Помощь усопшим некрещеным

Выпуск газеты: 

В России растет почитание мученика Уара, который имеет благодать молиться об улучшении загробной участи усопших некрещеных, и увеличивается число храмов, освященных в его честь. Люди, которые пытаются помочь своим родственникам, умершим вне Церкви, при посредстве этого святого, очень быстро замечают, что их молитвы не бесплодны. После них они чувствуют утешение, а к некоторым даже приходят в сонных видениях те, за кого они просили.
О том, что усопшим некрещеным можно помочь, известно очень давно. Еще на заре христианства святитель Григорий Двоеслов начал усиленно молиться о упокоении души римского императора-язычника Траяна, который, кстати, при жизни вел жестокую войну с последователями Христа. И через какое-то время святому было открыто Богом, что его молитва услышана, и душе Траяна стало лучше.
Также на заре христианства произошел такой случай. Преподобный Макарий Великий как-то раз шел по пустыне и увидел человеческий череп. Святой спросил череп о том, кому он принадлежал. Тогда послышался голос: «Я был начальником языческих жрецов. Когда ты, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы получаем некоторое облегчение».
Святой спросил жреца о том, каковы его мучения и каково облегчение в страданиях. «Как далеко отстоит небо от земли, так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением», – ответил жрец.
А в житии первомученицы Феклы, жившей в первом веке по Рождестве Христове, повествуется о таком случае. Одной женщине ночью в сонном видении явилась ее умершая дочь-язычница, которая сказала: «Мать моя, люби эту странницу Феклу, и пусть она будет тебе дочерью вместо меня, потому что она – раба Истинного Бога и может упросить Его, чтобы поместил меня в место упокоения праведных». Узнав об этом, первомученица помолилась Богу об этой девушке, попросив Его о следующем: «Дай покой Фалкониле в жизни вечной».
Сейчас люди, чьи родные и близкие умерли вне крещения, прибегают к помощи мученика Уара. Ему читают дома канон. Кроме того, в храмах, освященных в честь мученика Уара, проводятся молебны этому святому, на которых просят об улучшении участи умерших без крещения людей. Также такие молебны служат и в некоторых других церквях, где есть иконы мученика Уара. Некоторым из тех, кто приходит на них, в сонных видениях являются покойные родственники и благодарят за помощь.
Те, кто ездит на молебны мученику Уару и читает дома канон, говорят, что разные святые побуждают и их к молитве об усопших некрещеных и помогают им в этом деле. Например, одна женщина рассказала: «Когда у меня умер некрещеный сын, я пошла в храм, а батюшка сказал, что за сына можно только ставить свечки на канун, и больше ничего сделать нельзя. Я тогда поехала к мощам блаженной Матроны и спросила у нее, что мне еще делать. В тот же вечер мне позвонил родственник, и сказал, что в храме Живоначальной Троицы на Пятницкой улице в Москве каждую субботу бывают молебны мученику Уару. Это Матронушка его ко мне послала».
Среди настоятелей церквей, где бывают молебны мученику Уару, есть разные мнения по одному вопросу. Одни из них запрещают работницам свечных лавок принимать записки о упокоении душ убитых абортами младенцев. Эти священники считают, что о них вообще не надо молиться. Одни из них говорят, что неизвестно, где находятся эти младенцы, а другие полагают, что они не могут мучиться, и потому помощь им не нужна. Другие же настоятели разрешают принимать на молебны записки о упокоении душ убитых во чреве детей. По их словам, некоторым женщинам, которые молятся мученику Уару о загубленных младенцах, они приходят в снах и благодарят за помощь.
В ХХ веке двое известных святых сказали, что души абортированных младенцев мучаются: это святитель Николай Сербский и преподобный Паисий Святогорец.
В «Миссионерских письмах» святителя Николая Сербского есть Письмо 12. В нем святой пишет одной женщине: «Ты сообщаешь, что тебя беспокоят страшные сны. Стоит тебе сомкнуть глаза, являются тебе три отрока, высмеивают тебя, угрожают и запугивают. Пишешь, что в поисках лечения ты обошла всех известных докторов и знающих людей. Говорили тебе: «Ничего, это пустяк». Ты отвечала: «Если это пустяк, избавьте меня от этих видений. Разве пустяк может не давать сна и покоя?». А я тебе вот что скажу: три отрока, которые являются тебе, – это трое детей твоих, убиенных тобою во чреве, прежде чем солнце коснулось лиц их нежными своими лучами. И теперь они пришли воздать тебе. Воздаяние умерших страшно и грозно. Начни с того, что пойми и осознай. Делай все, что в силах твоих, для своих убиенных детей, твори дела милосердия. И простит тебя Господь – у Него все живы, – и дарует покой. Иди в церковь и спроси, что ты должна делать: священники знают».
А преподобному Паисию Святогорцу было открыто, где находятся души загубленных абортами младенцев. В томе IV его «Слов» так говорится о бывшем ему видении: «Слева виднелась безводная, бесплодная местность – одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность, не переставая, тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков». Потом преподобный услышал голос, говоривший, что в этом месте находятся души детей, убитых во чреве.
Некоторые люди почему-то считают, что мученику Уару можно молиться о самоубийцах, и поэтому приезжают с таким горем в храмы, освященные в честь святого. Однако это не так. Мученику Уару о тех, кто совершил суицид, не молятся. Вообще в церквях нельзя просить за тех, кто наложил на себя руки – исключение делается только для покойников, которых местные архиереи разрешили отпевать, придя на основании медицинских справок к выводу, что они из-за своего психического заболевания не понимали, что делали.
Да и дома молиться о самоубийцах очень опасно. Все это может привести к тому, что такой человек сам окажется в аду. Даже люди, давно воцерковленные, служившие Богу день и ночь, и находившиеся под Его особым покровительством, подвергались из-за этих молитв страшным искушениям. Например, подвижник ХХ века архимандрит Кирилл (Бородин) как-то раз пытался помочь душе человека, совершившего суицид, после чего сказал: «Больше я никогда не буду молиться за самоубийцу, и никому из священства этого делать не советую!». К тому же люди, которые дерзали молиться о наложивших на себя руки, говорят, что не чувствовали того, что Бог их слышит – у них было ощущение, что они говорят в пустоту.


Храмы и часовни в честь мученика Уара. Москва и Московская область:

  • Храм мученика Уара в городе Химки на Машкинском кладбище
  • Храм мученика Уара в поселке Вешки Мытищинского района
  • Храм мученика Уара в Домодедовском районе на Домодедовском кладбище
  • Церковь-часовня мученику Уару в городе Балашиха на Николо-Архангельском кладбище
  • Часовня мученика Уара в Алтуфьево (Москва)
  • Часовня мученика Уара в село Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района

Россия:

  • Храм мученика Уара в селе Тихоновка Иркутской области
  • Храм мученика Уара в Троице-Георгиевском женском монастыре в городе Сочи
  • Строящийся храм мученика Уара в селе Икское Устье Менделеевского района Татарстана
  • Часовня мученику Уару в селе Варзуга Терского района Мурманской области
  • Часовня мученику Уару в городе Удомля Тверской области на Новом кладбище
  • Часовня мученику Уару в селе Нижняя Тавда Тюменской области