Вступление
Вера в бессмертие души побуждает человека заботиться о ней, готовить ее, обогащая добродетелями, для вечной блаженной жизни. Святые, праведные – это люди, которые не столько думали о теле, сколько о душе, храня ее в чистоте, устремляя ее всецело к Богу. Совершенно по-другому поступают люди, которые отрицают не только бессмертие, но и существование собственной души. Такие «бездушники», склоняясь к порочной логике, стараются дать телу как можно больше удовольствий. Не веря в существование и бессмертие души, они, естественно, отрицают рай Божий, но, с другой стороны, используют все возможности, чтобы устроить его на земле. Главными же средствами построения «царства небесного» в этом мире они считают деньги. Сколько гнусных деяний, сколько злодеяний, сколько бед происходит на этой почве неверия, сколько трагедий потрясает нашу страну и мир. Ведь честным трудом, например, на домик на Кипре не заработаешь, а жизнь все поджимает, все ближе время ухода в небытие. К тому же, зачем в чем-то себе отказывать, считаться с кем-то, если все равно там – после смерти – никакого загробного мира нет, и никто не спросит даже за самые низкие поступки. Главное, их скрыть от правоохранительных органов… Такие мысли, такие планы, такие действия присущи тем, кто верит лишь в материальное происхождение себя. А ведь даже своим «материальным» умом такие люди должны бы задуматься, почему у каждого из них специфический характер, чем они любят, радуются, испытывают счастье, горе, стыд, что такое совесть, что такое чувства и почему их не видят хирурги во время вмешательства в организм? Значит, даже материалист, атеист должен, вопреки своим убеждениям, признавать, от этого никуда не деться, что в человеке есть все-таки духовная основа, то, что определяет его личность.
Что такое душа? Откуда она берется? Что происходит с душой после оставления ею тела? Об этом на основании Священного Писания, Священного Предания, опыта самих людей, которым Господь в какой-то мере приоткрыл тайну загробного мира, пойдет речь ниже.
1. Что такое душа
Как узнаем из Священного Писания, Господь «создал человека из праха земного» (Быт. 2, 7), то есть сотворил плоть из земли. Но это тело, имея сердце и все необходимые органы, не могло бы привестись само по себе в полноценное функционирование, не было бы самодостаточным. Другими словами, оно не имело бы жизни. Все сразу становится понятным при дальнейшем рассмотрении вышеприведенного стиха: «И дунул (Бог – Авт.) в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Эта сила, называемая «дыханием жизни», и есть душа, душа живая. Таким Божественным происхождением душа человеческая отличается от душ животных, которые даны им не от Бога, а от природы. «И сказал Бог, – читаем в Св. Писании, – да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных» (Быт. 1. 20-24). Человек, получивший дыхание жизни из уст Самого Бога, этим превосходит всех тварей, «представляет собою живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного» (Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. Рига, 1993. С. 73). То есть он состоит из тела и души. Только тело имеет земное происхождение, а душа – божественное. И когда в Св. Писании упоминается, что человек создан «по образу и подобию Божию» (Быт. 1, 26), то это касается только души. Образ Божий виден в самой природе души, в таких свойствах ее, как бессмертие, свобода воли, разум, способность к чистой любви. Подобие же Божье, по словам архиепископа Макария, находится « в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком» (Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. Репринт. Т.1. С.455). Если, скажем, человек духовно совершенствуется, стремится к святости, тогда он все больше уподобляется Всевышнему, он все ближе к спасению, которое заключается в достижении Царства Небесного. В этом случае душа соответствует своему небесному, божественному началу, она находится в своем естественном состоянии. Не случайно от добродетельных христиан наиболее часто можно услышать: «Как легко на душе». Наоборот, когда человек не знает или забывает Бога, он теряет Его подобие и уподобляется нередко отцу лжи. Помрачается при этом и сам образ Божий в нем. Не зря человек, который носит в душе грязь греховную, говорит: «Как тяжело на душе».
2. Разлучение души с телом
Подобно дню, который начинается рассветом и заканчивается закатом, человеческая земная жизнь имеет начало и свой неминуемый конец. Как душа соединяется с плотью человека еще в зародыше, так она и разлучается с телом со смертью его. «Возвратится, – читаем в Св. Писании, – прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7).
