Сейчас дело Галилео Галилея, 69-летнего ученого, осужденного Римской католической церковью, считается символом противостояния науки и религии, свободомыслия и догмы. На самом деле конфликт Галилея с Инквизицией начался задолго до знаменитого процесса 1633 г.
|
Галилео Галилей |
Юный Галилео обладал редкой способностью видеть, казалось бы, давно знакомые вещи в новом, необычном свете. Ему удавалось «извлечь законы из явлений, постоянно совершающихся перед глазами и все же никем не объясненных», — писал о Галилее французский математик XVIII в. Жозеф Луи Лагранж. Однажды, будучи на службе в соборе, он отвлекся на раскачивающуюся над головами прихожан огромную люстру. И вот, забыв о молитве, Галилей задается вопросом, насколько равномерно это движение из стороны в сторону. Причем в подсчетах он ориентируется на собственный пульс и темп музыки, сопровождающей богослужение. На основе этого открытия, определившего, что период колебания маятника не зависит от его амплитуды, позже будут созданы весьма точные часы, правда, уже после смерти Галилея, в 1657 г.
В университете Галилей ушел с медицинского факультета на юридический, чтобы погрузиться в мир математики, механики, философии. Денег, чтобы окончить курс, у него нет – приходится бросить учебу. Отсутствие диплома, правда, не помешает ему вскоре стать профессором университета в Падуе. Восемнадцать лет отдаст Галилей плодотворным исследованиям, став родоначальником науки о движении — кинематики.
Все это – пролог предстоящей драмы. Завязка же – это ночь 7 января 1610 г. Тогда Галилео Галилей впервые направил на небо созданный своими руками телескоп. Линзы давали увеличение в 32 раза, и Галилей стал первым человеком, увидевшим горы и долины на поверхности Луны и мириады звезд Млечного пути.
Свои астрономические наблюдения Галилей обобщает в трактате «Звездный вестник». Прошло всего 73 года после казни на костре великого Коперника, а Галилей и не думает скрывать, что вполне поддерживает теорию вращения Земли вокруг Солнца. После выхода его «Рассуждений о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в ней движутся», а также «Писем о солнечных пятнах», следуют доносы в святую инквизицию. Его обвиняют в искажении идей Аристотеля. Декретом от 5 марта 1616 г. Церковь запрещает учение Галилея, как «ложное и целиком противное Священному Писанию». Вскоре кардинал Беллармино, вызывает его к себе и предупреждает, чтобы он прекратил еретические выступления в защиту гелиоцентрической системы мира.
Но Галилей не остановился. В 1629 г. он завершил роковой «Диалог о двух главнейших системах мира: Птолемеевой и Коперниковой». Он понимал, что затеял опасную игру, поэтому пошел на хитрость: все значительные, но опасные с точки зрения цензуры мысли вложены в уста трех друзей, ведущих мирную беседу об отвлеченных вещах. Один из беседующих — сторонник идей Аристотеля и Птолемея. Два других приятеля придерживаются новых теорий Коперника и Бруно, причем их рассуждения настолько убедительны, что полемика заканчивается явно в пользу последних. Галилею даже удалось обвести вокруг пальца римскую духовную цензуру. И вот в феврале 1632 г. книга увидела свет! Кстати, написана она была не на учёной латыни, а на «народном» итальянском языке. Поначалу успех «Диалогов» превзошел все ожидания. Сторонники и почитатели Галилея поздравляли его с открытием новой эры в изучении природы.
Ровно через полгода, в августе 1632 г. «Диалог…» был внесен в папский Индекс запрещенных книг, а автор вызван в Рим. Церковь обвинила ученого, что он подрывает христианскую веру, что его гипотеза о движении Земли прямо противоречит текстам Псалмов, стиху из Экклезиаста (Екк.1:5), а также эпизоду из «Книги Иисуса Навина» (Нав.10:12). В этих текстах, утверждала католическая церковь, ясно говорится, что Земля неподвижна, а Солнце ходит вокруг Земли.
Пожилой учёный был поставлен перед выбором: либо он покается и отречётся от своих «заблуждений», либо его постигнет участь Джордано Бруно и многих других, замученных инквизицией. Галилей не стал упорствовать. 22 июня 1633 г. в церкви Святой Марии, стоя на коленях в покаянном наряде, Галилей зачитывает текст отречения от «заблуждений» и выслушивает приговор. Решение суда гласит, что «его книга будет и впредь находиться под запретом, а сам он подлежит тюремному заключению, длительность коего оставлена на усмотрение Святой службы».
Почти девять лет он прожил под домашним арестом в местечке Арчетри, близ Флоренции. За это время он успел написать «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» — книгу, развивавшую идеи «Диалога». Великий ученый умер 8 января 1642 г. в ссылке и похоронен во Флоренции без почестей и надгробия.
«Берегитесь, теологи, желающие сделать из вопроса о движении или покое Солнца и Земли догмат веры, — взывал Галилей к современникам. — Вы сами создаёте почву для ересей, считая без всякого основания, что Писание гласит то, что вам угодно, требуя, чтобы люди знающие отрешились от собственного мнения и неопровержимых доказательств».
Лишь два столетия спустя, в 1818 г., запрет гелиоцентризма был отменён. В ноябре 1979 г. папа римский Иоанн-Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 г. совершила ошибку, силой вынудив отречься ученого от теории Коперника.