Напомним для начала россиянам, входящим на сайт Благотворительного фонда "Русская Берёза", банальную истину, вбиваемую на протяжении десятилетий в головы советского народа: дескать, Советский Союз приоритетно прорвался в космос гением Сергея Королёва и талантом сплочённых им учеников и соратников. Само собой - вдохновляемых матерью родной ленинской партией.
Вернер фон Браун в окружении офицеров вермахта-ракетчиков |
Разумеется, ни звука о том, что до этого триумфа все они старательно и с точностью до заклёпки и последнего болта целых 15 лет круглосуточно копировали ракету ФАУ-2 немецкого конструктора Вернера фон Брауна, - предпочитали помалкивать. Называя её "прихватизированную" точную копию "первой советской ракетой Р-1, созданной под руководством С.П. Королёва".
Но не всё так просто в истории эпохального свершения человеческого разума - прорыва в космос! До сих пор в ней сохраняется немало умолчаний и белых пятен. Наш рассказ - об одном из них, ликвидированном весной далёкого 1945 года всё тем же талантливым немецким ракетчиком Вернером фон Брауном.
В отличие от советских коллег, начинавших свои первые опыты с жидкостными ракетами по московским подвалам и на голом энтузиазме, в Германии в данной области с самого начала происходило под патронажем государства. Уже в начале июня 1929 года министр рейхсвера отдаёт приказ начальнику отдела баллистики Управления вооружений полковнику К. Беккеру "приступить немедленно к изучению возможности использования ракетных двигателей в военных целях". Через неделю в недрах названного отдела формируется секретная группа капитана Вальтера Дорнбергера по изучению ракетных двигателей (ЖРД - жидкостных ракетных двигателей). А тот, в свою очередь, начинает с организации на полигоне Куммерсдорф под Берлином лаборатории ЖРД и разработки программы создания на их основе боевых ракет дальнего действия. Все эти замыслы, их реализация облегчаются тем, что именно в этом году австрийский подданный профессор Герман Оберт создаёт первую в мире камеру сгорания с соплом, то есть классический ЖРД, и уже 23 июля проводит в Куммерсдорфе его первое огневое испытание.
Проектирование первой экспериментальной ракеты с ЖРД начинается в 1931 году. С 1 ноября следующего года эти работы возглавляет Вернер фон Браун, в коллектив которого в 1937 году входят 80 инженерно-технических работников. А пока что в 1933 году его ракета А-1 доводится до стадии лётных испытаний, на основе которой вперёд (то есть в небо!) вырывается её модификация А-2…
Март 1936 года - рубикон: именно тогда Браун получает задание командования Сухопутных войск вермахта на разработку баллистической ракеты с дальностью стрельбы 275 км при весе её боевой части 1,0 т обычной взрывчатки. Одновременно главком Сухопутных войск генерал Фрич принимает решение о строительстве испытательного полигона Пенемюнде на острове Узедом в Балтийском море.
С конца мая работы Брауна получают мощное подкрепление и ускорение: из Вены в Германию переезжает выдающийся учёный и конструктор О. Зенгер, приглашённый правительством рейха для организации Имперского института ракетной техники. И начинает гениальный австриец со строительства завода по производству жидкого кислорода по 56 т в сутки и огневого стенда для испытаний ЖРД тягой до 100 тонн. Уже спустя три года давление в камере сгорания испытуемых моделей ЖРД достигает 100 атм., а скорость истечения газов через сопло двигателей 3,0 км/с (!).
Как видим, усилия Зенгера нацелены на перспективу. Работы Брауна же идут своим чередом: в документе от 23 июля 1937 года он впервые использует индекс А-4 (читай ФАУ-2) и приводит расчётные характеристики заданной ему ракеты: вес - 12 т, длина - 14м, диаметр - 1,6 м, тяга ЖРД - 25 т, боевая часть - 1,0 т, дальность стрельбы - 300 км. 17 марта 1939 года Гитлер посещает Пенемюнде, где наблюдает пуски нескольких экспериментальных ракет. А с мая начинаются стрельбы ФАУ-2 в акватории Балтийского и Северного морей на полную дальность…
Но замыслы Вернера фон Брауна и стоящего за ним генерала Дорнбергера простираются намного дальше!...
