![]() ПРО ФОНД
НАШИ ПОДОПЕЧНЫЕ
НАШИ ПРОЕКТЫ
БЛАГОТВОРИТЕЛИ
Наш добрые друзья
СБЕРБАНК РОССИИ Всегда рядом ![]() При переводе средств на расчётный счёт фонда "Русская Берёза" через Сбербанк РФ не взимается комиссия. (распечатать платежное поручение) Туристическое Агентство "Кижский Посад" ООО "Правозащита". Юридические услуги ![]() СсылкиПоиск
|
"Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия" Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Карельская сказкаИз книги "Дерево и гармония. Образы древнерусского деревянного зодчества"Ополовников А.В., Ополовникова Е.А.
|
Оглавление
Чтобы увеличить фото, надо щёлкнуть по изображению |
![]() Александр Викторович Ополовников (1911-1994) |
…В архитектурном построении древнерусских деревянных церквей всегда играли большую роль силуэт здания и его сочленение с окружающим пространством, со стоящими рядом сооружениями. Одна ли постройка, несколько ли - не суть важно: всегда формировался архитектурно-природный ансамбль, в котором все естественно мудро, гармонично, в котором царствует красота во всеобъемлющем смысле этого слова.
Старинные церковные ансамбли почти всегда размещались на высоких открытых участках, видных издалека. Вокруг широкие просторы, заснеженные зимой и зелено-синие летом. Все просто, ясно, спокойно. Торжественная гармония мира проникает в сердце...
Существует легенда, что, построив двадцатидвухглавую церковь в Кижах, мастер Нестор забросил свой топор далеко в Онежское озеро, сказав: "Не было, нет и не будет такой!"
Красивая легенда. Но относится ли она к строителю именно Кижского собора, остается вопросом. В книге С. В. Максимова "Год на Севере", впервые опубликованной в 1890 г., рассказывается подобная легенда о другом мастере - строителе восемнадцатиглавой Воскресенской церкви в Коле. Собор этот возведен при царях Иоанне и Петре Алексеевичах в 1684 г. Срубленный из сосны, он простоял 170 лет. 11 августа 1854 г. собор загорелся - ярко, пламенно, словно гигантская свеча, чей огонь соразмерен самому небу. Страшным и величественным было зрелище. Кому-то из жителей Колы, может быть, вспомнились в те жуткие минуты самосожжения раскольников, очищающих себя огнем и землю русскую. Вспомнились рассказы стариков о казни Аввакума в Пустоозерске, о зажженном ревнителями власти срубе, в котором был Аввакум "со товарищи", о двуперстном знамении, видимом всеми собравшимися на казнь в языках взывающего к небу пламени... Мы верим, мы убеждены в том, что небо - гигантская кладовая человеческой мысли - хранит о том память.
Кольский собор загорелся от каленых ядер и пуль с зажигательными снарядами, летевших с кораблей английского флота. Корабли осаждали Колу. Загорелся не только собор, но и деревянная церковь, и 92 обывательских дома, и деревянный острог с казенными магазинами: хлебным, соляным и винным. Шесть-семь построек уцелело тогда во всем городе. Но то было после.
Во время строительства Воскресенского собора - прообраза Преображенской церкви в Кижах - Кола еще процветала. Да и сам факт возведения в ней столь значительного сооружения свидетельствует о том же. Значение этой постройки, конечно же, понимал и сам мастер-строитель. Перед тем как поставить крест на центральной главе уже срубленного храма, он, как повествует легенда, рассказанная С. В. Максимовым в его книге "Год на Севере", сильно пригорюнился, затосковал. Народ смотрит: "...сидит мастер на горе, против собора, плачет, утром сидит, в полдень сидит, вечером сидит, все плачет... Обедать зовут - ругается, спать зовут - пинается, а сам все на собор-то на свой смотрит и все плачет. Сидит он эдак и на другой день, и на другую ночь и плачет - уже всхлипывает. Ребятенки собрались, смеются над ним - не трогает, не гоняет их. В субботу только к вечерне сходил, и опять сел на горе и просидел всю ночь. В воскресенье после обедни только вина попросил да хлеб с солью на закуску. Народ собрался весь, и стар и мал; лопари, слышь, наехали из самых дальних погостов. Все его ждут. Приходит хмурый такой, нерадостный и хоть бы те, слышь, капля слезинки. Ждут, что будет. Молебен отпели, староста с шапкой мастера обошел народ: накидали много денег в его, мастерову, значит, пользу, по обычаям. Полез он с крестом на веревке, уладил его, повозился там, стал у подножия-то, кланяется. Народ ухнул, закричал ему: "Бог тебе в помощь, Божья, мол, над тобой милость святая!" Все как быть надо. Стал слезать - народ замолчал, слез - ждет народ, что будет, не расходится.
- К вам, - говорит, - православные, слово и дело! Пойдем, - говорит, - вместе на реку Тулому вашу. Там, - говорит, я с вами толковать буду.
Народ испугался на первых-то порах, да видят люди лицо его кроткое такое, светлое: поверили, пошли - смотрят. Подошел он к крутому берегу, вытащил из-за пояса своего топор, размахнулся, бросил его в воду и воскликнул:
- Не было такого мастера на свете, нет и не будет!..
