Небесный покровитель фонда святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
ПРО ФОНД
НАШИ ПОДОПЕЧНЫЕ
НАШИ ПРОЕКТЫ
БЛАГОТВОРИТЕЛИ
Наш добрые друзья
СБЕРБАНК РОССИИ Всегда рядом При переводе средств на расчётный счёт фонда "Русская Берёза" через Сбербанк РФ не взимается комиссия. (распечатать платежное поручение) Туристическое Агентство "Кижский Посад" ООО "Правозащита". Юридические услуги СсылкиПоиск |
"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия" Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Карельская сказкаБожественная литургия в Кижах
Утро 28 июня. Воскресенье. В 9.20 на пирсе ждёт Андрей. Оксана и дети едут в Покровский храм на службу. Храм расположен на территории архитектурного музея Кижи. Он - действующий. Спасо-Кижский приход был организован в 1997 году. Священником был назначен иерей Николай Озолин. С этого времени в Покровской церкви совершаются богослужения - от праздника Святого Духа до Покрова. Об участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в судьбе Спасо-Кижского прихода и Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" следует сказать особо. В послеперестроечные годы судьба уникального архитектурного памятника русской северной культуры мало кого интересовала, несмотря на то, что в 1990 году ансамбль Кижского погоста был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а с 1993 года Кижи находятся в Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Деревянные храмы разрушались, брошенные уникальные часовни на островах растаскивались местными жителями на дрова. После визита в Кижи 4 июня 2000 года Святейшего Патриарха Алексия II государством были выделены огромные средства на реставрацию и сохранение храмов по специальной программе, рассчитанной до 2014 года. На острове уже особым способом сушатся специально отобранные для реставрации брёвна. Разработана программа и проекты реставрации, предусматривающие максимальное сохранение подлинных конструкций способом переборки без полной раскатки памятника. Святейший Патриарх Алексий II правильно оценил величайшее духовное значение Кижей для России и приложил немалые усилия для восстановления церковной жизни в Кижских шхерах, поддержке музея. Поэтому в июне 2003 года Спасо-Кижский приход был преобразован в Патриаршее подворье. Можно с уверенностью сказать, что именно Патриарху Алексию II мы обязаны тем, что до сих пор можем любоваться и восхищаться творением русских мастеров, а не наблюдать кучу полусгнивших брёвен развалившихся храмов и часовен.
http://petrozavodsk.rfn.ru/video.html?type=r&id=7053 Видео http://www.pravoslavie.ru/news/26914.htm Репортаж об открытии подворья В настоящее время Преображенская церковь скорее представляет собой Пизанскую башню. Если бы не металлический рамный каркас внутри и извне храма на тросовых растяжках, поддерживающий всю конструкцию, то подгнившие брёвна давно бы рухнули. Слава Богу и благодарность ныне почившему Святейшему Патриарху Алексию II. Храм стоит и по-прежнему волнует своей своеобычной красотой русское сердце. Остаётся надеяться, что, несмотря на кризис, программа реставрации будет успешно закончена в срок. В шхерах часовни стоят на каждом острове, где есть жители. Службы в них идут, как правило, по престольным праздникам и периодически. Кижский погост известен с XII века. Храм Покрова Богородицы (построен примерно в 1694-1764 гг.). До сих пор храм упорно скрывает тайну своего возраста. Чтобы пройти на службу, надо попасть на территорию музея. Андрей предупреждает охрану, что люди идут в храм, и Оксану с детьми пропускают без билетов. От пирса, где швартуются туристические теплоходы и "Кометы" до храма надо пройти с полкилометра. Навстречу идёт галдящая, как стая ворон, толпа иностранных туристов. Впечатление, что попал в очередной бесконечный мексиканский сериал. Грубая каркающая испанская речь, потом, как плевки сквозь зубы, "аглицкая", следом модулированная французская. Дикие люди… Почему дикие? Да потому что они потеряли Бога в сердце своём. А без образа Божьего в душе человек непременно возревнует об образе зверином. Жалко их, туристов этих. Идут они, сытые, гладкие и холёные. Один важно шествует в собольей зимней ушанке и в шортах. Вот чудик... Для них Кижи - всего лишь русская экзотика. А что значат Кижи для русского сердца? …И вот оно - непревзойдённое чудо, сработанное топором умельца: большой 22-хглавый Спасо-Преображенский собор постройки XVIII века, колокольня и Покровская церковь. Издалека весь Кижской ансамбль сливается воедино и образует силуэт корабля, идущего под парусами. Местная легенда гласит, что Мастер Нестор, руководивший возведением Преображенской церкви без единого гвоздя, по окончании строительства, забросил в Онегу свой топор (если легенда верна, то найти сей топор - заветная мечта любого археолога) со словами: "Не было, нет и не будет такой"! С этой аксиомой стоит согласиться. Слава и хвала мастеру, его создавшему! Царство ему небесное и вечное блаженство! Как поэтично пишет о Преображенском храме А.