Принесла и пожертвовала князю Даниилу. Конечно, такая жертва, я думаю, и Богом и святым была принята. Много других людей от сердца приносили сюда или делали здесь, что могли. И вот мы видим обитель восстановленную, в благолепии прежнем. - Говорят, что князь Даниил помогал москвичам и в годы Великой Отечественной войны. Например, мы узнали от прихожан Богоявленского кафедрального собора (Елоховского) удивительную историю о том, что Даниил Московский явился наяву Сталину и его приближённым в критический момент войны, когда они обсуждали вопрос об эвакуации столицы и вывозе из неё мощей святых. На этом совещании неожиданно появился человек в старинной монашеской одежде и сказал, что он князь Даниил - Хозяин Москвы. Голосом, не терпящим возражений, он потребовал мощи не вывозить, а город не сдавать - тогда победа будет обеспечена. Советское руководство не посмело ослушаться Хозяина. Оно оставило мощи, наладило в Москве железную дисциплину, организовало оборону города, и уже в декабре 1941 года враг был отброшен от столицы. Началось наступление советских войск, которое закончилось Великой Победой 65 лет назад. Один генерал КГБ даже утверждал, что сведения о том историческом совещании хранятся в архивах его ведомства… Можно ли доверять таким рассказам? - Мы знаем эту легенду. Но у нас нет её подтверждений. - Ещё об одном чуде, связанном с Вашим монастырём. Так, весьма известный и уважаемый батюшка рассказывал на праздничном вечере, что исповедовал человека, который в предвоенные годы встречался… со Святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским (1782-1867). Митрополит явился наяву этому известному и уважаемому в СССР человеку, объяснил ему, что они имеют родственные связи, и попросил восстановить в Даниловом монастыре могилу своей матери, разрушенную коммунистами. На испуганные возражения родственника, что делать это чрезвычайно опасно во время гонений на Церковь, Святитель сказал потрясающую фразу: "Чего ты боишься? Мы наверху уже решили…". И могила действительно была восстановлена. Насколько достоверна эта история? - Я знаю, что её рассказывал протоиерей Валериан Кречетов - духовник Московской епархии, очень уважаемый человек. Но проверить его рассказ я не могу, потому что очевидцем того случая не был. Зато с уверенностью могу рассказать о другой восстановленной могиле. Прах Николая Васильевича Гоголя сейчас находится на Новодевичьем кладбище, а прежде он был погребён в Даниловом монастыре, недалеко от дома наместника, и находился там до закрытия монастыря в 1930 году. Там был склеп с гробом Гоголя. Мы сами видели, как этот склеп открывали, и убедились, что он хорошо сохранился. Теперь над ним восстановлены надгробие и памятник писателю - какими они были в прежние времена. - Но вернемся к Хозяину Москвы. Княжича достойно воспитала его мать (отец умер, когда ребёнку было два года), и сам он упорным трудом достиг святости. Можно ли применить такое воспитание и житие в наше время? - Мы знаем Евангелие, и православные люди стараются жить по нему. Бог есть любовь, и мы должны любить ближнего, как самого себя. Это остаётся неизменным с древних времён. Творение добра, любовное отношение к ближним, прощение - всё остаётся. Христос заповедей своих не отнял, и, соблюдая их, мы наследуем жизнь вечную. А общественный идеал - это согласие и мир. В Евангелии сказано: любите врагов ваших (сохраняя любовь к ближним). И вот князь поднимал меч, когда нужно было защитить ближних, Отечество, народ свой. А когда можно было применить мирные методы, договориться, простить обиды, он это делал. И я думаю, что любой человек, живя в современном обществе, может следовать этим идеалам. - Святой Благоверный Князь Даниил Московский, по сути, был (и остаётся) благотворителем Москвы. Можно ли и нужно ли нам подражать ему в этом? - А какие тут могут быть сомнения? - После падения советской власти наша столица превратилась в рассадник бандитизма, где процветают беззаконие, насилие, разврат. И многие москвичи уже не любят свой город, не хотят ему помогать… - Всегда и везде есть отрицательное и положительное. Москва имеет столько святынь, столько добрых, порядочных людей. Почему же мы не должны их любить? Вот явное проявление такого благочестия - Храм Христа Спасителя. Он созидался в непростые годы, когда покойному Патриарху Алексию говорили, что не время сейчас строить этот храм, нужно делать что-то другое. Однако он был настойчив - и вот мы имеем великолепный храм, который олицетворяет славу Божию, добрую волю, единство людей, приложивших свои усилия к этому делу. Храм является не просто памятником архитектуры, воссозданным в Москве, а символом единения народа, русского, православного, и всего нашего общества. Так и во всей Москве, и во всей стране: каждый из нас должен стремиться к свету, добру, правде. Объединёнными усилиями мы преодолеем зло. - Взирая на образ князя Даниила, как бы Вы ответили на вопрос: что сейчас нужно делать каждому для спасения Отечества? - Думаю, что, прежде всего, каждый из нас должен жить по-христиански. Должен быть патриотом своего Отечества, то есть любить его, а, любя, мы должны делать добро, помогать ближним. Нужно по чести, по совести совершать послушание, которое мы имеем в семье своей, на рабочем своём месте, в обществе нашем. - Выходит, Отечество спасает тот, кто спасает свою душу, а не занимается политикой, не борется с "мировым злом"? - Каждый из нас должен делать своё дело. Недавно почивший старец Иоанн Крестьянкин говорил, что если человек не может сделать большое доброе дело, путь он сделает малое, но доброе дело. И вот это добро, увеличенное, умноженное, оно даст свой плод. - Ближние всегда рядом, им всегда можно помогать - это и будет наша борьба за спасение Отечества? - Да, конечно. Это не значит, что человек должен равнодушно относиться к злу, но искоренять его нужно, прежде всего, в себе. Мы искореняем зло в обществе, когда творим людям добро. |