Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926 гг.) русский художник, великий мастер живописи на фольклорные и исторические сюжеты, старший брат неменее известного русского художника Аполлинария Васнецова. Жена Васнецова – Рязанцева Александра Владимировна, одна из первых дипломированных женщин-врачей, которая родила мужу 5 детей.
Виктор Васнецов прожил сложную, полную событий и впечатлений жизнь. За свою любовь и трепетное отношение к русскому народу, к его древней культуре, искусству и истории современники называли художника «Истинным богатырем русской живописи». Самыми известными его работами стали: «Богатыри», «Аленушка, «Витязь на распутье», «Иван-Царевичь на сером волке», «Три царевны в подземном царстве», «Ковер-самолет» и др.
Родился художник в селе Лопьял, Вятской губернии 15 мая 1948 года в многодетной семье Михаила Васильевича и Аполлинарии Ивановны Васнецовых. Это была семья со средним достатком, где уживались традиции деревенского и городского быта. Отец будущего художника был сельским православным священником. Именно он смог привить своим детям страсть к науке, развить пытливость ума и интерес к жизни. Семья стала для Виктора Васнецова источником проявления его таланта и художественных способностей, а суровый Вятский край, с его живописной природой, традиционным укладом жизни, сохранившимися народными ремеслами, обычаями, поверьями, былинами и сказками оставил в его душе неизгладимый след, сформировав прочный жизненный стержень, основу личности, запечатлев образы и живописные картины детства. Много лет спустя, детские впечатления от основательного крестьянского уклада и образа жизни с его многовековыми традициями, искусством, ремеслами и легли в основу национального представления о красоте и добре, которые подчеркивал в своих работах Виктор Васнецов.
В 1958 году Виктор Васнецов уезжает учиться в духовном училище, а затем и в духовной семинарии, в Вятку, куда бесплатно могли поступить дети священников.
В 1868 г. Виктор Васнецов поступает в Академию Художеств Санкт-Петербурга, где он учился до 1873 г. После академии художник едет в Париж, где совершенствует свой талант и обогащает художественную технику.
Его работы принимали участие в многочисленных выставках. С 1869 г. произведения художника выставлялись в экспозициях академии, а после и в выставках передвижников.
Вернувшись в Россию, Виктор Васнецов вместе с И. Репиным и В. Поленовым становится завсегдатаем художественных галерей П. Третьякова, А. Хлудова, Д. Бодкина, и др. Многие из этих галерей в последствии пополнились великолепными работами мастера. Огромную роль в жизни художника сыграл Савва Мамонтов, вокруг которого объединились выдающиеся художники того времени (Абрамцевский кружок). Именно в этом обществе, где играла музыка, устраивались вечерние чтения и организовывались постановки живых картин, где читал свои лекции историк В. Ключевский и обсуждались история, культура и памятники русского народного эпоса, Виктор Васнецов до глубины души осознал всю эстетическую ценность национальной культуры.
В 1885 году Васнецова приглашают принять участие в росписи киевского Владимирского собора. Над росписью этого огромного храма художник трудился более 10 лет, украшая его своды орнаментами, изображая сюжеты Нового и Ветхого заветов, исторических деятелей, причисленных к лику святых и т. П. Это была просто грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX: 400 эскизов и роспись более 2000 кв м площади стен. Васнецову удалось воплотить образ Божьей Матери, идущей по облакам, совершенно по-новому: с теплотой, смелостью и искренностью. В образе Богоматери он искусно отразил женскую красоту, одухотворенность и силу материнского чувства. Божья Матерь стала тем идеальным женским образом, который художник стремился воссоздать много лет.
В 1896 году, когда собор был освящен, успех васнецовской росписи храма был колоссален. Васнецову, действительно, удалось расширить представление о традиционной иконописи, невероятным образом вдохнув в строгую Византийскую религиозную живопись русскую старину и национальную сказочную душу.
После Киева Васнецов продолжил декорировать храмы. В частности он получил заказ на роспись храмов Санкт-Петербурга, Гусь-Хрустального, Варшавы и т.д.
В 1899 году прошла персональная выставка художника, где было представлено 38 полотен, среди которых были и знаменитые «Богатыри».
В начале XX века Виктор Васнецов принимал активное участие в художественной жизни страны, был соучредителем Общества возрождения художественной Руси, иллюстрировал монархические издания.
Умер Виктор Васнецов 23 июля 1926 г. и был похоронен в Москве на Введенском кладбище.