В. Ополовников, сыгравший огромную роль в начале 1950-х годов в создании архитектурного музея и сохранении архитектурного наследия наших предков: "Величественная скульптурность силуэта Преображенского храма поражает. Особенно когда подходишь к нему издалека, от кижской деревеньки Васильево, где раньше - как разумно-то! - была пароходная пристань. И особенно в белые, сиреневато-лиловые северные ночи. Дорога идет по "хребту" неширокого острова. Справа - Онего-озеро, слева - Онего-озеро. Силуэт памятника нарастает постепенно, как видение. Потом полнее, четче. На фоне неба тонко и изящно изваянный скульптурный монумент. И всепоглощающее торжество красоты. Душа вместе с телом растворяется в ней, ощущая и сознавая счастье. Счастье на отчей земле. Оно, оказывается, суще, рукотворно". >>>>>>>>>>>>>>> Кроме того, на острове собраны образцы деревянной архитектуры со всего Заонежья: дома, риги, амбары, бани и другие сельскохозяйственные постройки, а также древнейшая на Руси деревянная церковь Воскрешения Лазаря. Кижи (с ударением на первый слог) по-карельски означает игрища. Остров так назван потому, что в дохристианские времена на нём собирались жители берегов Онеги для совершения религиозных обрядов. Зашли на территорию Кижского погоста. На надвратном кресте, как часовой, сидит чайка. Оксана интересуется в церковной лавке у врат, когда начало службы. Приветливая женщина, улыбаясь, отвечает, что вот сейчас и начнётся. Дети уже на галерее храма. На входе их притормаживает женщина: "Вы на службу? Да! Проходите, пожалуйста". Туристам в храм путь заказан, в храме молятся, а не глазеют по сторонам, громко обсуждая увиденное. Оксана с детьми благоговейно входят внутрь Покровского храма. Пока не началась служба, они подают записки на Литургию о здравии и сорокоусте, покупают свечки. В притворе храма на стенах старинные иконы. Особенно величественна икона Страшного Суда. Она - напоминание всем нам о бренности земного бытия, причина задуматься, а для чего я живу на свете? Зачем я здесь, на земле? Что ждёт впереди, после смерти? Люди, опомнитесь, ибо никто не минует Суда Божиего! Появляется батюшка, отец Николай. Народ, собравшийся на службу, подходит к нему под благословение. И вот служба началась. Что испытывает человек, попавший в намоленный за многие столетия храм в котором служит священник всем своим существом устремлённый в молитве к Богу? Потрясение? Просветление? Очищение? Откровение? Чувство это невозможно описать словами. Время исчезло. Люди стоят тихо. Женщина негромко читает Часы. Отчётливо слышно каждое слово. Слова входят в твой ум и обретают смысл. Душа жаждет вникнуть в этот смысл, постичь духовную мудрость услышанного. В храме замечательный мужской хор, поющий Валаамским знаменным распевом. Схиигумен Илий как-то сказал: "Чтобы петь знаменно, надо жить знаменно"! В Покровском храме его слова обретают совершенно конкретный смысл. Несомненно, что настоятель подворья отец Николай Озолин живёт знаменно. И служит знаменно. Батюшка - потомок русских эмигрантов, вырос и жил в Париже. Настоящий русский интеллигент. Жизнь его круто изменилась, когда он приехал в Кижи… да так тут и остался, душой и сердцем прикипел к этим местам. Отец его тоже священник, живет в Париже, работает, в том числе, на православном радио. Также он энциклопедически эрудированный специалист по истории христианства. Отец Николай занят не только миссионерской деятельностью. Он организует футбольные и волейбольные турниры, руководит воскресной школой, расположенной на Патриаршем подворье в Петрозаводске. Сейчас его усилиями заканчивается строительство церкви Пророка Илии в деревне Телятниково, на месте храма, утраченного много лет назад. Проект восстановления церкви осуществляли научные сотрудники музея по сохранившимся фотографиям. Это первый строящийся в Кижской волости храм более чем за последние 100 лет. Сам батюшка на острове Кижи проживает в помещении фонда музея, в спартанских условиях, и никому не рассказывает об этом. Из разговоров с прихожанами выясняется, что батюшка всеми силами ведёт миссионерскую и просветительскую деятельность, нередко натыкаясь на непонимание, неприятие, а то и на противодействие. Помоги ему Господь! Видео-интервью отца Николая Озолина http://www.newstube.ru/Media.aspx?mediaid=94C52B4A-9CCE-44AC-A919-7A98EC7D9BEC http://www.newstube.ru/Media.aspx?mediaid=32124D2D-09FE-42C4-8326-3AF2887225FC Дети, приготовившиеся к Причастию, подходят на исповедь. И тут сюрприз. Отец Николай видит детей впервые, но безошибочно называет по имени среднего сына Оксаны - Серафима, даёт наставления каждому. Божественная Литургия… В Покровском храме она звучит по особенному. Отец Николай отдаётся служению полностью. Это видно невооружённым глазом. Как можно описать льющуюся на присутствующих Божию благодать? Она поднимает тебя и несёт ввысь к Горнему миру. Душа плачет и сожалеет о совершённых грехах и радуется очищению от них, рвётся туда, где Источник вечной жизни - Господь! Батюшка говорит проповедь. Надо иметь талант от Бога, чтобы вот так просто, "на пальцах", объяснить суть прочитанного на службе Евангелия. Отец Николай имеет такой талант сполна. Он тихо говорит обыкновенным русским языком с мягким акцентом. Но каждое его слово впечатывается в ум и сердце: "Выходя из храма, вы должны нести благодать Божию людям"! Сколь глубоки эти слова, сколько в них потаённого смысла!!! Дети причастились Святых Христовых Тайн. Служба окончена. Немногочисленные прихожане подходят к Кресту, храм пустеет. Но Оксана никак не может уйти. Душа не пускает наружу, в грешный, обезбоженный мир.
|