Императрица советской эстрады: любовь и песня Клавдии Шульженко

Выпуск газеты: 
Клавдия Ивановна Шульженко
11 (24).03.1906 — 17.06.1984 гг.

Гордая стать, элегантная сдержанность в манерах и удивительный, проникновенный голос… Ее песни поднимали в атаку солдат, звуча в окопах Второй Мировой, и поражали своей задушевностью, даже если звучали с огромной, помпезной сцены Колонного зала Дома Союзов. Настоящая «звезда» — близкая и недосягаемая, скромная и исполненная достоинства — такой запомнилась многим поколениям великая певица советских времен Клавдия Шульженко. 24 марта со дня рождения легендарной исполнительницы «Челиты» и «Синего платочка» исполняется 105 лет.
Родившуюся в конце марта 1906 г. девочку назвали Клавдией — в честь святой великомученицы Клавдии, поддержавшей свою дочь Евгению в ее подвижничестве и добровольном иночестве и сохранившей в себе веру Христову, несмотря на все уготованные судьбой испытания. Вряд ли родители тогда задумывались, кем станет их дочь — имя ей дали по Святцам. Но Клавдия Шульженко, так же как и ее небесная покровительница, через всю свою жизнь пронесла верность однажды выбранному пути. Она дарила людям Богом данный талант и не шла ни на какие компромиссы.
Любовь к песне Клавдия унаследовала от отца. Профессия у него была весьма прозаическая — бухгалтер управления железной дороги. Но натурой Иван Шульженко был творческой и все свободное время посвящал музыке. Соло в исполнении его красивого, грудного, баритона, очень нравилось публике.
Родители отдали ее учиться к профессору Харьковской консерватории Никите Чемизову. Тот, прослушав ученицу, сказал ей: «У тебя голос поставлен от природы, нужно только совершенствовать его». Так начался путь Шульженко к признанию и славе.
Дебют в 1928 г. на сцене Мариинского театра в Ленинграде, в концерте, посвященном Дню печати, стал ее первым настоящим успехом. В январе 1929 г. она уже выступает в московском мюзик-холле, и все это время активно работает с джазовыми оркестрами. Сотрудничество с коллективом Владимира Коралли быстро выходит за рамки творческого союза: в 1930 г. Клавдия и Владимир становятся мужем и женой, а в мае 1932 г. у них рождается сын Игорь. Но даже материнство не влияет на феноменальную работоспособность Клавдии Шульженко. Вместе с мужем и его оркестром она много гастролирует по стране, а почтовый ящик давно не в силах уместить всех признаний в любви. В их числе особенно выделяются трогательные письма с загадочными инициалами Г.Е. вместо подписи…
Весть о войне застает Шульженко и Коралли на гастролях в Ереване. Вряд ли кто-то осудил бы талантливых музыкантов, отправься они в эвакуацию, ведь когда говорят пушки, музы молчат… Но их оркестр становится фронтовым, и Клавдия отважно выступает на передовой. Только перед защитниками блокадного Ленинграда она выступила более 500 раз, и это — не считая концертов на других фронтах, в госпиталях, под бомбами и артобстрелами.
Именно в трудное военное время к Шульженко пришла настоящая слава. Ее знаменитый «Синий платочек» отзывался в сердцах каждым словом и каждой нотой. Позже многие фронтовики признавались, что именно «синенький скромный платочек» помог им выстоять в этой войне.
Эта великая песня поможет выжить и самой Шульженко… Только случится это в мирные 50-е.
Послевоенная Страна Советов, преодолев разруху, жадно наверстывала все, что было упущено за годы войны. «Оттепель» в политике, ошеломляющие достижения в науке, новые веяния в искусстве, многие из которых оказались мимолетными «пустышками»… Шульженко не могла опускаться до примитивных подделок «а-ля рок-н-ролл», ура-патриотические песни в ритме энергичных маршей ее тем более не вдохновляли. Но полный тонкого лиризма репертуар знаменитой певицы оказался не ко двору. Ее творчество объявили «упадничеством». Удар был тяжелым, и, увы, не единственным: в отношениях Шульженко и Коралли наступил серьезный разлад, и они развелись.
Но Клавдия Шульженко не сломалась под ударами судьбы. Она осталась верной ниспосланному свыше пути, и была вознаграждена за это. Звезда советской эстрады по-прежнему включала в концерты песни военной поры. «Челита», «Давай закурим», «Синий платочек» вызывали бурю оваций в зрительном зале, где многие еще помнили и ужасы прошедшей войны, и радость победы.
Да и письма с неизменными инициалами Г.Е. — все такие же искренние — вот уже на протяжении почти 16 лет согревали душу… А вскоре Клавдия Ивановна познакомилась с их автором. Узнав, что Шульженко остановилась в одном доме отдыха, ее знакомые привезли туда своего друга, кинооператора Георгия Епифанова. Они знали, что он тайно влюблен в эстрадную звезду и еще с сороковых годов шлет ей трогательные письма, не решаясь более ничем проявить себя. Встретившись однажды, Клавдия Ивановна и Георгий Кузьмич уже не расставались. Несмотря на огромную разницу в возрасте (когда они стали жить вместе, Шульженко было уже 50, а Епифанову исполнилось 38 лет), супруги сохранили искренние и трепетные отношения друг с другом.
Епифанов пережил Шульженко на 13 лет. Он бережно хранил ее письма с гастролей, приносил на могилу ее любимые желтые розы, но особенно тягостными для него все эти годы были дни ее рождения… Он умер в 1997 г., в том же возрасте, что и его единственная любовь — в 78 лет.