Он осознаёт, что любые войны рано или поздно кончаются. И, следовательно, его детище - ФАУ-2, выполнив своё предназначение и дело, обречена уйти в историю. Но ведь с позиции человечества ракеты - это не только оружие, но и средство проникновения в беспредельные просторы космоса! И даже в разгар кровопролитнейшей из войн имеется шанс сделать задел на будущее. Тем более, что уже в конце 1940 года Центром Брауна получен перспективный заказ на проектирование ракеты для обстрела целей за океаном на территории США.
Браун понимает, что сделать это сможет только двухступенчатая ракета, обладающая характеристиками, обеспечивающими прокладку пути туда, в космос!..
Облик этого ракетного монстра прочерчивается под руководством Брауна уже весной 1941 года; её индекс, как ракеты межконтинентальной - А9/А10. каждый её элемент тщательно просчитывается и выверяется в совместно с научным консультантом проекта профессором Германом Обертом.
Деликатно напомним: идёт мировая война; разведки воюющих стран круглосуточно охотятся за тайнами противоборствующих сторон. Неудивительно, что разведка английская выходит на след разработки Германией новой, стратегической ракеты. Агент англичан в Германском министерстве авиации сообщает, что вес первой ступени А10 равен 85 тонн, и что вторая ступень, А9 снабжена стреловидным крылом…
Сам полигон Пенемюнде к лету 1943 года тщательно разведывается английскими ВВС, и они в ночь с 17 на 18 августа обрушивают на его объекты 1500 тонн фугасных и зажигательных авиабомб, доставленных к целям армадой из 600 бомбардировщиков "Ланкастер". Вскоре начинается великое перебазирование всего, что уцелело: завода, гнавшего ФАУ-2 в серии, - на подземный завод в окрестностях Нордхаузена, а испытательной части полигона - в польскую Близну, что в Краковском воеводстве.
Но даже в эти драматические дни Вернер фон Браун помнит о своей великой мечте: в феврале 1944 года в люфтваффе в абсолютной тайне начинается отбор 42 кандидатов на пилотирование капсул, запускаемых ракетой А9/А10, шефом которых становится оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени. Интерес германского диверсанта №1 к проекту Брауна лежит в иной плоскости: задачей пилотов капсул в боевом варианте ракеты будет заключаться в наведении на цели в США ступени А9, несущей заряд взрывчатки весов в 1,0 т. В чисто космическом варианте ракета будет стартовать вертикально; на расчётной высоте ступень А9 с астронавтом отделится и вынесет его за пределы атмосферы…
Но это замысел. Тем временем Скорцени встречается с Брауном и сообщает ему место в Альпах, где будет базироваться формируемый им отряд астронавтов (в боевом варианте - операторов наведения ступени А9) и передаёт ему позывные для оперативной радиосвязи.
5 сентября, после первого пуска ФАУ-2 по Парижу, Браун встречается с Гитлером и предлагает ему "развить успех нанесением неотразимого ракетного удара по Нью-Йорку", для чего всё готово, вплоть до прошедших подготовку шести операторов ступени А9. Задержка лишь за установкой на крыше самого высокого небоскрёба в Нью-Йорке "Эмпайр стейтс билдинг" радиомаяка для обеспечения прицеливания ракет на конечном участке траектории полёта. 30 ноября у восточного побережья США всплывает немецкая подводная лодка и высаживает двух диверсантов, призванных решить названую задачу. Но они попадают в засаду, устроенную американской контрразведкой, и операция "Эльстер" срывается.
Делая столь заманчивое предложение фюреру, Вернер фон Браун отнюдь не блефовал: у него в активе уже было 48 пусков А9/А10, из которых лишь 16 аварийные, Браун убеждён, что при столь высокой надёжности ракеты-носителя вполне реальным представляется и выход на запуск астронавта в космос. Тем более, что выбор кандидатов на выполнение исторического полёта у него практически неограничен: ведь Скорцени на текущий момент успел довести состав своего отряда до 100 военных лётчиков! Что касается материальной части (самих капсул, скафандров, питания, навигационных систем и всего остального), то все эти конструкции, системы, агрегаты, приборы и элементы также изготовлены, испытаны, собраны в комплекте и, следовательно, остановка за политическим решением!