Совершенно по-разному, если это не произошло внезапно, встречают люди смерть. Одни, «хранящие» (Втор. 4, 9) и «берегущие» (Притч. 16, 17) души свои в правде, т. е. истинные православные христиане, чада Божьи уходят в мир загробный, в вечность спокойно, с заметной светлостью на лице, подобно Пресвятой Богородице. Так, когда Божьей Матери во время молитвы на горе Елеонской Архангел Гавриил сообщил о переселении Ее на небо через три дня, то она не опечалилась. Пречистая Богородица благодарила Господа и со смирением молилась Ему, чтобы, после исхода Ее души, не видать Ей дьявола и других адских страшилищ, чтобы Господь принял Ее душу. После этого Пресвятая Дева возвратилась домой. «Лицо Ее сияло такою небесною радостью, что все присутствовавшие были потрясены… Благодатная Мария просила их не возмущать Ее радости своими слезами, но радоваться вместе с Нею… Она спокойно сделала все распоряжения и приказала приготовить свечи, фимиам и все необходимое для погребения» (Земная жизнь Пресвятой Богородицы /сост. С. Снессорева. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1994. С. 69-70). Сам переход Божьей Матери в загробный мир называется Успением, что вспоминается Церковью 28 августа. Это слово означает, что человек после смерти не растворяется в небытии, а лишь его тело усыпает до Страшного суда, а душа переходит в неземную реальность. Вот что рассказывает Св. Предание о том, как разлучалась с честным телом душа Богоматери: «В лучах небесного света все земное померкло. Сам Царь славы, Христос, окруженный сонмами небесных сил и праведных душ, явился Своей Пресвятой Матери. Обрадованная лицезрением Сына и Бога Своего, Она возгласила слова боговдохновенной песни: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моем…»… Она опять возлегла на одр и предала душу Свою в руки Сына Своего… И торжественно несена была в небесные обители душа Приснодевы руками Господа в сопровождении небесных сил» (Там же, С. 71-72). Также, по примеру Богородицы, готовятся к своему успению и уходят в мир иной православные христиане. Они перед кончиной приглашают священника их исповедать и причастить. Души многих из них в преддверии расставания с земным миром начинают соприкасаться с миром небесным. Умирающие крестятся, бывает они смотрят мимо родственников, собравшихся возле одра, они начинают называть, как бы общаясь, имена умерших родных и близких. В это время читается священником «Канон молебный ко Господу Нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице при разлучении души от тела всякого правоверного». Он еще называется «Отходная». Ибо молитвы напутствуют «отход» человека в вечность. «Ей, человеколюбивый Господи, – говорится в молитве на исход души, – повели, да отпустится от уз плотских и греховных, и прими в мир душу раба (рабы) твоего сего (имя), и покой ю в вечных обителях со святыми твоими…» (Требник. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 144).
Противоположно ведут себя на смертном ложе люди, не верующие в Бога, в загробный мир, в существование собственной души. Они, соотнося понятия «счастье», «радость», «наслаждение» и им подобные только с земной действительностью, смерть встречают со страхом и ужасом. Они утопают в слезах, нередко изрекая брань и проклятия. Для них уже в земном мире начинают исполняться слова псалмопевца: «Смерть грешников люта» (Пс. 33, 22).
3. Мытарства души
Душа человека покидает тело в смертный час и оказывается в мире загробном. Но связь с земным миром еще некоторое время сохраняется. «В первые два-три дня после своей кончины человек, – пишет на основании Св. Писания и Св. Предания профессор А.И. Осипов, – вернее, его душа пребывает в условиях «земного притяжения» – около близких, родных, друзей… Будучи там в вечности, она еще не сразу отрывается от земной пространственно-временной четырехмерности.
Поэтому в эти дни (хотя наше земное время нельзя точно соотнести с той категорией, которую мы называем Вечностью) прежде, чем вступить в иной мир, душа находится близ тела, там, где она хочет… И если человек был окружен родными, любимыми людьми – она пребывает с ними, она пытается как-то общаться с ними, но, увы, не видит никакой реакции, не получает никакого ответа, общение уже невозможно» (Осипов А.И., проф. Посмертная жизнь души. М.: Даниловский благовестник, 2005. С. 31). Далее, как читаем в Св. Писании: «Удобно есть пред Богом в день смерти воздать человеку по делам его, … в скончании человека открытие дел его» (Сир. 11, 26-27). В евангельской притче о богатом и Лазаре (Лк. 16. 19-31) говорится как «открываются дела», о том, что душа праведника пребывает в блаженном состоянии, а душа грешного богача – в мучении. «Человекам, – пишет ап. Павел, – положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). До всеобщего суда Господнего, который еще называют Страшным, совершается над душой, о чем, очевидно, и говорит апостол, суд частный. Этот суд существенно отличается от суда земного тем, что не проводится никакое расследование, предшествующее, обычно, приговору. Ведь для всеведущего Бога нравственное состояние человека всегда открыто. Да и сам приговор нельзя понимать, как объявление «души судейского решения» (Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С. 269). Как происходит частный суд, мы узнаем из Св. Предания, которое согласное со Св. Писанием. Особенно важным и значимым здесь является «Слово об исходе души» св. Кирилла Александрийского и рассказ блаженной Феодоры, которая явилась после смерти преподобному Григорию – ученику преп. Василия Нового (Ч.М., 26 марта). Конечно же здесь нельзя не брать во внимание напоминание преп. Макария Александрийского о том, что «земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных». То есть земными словами, о чем говорят и сами святые, удостоенные зреть потусторонний мир, невозможно во всей полноте объяснить виденное. Но все же главные моменты, назидательные для читателей, приводятся.
