На вопрос «какими качествами должна обладать девушка в современном обществе, чтобы быть успешной и счастливой?», большинство, не задумываясь, ответят: красота, ум, хорошее образование, денежный достаток, статусная семья, множество поклонников… Конечно, такую невозможно не любить, такая не может не нравиться, это идеал, образ к которому хочется стремиться. Подобные девушки всегда вызывали восхищение и зависть, будь то в наше время или тысячелетия назад. Поэтому неудивительно, что красавица и умница Екатерина из знатной и богатой александрийской семьи была известна во всем городе. На дворе был конец III в. Девушка не хуже любого ученого знала творения множества писателей, философов и поэтов: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона; изучала также сочинения знаменитых врачей: Асклепия, Гиппократа, Галена; хорошо разбиралась в ораторском и диалектическом искусстве, владела несколькими иностранными языками, что для того времени было удивительным. Екатерина происходила из царского рода, поэтому была завидной невестой. Но замуж вовсе не спешила, мало того, поставила жесткое условие: будущий муж должен был равен ей по знатности, богатству, красоте и уму. Шло время, достойного жениха все не находилось. Кто был богат и знатен, как правило, не отличались красотой или умом. А юноши бедные и незнатные, будь они хоть семи пядей во лбу, не могли даже приблизиться к Екатерине. Уверенную в себе восемнадцатилетнюю красавицу это ничуть не смущало, в отличие от ее родных. Однажды, после очередного неудачного сватовства, мать девушки, тайная христианка, взяла дочь с собой к духовному отцу, жившему на окраине Александрии. Старец внимательно посмотрел на Екатерину, и, покачав головой, сказал, что знает Жениха, даже превосходящего ее во всех качествах. Екатерине стало любопытно — что же это за чудесный Юноша, и она спросила, как можно увидеться с ним. Дав ей икону Богородицы, старец наказал: «Возьми эту икону и хорошенько помолись Пресвятой Деве». Придя домой, Екатерина заперлась в своей комнате и, помолившись, уснула. Во сне она увидела Пречистую Деву, держащую на руках младенца Иисуса Христа. Но как ни пыталась она приблизиться и взглянуть на Его лицо, Он отворачивался от нее. «Эта девушка безобразна, безумна, бедна и худородна, Я не могу смотреть на нее», — отвечал Он на увещевания Своей Матери. Екатерина проснулась потрясенная. Она, та, которой восхищается каждый мужчина в городе, и завидуют женщины, на которую часами готов глядеть любой ребенок, и которую с удовольствием слушают старцы. Она неприятна и нежеланна?! Всю утро она расстроенная ходила по своей комнате, и, наконец, решила вновь пойти к старцу. «Научи меня, что я должна сделать, чтобы этот Юноша, Христос, взглянул на меня», — попросила она. Тогда духовник стал наставлять ее, раскрыв ей все основы и тайны христианской веры. Когда же Екатерина уразумела все христианское учение и всем сердцем уверовала в Господа, монах крестил ее и наказал вновь молиться Пречистой Деве. Во втором видении Екатерина снова предстала перед Богоматерью с Божественным Младенцем на руках. Иисус с любовью и радостью смотрел на девушку, говоря, что теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какой была сначала. И дав ей дивной красоты перстень, сказал: «Ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и не избирай себе никакого земного жениха». Проснувшись, Екатерина с радостью обнаружила на своей правой руке перстень. С этого момента она очень изменилась, стала ревностной христианкой, все свободное время посвящая богомыслию и молитве. В то время в Александрию прибыл император Максимин, известный гонитель христиан. Он устроил в городе пышное языческое торжество, приказав каждому принести жертву богам. Улицы наполнились криками жертвенных животных, в воздухе пахло смрадом и гарью. Екатерина, не выдержав этого зрелища, смело пришла в языческое капище, где обличила Максимина в его жестокости и заблуждениях. Император был удивлен. Поразили его не столько слова девушки, сколько ее внешность и ум. Красавица, так бесстрашно обличающая самого царя! Да дочь ли она земных родителей? Или тех богов, которым он приносит сейчас жертвы? Расспросив незнакомку о том, кто она и откуда, властитель предложил собрать пятьдесят самых просвещенных философов, которые сумеют убедить Екатерину в глупости и ничтожности ее слов. Екатерина согласилась. По всему городу разлетелось необычное известие: пятьдесят самых опытных