23 января 1945 года под вечер главный врач полигона Вильгельм Кольбе приглашает фон Брауна прибыть в медицинский центр. Явившись в корпус в северной части острова Узедом, уцелевшей при воздушных налётах, конструктор двухступенчатой ракеты, стоящей на старте , впервые видит перед собой обер-лейтенанта Рудольфа Шредера в полной космической экипировке. Именно этому молодому немцу, успевшему приобрести на Западном фронте боевой опыт при отражении ночных налётов союзной авиации, предстоит завтра на рассвете первым из землян отправиться в суборбитальный полёт на ракете А9/А10. в эту волнующую минуту Браун находит тёплые человеческие слова для того, чтобы укрепить веру астронавта в успех предприятия.
Едва рассветает, Герман Оберт, Вернер фон Браун и другие создатели ракетно-космического комплекса собираются в бункере рядом со стартовой площадкой, рассаживаются в кресла и молча наблюдают всю процедуру исторического ритуала - запуска пилота, который мог бы стать первым в мире астронавтом. Но не судьба…
Судя по данным, высвечивающимся на табло, установленного вдоль одной из стен, ЖРД первой ступени и система управления носителем срабатывают нормально. Но на 10-й секунде полёта данные на экране исчезают. Голос диктора бесстрастно сообщает о том, что "испытательный полёт прерван по неустановленной причине" и что "причины случившегося установит комиссия экспертов, приступающая к работе незамедлительно".
В гробовой тишине присутствующие сидят несколько минут не шелохнувшись. Затем в зале загорается свет и все подходят к Брауну с выражением соболезнования, скорби и сочувствия. Ещё через несколько часов генерал Дорнбергер проводит рабочее совещание, на котором выражает уверенность в правильности избранного пути и намерение "продолжать усилия по освоению новой техники". "С учётом быстро меняющейся обстановки на фронтах", - уместно уточнил он.
И действительно, стрельбы ракетами А9/А10 в сторону Северного моря будут продолжены, и ещё 6 пусков в новой серии окажутся успешными. В это время ракета имеет характеристики: общая длина - 43 м, диаметр у основания первой ступени А10 - 4,15 м; ступень А10 представляет собой "пакет" из шести камер сгорания ЖРД суммарной тягой 180 тонн и с единым для них соплом; работают они на высококипящих компонентах топлива.
С началом оккупации Германии союзными войсками спецслужбы союзников начинают охоту за военными секретами рейха. В марте 1945 года американцы влезают на территорию Германии, которая по Ялтинскому договору должна отойти к Советскому Союзу, и захватывают подземный ракетный завод "Миттельверке" под Нордхаузеном, но лишь в начале мая им удаётся обнаружить там в тайниках документацию на ракету А9/А10 и препроводить её за океан.
22 апреля в Берлине появляются и первые советские спецы из НИИ самолётного оборудования во главе с его директором генералом Николаем Петровым. Они находят в штольнях уцелевшего завода "Миттельверке" конвейер по сборке ФАУ-2 с несколькими ракетами в сборе, брошенными американцами, а также горы деталей и комплектующих к ним. Там же в штольнях они находят гироплатформу от ступени А9, назначение которой останется самолётным специалистам неведомым вплоть до момента обнаружения на полигоне Куммерсдорф экземпляра ракеты А9/А10, которая надолго приводит поисковиков в состояние шока и оцепенения. Генерал Петров сообщает о потрясающей находке своему шефу, наркому авиации Алексею Шахурину. А тот, в свою очередь, наркому, которому Сталиным лично поручено решение "проблемы ФАУ-2". Место находки оцепляется полком НКВД, ракету разбирают, грузят в строго охраняемый эшелон и отправляют в Союз, где её следы теряются.
Узнаем ли мы с Вами, дорогие россияне, почему?
Продолжение этой истории начинается с момента захвата в 1945 году на полигоне Пенемюнде советской разведгруппой архива Вернера фон Брауна.
В следующем номере журнала "Русская Берёза" читайте:
1. Интервью Михаила Руденко с одним из уцелевших пассажиров германского лайнера "Вильгельм Густлов", торпедированного зимой 1945 года подводной лодкой С-13 под командованием легендарного подводника Александра Маринеско. Эта атака была названа атакой века!!!
2. "Я судьбы не желаю иной...", - Валентина Степановна Гризодубова, ярчайшая звезда русской авиации. Воспоминания людей, служивших и воевавших под её началом. Неизвестные факты биографии.