Право на свободу веры

Выпуск газеты: 
 
Император Николай II

17 апреля 1905 г., в день православной Пасхи, когда Россия находилась в огне первой русской революции, Государь Николай II подписывает указ о свободе вероисповедания. Так о чём был этот закон и какие изменения произошли в России после его принятия?

К началу XX в. православные составляли 71 % населения России. Привилегированное положение русской православной церкви (РПЦ) было закреплено юридически в Основных законах Российской империи, где она провозглашалась «первенствующей» и «господствующей». Только РПЦ имело право убеждать последователей других религий в переходе в православие. Отступление же от православия юридически считалось незаконным и, более того, преследовалось уголовно. Из неправославных исповеданий в России были разрешены католическая и протестантская, а также армяно-грегорианская ветви христианства, иудаизм, ислам, буддизм и ламаизм. Все конфессии находились под контролем государства в лице Обер-прокурора Святейшего Синода. Святейший Синод был создан Петром I в 1721 г., заменив тем самым институт патриаршества. Все члены Святейшего Синода назначались императором. Обер-прокурор был представителем императора в этом церковно-административном органе. На практике же обер-прокурор стал министром, отвечающим за церковную сферу политики в имперском правительстве.

Уже на рубеже XIX-XX вв. в российском обществе развернулась бурная дискуссия по «религиозному вопросу». Было две точки зрения решения вопроса: первую отстаивали обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев вместе со значительной частью правительственных чиновников и православных иерархов. Они отрицали факт притеснения представителей других конфессий и были против введения в России свободы совести. Вторую точку зрения отстаивала интеллигенция, «белое» духовенство и представители других религий. Они указывали на неравноправное положение различных исповеданий и требовали введения в России свободы совести. Император Николай II поддержал сторонников изменений, поэтому приказал начать разработку проекта реформы. Работа была поручена Особому совещанию под председательством С.Ю.Витте. Но подготовка затянулась, и указ «Об укреплении начал веротерпимости» был принят только 17 апреля, когда в России уже происходили революционные события. Поэтому восставшие восприняли этот закон как свой успех, как послабление имперского правительства.

Указ о свободе вероисповедания разрешал «отпадение» от православия в другие христианские или нехристианские исповедания (другими словами, гражданам России разрешалось самостоятельно решать вопрос об их вере). Можно было теперь крестить по обрядам своей веры принятых на воспитание подкидышей или детей, не имеющих родителей. Вероучения, называвшиеся раннее «раскол», делились на три группы: старообрядчество, сектантство и изувере (принадлежность к последней всё равно преследовалась уголовным порядком). Разрешалось строительство старообрядческих и сектантских церквей, создание начальных школ, где преподавалось их учение.
Это был значительный шаг к изменению религиозной политики государства. В Российской Империи, многонациональном государстве, наконец-то появились важные элементы религиозной свободы, которые были необходимы для поддержания территориальной целостности государства и правильной национальной политики.
Указ о свободе вероисповедания, подписанный в 1905 г. Государем Николаем II, положил начало очень важному принципу для многонационального государства — веротерпимости. Исторический опыт прошлого был использован в 1997 г., когда правительство Российской Федерации поставило перед собой цель узаконить принцип свободы совести и вероисповедания.