Так, начав шествие от земли до неба, душа проходит испытания, которые еще называются мытарствами. Каждое мытарство (судилище) «соответствует определенному греху, злые же духи называются мытарями» (Православное поминовение усопших. Издательство Московской патриархии, 1995. С. 22). «При исходе души, – пишет св. Кирилл Александрийский, – окружают нас, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой начальники тьмы, силы вражеские, содержащие в своей власти мир лукавый, начальники мытарств, воздушные истязатели и надзиратели за нашими делами» (Кирилл Александрийский, свят. Слово об исходе души из тела и Страшнем суде // Творения святых отцов. http//www.prvslbtk.narod.ru/knigi/page.htm/). Душа в окружении Ангелов и бесов испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Частично приоткрывая тайну, как и почему все без исключения добрые дела и злые (если в них не было должного покаяния) открываются в мире загробном, блаженная Феодора рассказывает: «Святые Ангелы отвечали мне: «Всякий христианин с самого святого крещения получает себе от Бога Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека и во всю его жизнь, даже до смертного часа, наставляет на всякое добро и все эти добрые дела, которые человек творит во время своей земной жизни, записывает, чтобы он мог получить за них милость от Господа и вечное воздаяние в Царствии Небесном. Так и князь тьмы, желающий погубить род человеческий, приставляет к каждому человеку одного из лукавых духов, который ходит всегда вслед за человеком и наблюдает все его от юности злые дела, поощряя их своими кознями, и собирает все, что человек сделал дурного. Затем он относит на мытарства все эти грехи, записывая каждый в соответствующее место. Отсюда и известны воздушным князьям все грехи всех людей, какие только живут в мире» (http://gizn-pravoslavnaya.nnm.ru/rasskaz_blazhenno). На пути к Богу душа, по рассказу блаженной Феодоры, проходит 20 особых мытарств – греховных препятствий:
1) грех словом (многословие, сквернословие и т. п.); 2) лжи; 3) осуждения и клеветы; 4) чревоугодия (пресыщение, пьянство, еда без молитвы, нарушение постов); 5) лени (тунеядство, непосещения храма в воскресные дни и т. п.); 6) воровства; 7) сребролюбия и скупости; 8) лихоимства (давание денег в рост…); 9) неправды; 10) зависти;11) гордости и тщеславия; 12) ярости и гнева; 13) злопамятства; 14) убийства (самоубийство, убийство, аборты и т. п.); 15) волхования (чародейство, колдовство, шепоты, ворожба, а также обращение за помощью к бабушкам-шептуньям, экстрасенсам и прочим так называемым «нетрадиционным» лекарям, сюда же относятся занятия экстрасенсорикой и биоэнергетикой); 16) блуда; 17) прелюбодеяния (несохранение супружеской верности); 18) содомское (противоестественные связи между лицами одного пола, половые извращения, кровосмешение — связь с родственниками по крови и по кумовству); 19) ересей; 20) немилосердия (всякое немилосердие и жестокость; на этом мытарстве истязаются бесами и те, кто вместо молитв за усопших превращает поминки в обыкновенное хмельное застолье) (Там же).
