Небесный покровитель фонда святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
ПРО ФОНД
НАШИ ПОДОПЕЧНЫЕ
НАШИ ПРОЕКТЫ
БЛАГОТВОРИТЕЛИ
Наш добрые друзья
СБЕРБАНК РОССИИ Всегда рядом При переводе средств на расчётный счёт фонда "Русская Берёза" через Сбербанк РФ не взимается комиссия. (распечатать платежное поручение) Туристическое Агентство "Кижский Посад" ООО "Правозащита". Юридические услуги СсылкиПоиск |
"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия" Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Карельская сказкаИстория Спасо-Кижского прихода XVI-XXI вв.
Первые исторические сведения по Кижскому приходу содержатся в писцовых книгах Обонежской пятины. Согласно источникам в XV-XVIII веках границы церковного прихода и Кижского погоста, как административной единицы, совпадали и намного превышали границы прихода XIX века. В конце этого периода в состав прихода кроме главных храмов Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах входили ещё десять церквей, часть которых располагалась на территории нынешнего Кондопожского района Карелии, а часть на территории Заонежья. В XVIII веке к Спасо-Кижскому приходу относились также пять часовен в деревнях Кургеницы, Волкостров, Телятниково, Корба, Лукинщина (Васильево). После губернской реформы XVIII века произошли важные изменения в административном делении территории России: деление на погосты было упразднено, в связи с чем границы Кижского прихода значительно уменьшились и к концу XVIII века сократились до размеров Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. На протяжении XIX столетия к Спасо-Кижскому приходу относились две церкви Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах, в 1865 году к ним присоединилась третья церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в д. Сибово. С конца XVIII века по1827 год Спасо-Кижский приход находился в ведении Новгородской республики и Архангельской епархий, с 1827 года вошёл в состав вновь созданной Олонецкой епархии. Количество прихожан в приходе по данным 1880 года достигало 2555 человек, проживавших в 47 окрестных деревнях. Число часовен в приходе на протяжении XIX века увеличилось с семи (1847 год) до одиннадцати (1887 год). Часовни находились в деревнях Волкостров, Липовицы, Телятниково, Корба, Васильево и Ольхинская (Ямка) на о. Кижи, Косельга, Воев-наволок, Подъельники, Воробьи. Содержание Кижского церковного причта до 40-х годов XIX века заключалось в доброхотном подаянии прихожан. С середины XIX века положение изменилось: причт начал получать казённое жалование в размере 420 рублей в год (двум священникам полагалось соответственно по 180 и 120 рублей, двум псаломщикам по 60 рублей). Уровень образования священников, служивших в Кижских церквах на протяжении XIX века, был различным. Из восьми священников двое: Семён Соколин (служил с конца XVIII века до 1815) и Иоанн Федулов (1815-1866) не имели специального образования, четверо: Михаил Завадовский (1852 - начало XX века), Иоанн Павинский (1877- начало XX века), Андрей Русанов (1856-1876) и Михаил Русанов (1894-1927) получили образование в Олонецкой духовной семинарии. Священник Михаил Крылов (1834-1852) обучался в Свирском приходском училище. Последний Кижский священник Алексей Петухов (1933-1937) получил образование в Архангельской духовной семинарии. Велика была роль церкви в образовании крестьянских детей и формировании духовного облика своей паствы. В 1876 году при Кижских церквах было открыто приходское училище, в котором обучалось около 70 учеников и преподавало три наставника. В начале XX века в приходе открылось четыре школы: волкостровская, кижская, липовецкая и сибовская. Многие из кижских священников получили благословение Святейшего синода на обучение поселянских детей и были награждены за усердную службу по духовному ведомству. Кижские прихожане принимали деятельное участие в жизни прихода, активно жертвовали на храмы. Источники содержат многочисленные тому подтверждения. Так в 1829 году они собрали на покупку железа для обливки глав Преображенской церкви 2555 рублей. В 1829 году крестьянин д. Окуловская (Наволок) Евсей Плавунов пожертвовал в храм Преображения икону Архистратига Божия Михаила. В 1834 году крестьянин д. Телятниково Матвей Вавилин заказал для Преображенской церкви икону Успение Пресвятой Богородицы. В этом же году крестьянка с о. Кижи Стефанида Морозова принесла в дар той же церкви 1000 рублей. Такова была жизнь Спасо-Кижского прихода в XIX столетии. В начале XX века в ней произошли значительные изменения. Особый интерес представляет клятвенное обещание церковного старосты, который был хранителем церковной казны и избирался из числа прихожан раз в три года. Одновременно с ним избирались два представителя для ежемесячного свидетельства при пересчёте церковных денег. При вступлении в должность староста в письменной форме приносил клятвенное обещание, текст которого приводится ниже. Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом перед его Святым Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Александру Александровичу, Самодержцу Всероссийскому, Его Императорского Величества Всероссийского престола наследнику Его Императорскому Высочеству Государю Цесаревичу и Великому Князю Николаю Александровичу, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови и всё к высокому его Императорского Величества Самодержавству сим и власти принадлежащие права и преимущества узаконенныя и впредь узаконяемыя по крайнему разумению сил и возможности, предостерегать и оборонять и притом по крайней мере стараться споспешествовать; всё, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе Государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не только благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допускать тщатися, и всякую вверенную тайность крепко хранить буду и поверенный и положенный мне чин, как по сей генеральной, так и особой определённой и от времени до времени Его Императорского Величества Именем от предуставленным над мною Начальникам определяемым инструкциям, регламентом и указам надлежащим образом по совести своей и присяги поступать: и таким образом себя весть и поступать, как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и Судом Его Страшным в том всегда ответ дать могу, как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь. Приговоры сельских сходов об избрании церковных старост на 1886 год. Список священников Спасо-Кижского приходаXVI век
XVII век
XVIII век
XIX век- нач. XX вв.
|