и просвещенных мудрецов будут вести спор с одной женщиной. И пусть даже это та самая Екатерина, но сможет ли она одолеть их? Тем более что, по слухам, она стала христианкой и открыто обличила императора в язычестве! Множество народу собралось на площади, предвкушая интересное зрелище. И напротив пятидесяти суровых мудрецов — хрупкая, стройная девичья фигурка. — Это ты с такой дерзостью и безумием порицаешь наших богов? — спрашивает старший из них. — Я, — тихий, спокойный ответ, — но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к Истине говорю, что ваши боги — ничто. Ты умна и изучила множество книг и творений философов древности. Великие умы называют их высшими богами, как же ты можешь хулить тех, кто даровал тебе твою мудрость и красоту? Премудрость дана мне не вашими богами, а Единым Истинным Богом Иисусом Христом. Он и Сам есть премудрость и жизнь, и если кто имеет страх Божий и хранит Его Божественные повеления, тот есть истинный философ. Екатерина говорила столь проникновенно и красноречиво, что философы замолкли, не зная, что отвечать ей. Когда святая закончила, площадь погрузилась в молчание, никто не произнес ни слова, лишь птичий щебет, да журчание воды в фонтане нарушали тишину. «Велик Бог христианский», — промолвил, наконец, старший из мудрецов. Царь понял, что проиграл. Ничего не говоря, он сделал знак страже, которая тотчас схватила всех до одного философов и повлекла их на мучения. Они были сожжены заживо, но Екатерина успела ободрить и благословить их, сказав, что претерпев земные мучения, они, успевшие познать Истинного Бога и поверить в Него, сподобятся награды на Небесах. Говорят, когда хотели похоронить останки святых мучеников, то нашли их тела совершенно целыми, будто не тронутыми огнем…
Между тем Максимин не оставлял своих попыток соблазнить Екатерину. Уговоры и щедрые обещания не помогали. Тогда император решил прибегнуть к другому средству. А чем еще мог воспользоваться язычник? Только пытками. Ее жестоко избивали, оставляли в темнице без пищи и воды, снова били… Видя страдания Екатерины и ее чудесную веру и стойкость даже супруга властителя, Августа, обличила мужа в жестокости и исповедала перед ним свою веру во Христа, за что тоже была предана пыткам и казнена. Множество людей было обращено к Истинному Богу, видя мужество святой и слыша ее мудрые речи. Даже страшное орудие пыток — колеса с обоюдоострыми клинками — было сокрушено сошедшим с неба Ангелом. «Я не боюсь тебя, император. Я не боюсь пыток, твоих угроз и оскорблений. Ибо ничего на этом свете не сможет разлучить меня с моим возлюбленным Христом, единственным моим Женихом и Господином», — так говорила Екатерина, зажимая в руке драгоценный камень, данные ей, как знак обручения Богу. Максимин был в ярости от бессилия. Наконец, посрамленный, он дал приказ отсечь святой голову. Некоторые достойные люди видели, как святые ангелы взяли тело великомученицы и перенесли его на Синайскую гору. Через несколько сотен лет ее нетленные мощи были обретены монахами и с почетом перенесены в Синайскую обитель (впоследствии монастырь святой Екатерины), где находятся и по сей день. Множество людей приезжают в Египет, в Синайский монастырь ежедневно, чтобы поклониться великомученице, и каждому, приложившемуся к святым мощам, дают перстенек с изображением сердца и словами «AГIA AIKATEPINA» (святая Екатерина) в память торжественного обручения великомученицы с Небесным Женихом — Христом. Екатерину на Руси и в Болгарии всегда считали покровительницей и помощницей женщин, особенно ей молились при бесплодии и в женских болезнях, просили о благополучных родах. Ну а незамужние девушки накануне ее праздника, 7 декабря, постились и читали житие святой, чтобы по ее молитвам Господь послал доброго жениха. О глубоком почитании святой говорит даже тот факт, что сам русский император Петр Великий, не отличавшийся особой набожностью, пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины среброкованную раку. На Западе великомученицу считали покровительницей молодежи и учащихся. Неудивительно, ведь образ юной образованной красавицы Екатерины находит отклик в сердцах молодых людей, и исподволь приходит желание подражать ей не только в красоте, уме и мужестве, но, что самое главное, — в любви к Богу. Ибо никакой успех, слава или достаток не сравнятся с тем богатством, которое дарует человеку живая, чистая, искренняя вера во Христа. И житие святой Екатерины прекрасное тому подтверждение.