У некоторых других авторов описание мытарств несколько отличается. Но в этом нет противоречий, ибо такие труды лишь дополняют вышеприведенный рассказ блаж. Феодоры и говорят о том, что ни один нераскаянный (не сданный на исповеди) грех не будет предан забвению во время мытарств. О том, что испытывает грешная душа, проходя воздушные судилища, св. Кирилл Александрийский говорит: «совесть будет обличать… Князь власти тьмы… особым неким образом судит душу, представляя и исчисляя все грехи и беззакония, сделанные нами… Одно видение их (бесов) ужаснее всяких мук… Тогда уразумеют, что все земное – житейская пустота, и что они считали благом здесь, опротивеет, чем они услаждались, то окажется горче желчи и всякого яда» (Кирилл Александрийский, свят. Слово об исходе души из тела и Страшнем суде // Творения святых отцов. http//www.prvslbtk.narod.ru/knigi/page.htm/). Пройдя мытарства, блаженная Феодора говорит, что после смерти она увидела множество бесов, которые начали развертывать свитки с записанными в них грехами. Вид бесов был для нее «второй более страшной смертью» (http://giznpravoslavnaya.nnm.ru/rasskaz_blazhenno). Чудовища кричали: «Душа эта имеет множество грехов, пусть дает нам за них ответ!» (Там же). Это при том, что блаженная в основном вела жизнь праведную, лишь не успела покаяться в некоторых своих, сравнительно легких, прегрешениях перед смертью. Проходя через ужасные и страшные мытарные преграды, святая спросила св. Ангелов, что, возможно, живущие на земле не знают того, «что здесь происходит и что ожидает душу по смерти?». На это вестник Божий, подобно ответу св. Авраама богачу из притчи (Лк. 16, 19-31), что следует помнить каждому, ответил: «Ужели божественные писания, читаемые всегда в церквах и проповедуемые служителями Божьими, мало говорят об этом!» (Там же).
Ангелы поведали св. Феодоре и о том, что неверующие люди не проходят мытарств. «Бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть» (Там же). На вопрос блаженной «все ли христиане проходят эти мытарства» и нет ли возможности пройти к престолу Божию без испытаний, ангелы ответили: «Для душ верующих, восходящих на небо, другого пути нет – все идут здесь, но не все бывают так испытываемы на мытарствах, как ты, а только тебе подобные грешники, то есть те, которые из стыда не открывали искренне духовному отцу (приходскому священнику) всех своих грехов на исповеди. Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы во всем раскаялась перед духовным отцом и получила от него разрешение, избежала бы ужасов прохождения по мытарствам; но помогает тебе еще то, что ты давно перестала творить смертные грехи и уже много лет проводишь добродетельную жизнь, а главным образом помогают тебе молитвы святого Василия, которому ты усердно служила на земле» (Там же).
Блаженная Феодора, пройдя мытарства, в третий день была приведена к престолу Божьей славы. О значении этого третьего дня в Священном Предании содержится объяснение Ангела, явившегося св. Макарию Александрийскому во время его молитвенных подвигов. «В третий же день, – сказал вестник Божий, – Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевают в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу» (Православное поминовение усопших. Издательство Московской патриархии, 1995. С. 21). После этого, как говорит св. Макарий по откровению от Ангела, повелеваются душе райские обители. Шесть дней душа созерцает красоту рая. «Она изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но если она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь в беспечности и не послужила Богу, как должно» (Там же, С. 24).
В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. После второго поклонения Господь повелевает показать душе ад. Она видит муки грешников и боится, чтобы самой не подвергнуться ужасным истязаниям.
В сороковой день душа в третий раз возносится Ангелами на поклонение Богу. Совершается частный суд, определяется ей место до Страшного суда.
4. Участь души от частного суда до суда Страшного
Душа после частного суда попадает в то место – райское или адское, которого она сама удостоилась, проводя жизнь в теле свято или порочно. Каждый получает «соответственно тому, что он делал, живя в теле, – доброе или худое» (2 Кор. 5, 10).
1) Души праведников
Души праведников, как гласит Св. Писание, будут пребывать в особом месте блаженства и красоты. Перед своим вознесением Господь говорит апостолам: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 2). Эти обители еще называются «раем» (Лк. 28, 43; 2 Кор. 12, 4), «Царством небесным» (Мф. 8, 11; 5, 3; 5, 10), «Царством Божиим» (Мф. 6, 33; 1 Кор. 15, 50); «Иерусалимом вышним» (Галл. 4, 26); «небесами» (Лк. 12, 33-34). Праведники будут пребывать со Христом. Как сказал сам Господь: «Возьму вас к Себе» (Ин. 14, 1-3). О том же говорит Спаситель, обращаясь к благоразумному разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).
Также узнаем из Св. Писания, что святые будут пребывать в славе (Откр. 4, 4; 6, 9-11; 7,9), в покое (Евр. 4, 10). О состоянии покоя в одном из учебников по «Догматическому богословию» говорится следующее: «Состояние праведников не есть состояние праведного ожидания и бездеятельности, некое подобие сна, это состояние деятельное, которое предполагает молитву, личностное общение и познание» (Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учеб. Пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 409-110). Как говорит апостол Павел: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, как я познан» (1 Кор. 13, 12). Праведники будут иметь общение между собой. «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8, 11). Души их узнают друг друга. Например, притча о богаче и Лазаре. Праведники будут общаться и с Ангелами (Евр. 12, 22-24). О состоянии праведников блаженная Феодора поведала следующее: «Я видела прекрасные обители апостольские, пророческие, мученические, святительские и прочие. Все они были красоты неизреченной и пространны, и везде я слышала глас духовной радости и веселья, везде видела торжество святых» (http://gizn-pravoslavnaya.nnm.ru/rasskaz_blazhenno).
2) Души грешников
Души грешников, не выдержав испытаний или по особой тяжести согрешений даже не проходя их, уносятся бесами в ад.
В Св. Писании о состоянии грешников в местах «осуждения и гнева Божьего» (Прав. Исп., Пл. 68) говорится следующее. Они находятся в удалении от Бога. «Отойдите от меня, – говорит Господь, – делающие беззаконие» (Мф. 7, 23). Отверженные Богом не имеют покоя: «Червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9, 44). Их мучает собственная совесть: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2, 9). Муки усиливает то, что грешники видят блаженство праведников и не могут избавиться от страшного места мучений.
Души грешников, как узнаем из Св. Писания, могут общаться между собой (Ис. 14, 9-10; Иез. 31, 16-17), но это общение не может утешить…
Вот как описывает страшную картину ада блаж. Феодора: «Низведена я была в преисподнюю (во время мытарств – Авт.) и видела там страшные нестерпимые муки грешников. Я слышала там вопли, плач и рыдание мучившихся. Иные из них страшно кричали и проклинали день своего рождения, но никто не оказывал им милосердия» (http://gizn-pravoslavnaya.nnm.ru/rasskaz_blazhenno).
3) Мздовоздаяние несовершенное
До страшного суда Божьего мздовоздаяние праведникам и грешникам Церковь называет «еще не совершенным, неокончательным» (Макарий (Булгаков, архиеп. Православно-догматическое богословие. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. Репринт. Т.2. С. 411). Так в православном Исповедании говорится: «Хотя прежде последнего суда ни праведные, ни грешные не получают совершенного воздаяния за дела свои; но при всем том не все души находятся в одинаковомъ состоянии, и не в одно и тоже место посылаются» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). Важным свидетельством здесь является и Послание Восточных Патриархов: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Посл, восточ. патpиapx. о прав. вере чл. 18).
5. Церковные молитвы за усопших
До Страшного суда Господнего еще есть возможность обращения к Богу с молитвами о помиловании грешников, о даровании им Царства Божьего. «Молитесь друг за друга, – призывает ап. Иаков, – чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Апостол не уточняет, за кого возносить молитву – за живых или за усопших. Ведь для Господа все живы: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы» (Лк. 20, 38). «Живем или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14, 8). О возможности прощения грехов в загробном мире Христос говорит: «Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). И как противоположное этим словам, не согрешающий против Духа Святого не имеет смертных грехов, и для него есть надежда на прощение грехов в «будущем веке» – после смерти тела.
Еще в ветхозаветное время люди возносили молитвы за усопших. Например: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред тобою… Не вспоминай неправд отцов наших» (Вар. 3, 4-5). В Новом Завете апостол Павел произносит слова подобной молитвы за усопшего и дорогого ему человека Онисифора: «Да даст ему Господь обрести милость у Бога в оный день» (2 Тим. 1, 18). О силе молитвы за усопших говорят многие святые отцы. В древнейших известных чинопоследованиях Литургии содержатся молитвы об усопших. С первых минут смерти очень важно молиться за них.
В течение трех дней у гроба усопшего или усопшей читается Псалтирь, звучат, возносятся специальные молитвы. Ведь это то время, когда душа проходит испытания и обращение к Богу родственников очень может помочь ей. В третий день, по обычаю, совершается отпевание в церкви, звучат важнейшие молитвы. Например, священник вместе с родственниками, молясь, возглашает: «Еще молимся о упокоении души усопшего (усопшей) раба Божьего (имя) и о еже проститися ему всякому прегрешению, вольному и невольному. Яко да Господь Бог учинит душу его, идеже праведнии упокояются»… Читается разрешительная молитва, в которой пастырь особо молится о даровании усопшему (усопшей) прощения от Господа всех открытых духовнику (приходскому священнику) прегрешений, а также и тех, в которых почивший не раскаялся по причине забвения грехов или потому, что не успел раскаяться в них, застигнутый смертью. «Со святыми упокой, Христе…», «Душа его (ее) во благих водворится». Эти и другие молитвы звучат у гроба. «Самое учение Церкви, – пишет о. Павел Флоренский, – о необходимости для усопших молитвы за них и добрых дел нужно понимать не только в смысле молитвы за них, но и буквально за них, вместо них, когда живые как бы отдают временно умершим свои уста, свои руки, свои жизненные возможности и даже свои сердца и ум, короче – энергию своей жизни, активно проявляемой и созидательной, и тем удовлетворяя их духовному намерению, дают им временно и частично воплотиться в себе, являются органами в последней инстанции, руководимыми и двигаемыми оттуда». (Флоренский П., свящ. Из богословского наследия. Богословские труды. М., 1977. С. 234).
Усиленно должны молиться родные и близкие усопших за них до сорокового дня, в который заканчиваются мытарства души. Следует чаще заказывать панихиды, заупокойные литии (особенно в 9-й и 40-й дни), подавать записки (в первую очередь заказные) на Литургию. Ведь на этом великом богослужении, кроме того, что священник молится на ектении за усопших, он вынимает из просфор за них частички. А в конце Литургии высыпает эти частички в святую чашу, произнося молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». «Ничего лучшего или большего, – говорится в одной церковной книге, – мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии» (У Бога все живы. Саратов, 2002. С. 19).
Иногда спрашивают прихожане: «А как часто следует молиться за усопших?» Отвечая на такой вопрос следует напомнить, что приходя в храм Божий, мы приходим, чтобы молитвенно просить Господа о прощении грехов душам, находящимся в потустороннем мире, о даровании усопшим Царства Божия. Поэтому, чем чаще мы будем искренне молиться за усопших, тем больше надежды, что Господь их «со святыми упокоит». К тому же, посещая церковь, мы как бы приходим с родными на свидание посредством молитвы. Только и только церковной молитвой мы можем выразить любовь к родным, находящимся в загробном мире, доставить им радость и, дай Бог, вечное блаженство рая.
Другими словами, мы не спрашиваем, сколько раз следует навещать находящихся в больнице, в темнице дорогих нам людей. А ведь темница потустороннего мира, если мы не станем стремиться освободить из нее усопших, находящихся в грехах, может оказаться вечной без нашей христианской любви к ним.
Конечно же церковь человек должен посещать не только ради спасения усопших, но и ради спасения своей души. Каждый из нас, приходя в храм Божий, обязан помнить истину: «Кому церковь не мать, тому Бог не отец». Ибо церковь есть тот Ноев ковчег, вне которого нет спасения. Каждый должен помнить всегда о неминуемой смерти и хранить душу свою, особенно посредством Церковных Таинств, в чистоте и святости. «Не дадим нечистым демонам, – призывает св. Кирилл Александрийский, – посмеяться над нами. Мы имеем Бога, Который есть наш спаситель и демонов губитель. Имея на себе это мертвенное тело, мы не избежим смерти: да подвигнемся же мужественно на победу над нечистыми демонами. Если мы будем иметь в сердце страх Божий и в душе будем носить память о смерти, то пусть вооружаются на нас все демоны: они не причинят нам никакого вреда, а окажутся овнами, без успеха бьющими стену, потому что стену нашу найдут несокрушимою, ибо с нами будет Господь Бог наш, Которому принадлежит слава, честь и власть во веки веков. Аминь» (Кирилл Александрийский, свят. Слово об исходе души из тела и Страшнем суде // Творения святых отцов.(http//www.prvslbtk.narod.ru/knigi/page.htm/).
В заключение
Души продолжают жить после смерти тел. Но совершенно разные обители уготованы душам праведным и грешным. Первые блаженствуют, что будет продолжаться вечно, другие – мучаются и их страдания могут стать бесконечными, если не будет за них возноситься усиленная молитва Церкви. Приходя в храм Божий, мы приходим, молясь, зажигая свечи, подавая поминальные записки, на своего рода свидание с нашими усопшими. Каждое наше прошение к Богу за них – это радость для них, светлая надежда на спасение. Не забудем о них, не забудем, что они нас постоянно ждут…