Сказал эти слова, бросился в толпу. Побежали за ним, кто догадался. На квартиру пришел. Целый день не пил, не ел, все ревел, благим матом ревел, да потом оправился... И с той поры, сказывают старики, сколько ни было ему зазывов, поклонов низких, просьб почестных, никуда не пошел, топора не брал в руки..."
В легендах, как известно, есть и доля народной фантазии. Может быть, плакал-горевал мастер оттого, что предчувствовал гибельную участь собора, как мать порой предчувствует судьбу своего дитяти. А может быть, так было: пожил-подумал еще молодой мастер и - опять-таки от того же предчувствия - собрался с духом, на склоне лет своих пять взялся, вдохновленный Богом, за добрый труд. В 1708 г., спустя без малого два десятка лет, срубил новый многоглавый храм в селе Анхимо-ве близ Вытегры, а еще через шесть лет, в 1714 г., - Преображенскую церковь в Кижах. И уже окончательно забросил топор свой.
Почему мы так предполагаем? Да потому что три храма - восемнадцатиглавый в Коле, двадцатипятиглавый в Вытегре и двадцатидвухглавый в Кижах - похожи друг на друга, словно одна рука и одно сердце их сотворили. Да и расположены они не так уж далеко друг от друга. Город Вытегра стоит почти в устье одноименной реки, впадающей в Онежское озеро, к юго-востоку от острова Кижи.
Преображенский храм в Кижах - единственный из трех многоглавых храмов, построенных в эпоху Петра I, - остался в живых. Слава и хвала мастеру, его создавшему! Царство ему небесное и вечное блаженство!
Величественная скульптурность силуэта Преображенского храма поражает. Особенно когда подходишь к нему издалека, от кижской деревеньки Васильеве, где раньше - как разумно-то! - была пароходная пристань. И особенно в белые, сиреневато-лиловые северные ночи. Дорога идет по "хребту" неширокого острова. Справа - Онего-озеро, слева - Онего-озеро. Силуэт памятника нарастает постепенно, как видение. Потом полнее, четче. На фоне неба тонко и изящно изваянный скульптурный монумент. И всепоглощающее торжество красоты. Душа вместе с телом растворяется в ней, ощущая и сознавая счастье. Счастье на отчей земле. Оно, оказывается, суще, рукотворно.
Двадцатидвухглавая соборная церковь в Кижах во имя Преображения Господня была построена в то время, когда преображалась вся Россия, превращаясь в могучую державу. В народе говорили, что сам царь Петр I начертал ее план. Величественность и торжественность впечатления не снижаются и не нарушаются ни единой лишней деталью. Никакого украшательства. Конструкции и формы едины.
И на такую красоту посягнула рука человеческая! Немыслимым покажется это сейчас, но так и было: во второй половине XIX в. уникальный памятник России был переделан до неузнаваемости. Чешуйчатые главы, крытые серебристым лемехом, обернули кровельным железом, словно побрили их наголо. Живые, как вода озера, бревенчатые стены с их обстоятельными углами "в обло" закрыли безликой тесовой обшивкой, похожей на дощатый футляр, но, в отличие от Лазаревской церкви, примыкающий к памятнику уже плотно-плотно. Народный образ красоты не умерщвили, нет. Хуже. Душу его изуродовали. Оболванили. Превратили в нужный власти общетип.
Корни этого явления мы попытались частично вскрыть. Попутно лишь заметим, что, по нашим наблюдениям-соображениям, подобного рода обезлички архитектурных ориентиров русского народа привели в конечном итоге к его нравственной деградации через привычку к собственной обшивке души, к постоянному пребыванию ее в чужом, не со своего плеча футляре. Марксистско-ленинское устроение жизни - яркий пример такого футляра, под которым скрыта ее Божественная суть. И раз уж церковные иерархи признали власть-обшивку, то что же оставалось делать многострадальному народу? А если бы иерархи ее не признали? Не ломал бы народ тогда храмов. Не снимал бы с них кресты собственными руками. И смертные муки не устрашили бы его, если бы земные, святоотеческие предания-ориентиры, Русская Церковь и ее образы, не были бы обновлены фарисейскими помыслами и деяниями.
Реставрация Преображенского многоглавия, а вместе с ним и всего ансамбля Кижского погоста была осуществлена в 1950-е гг. Будто бы вдохновенные слова Высочайшего призыва, хотя бы в малом деле, получили свое земное воплощение: "Верим, что появятся богатыри мысли и дела и что самоотверженным трудом их воссияет слава Земли Русской". Этими словами завершается манифест Николая II, написанный в 1906 г. После реставрационных работ единственно, что осталось более поздним по отношению ко времени возведения Преображенской церкви,- иконостас. Он поставлен во второй половине XVIII в., когда во всей России господствовал стиль барокко, когда пышность форм, позолота, помпезность уже прочно вошли в стиль жизни и его внешнее выражение высших кругов российского общества. Не от Бога то торжество, не от мудрой и строгой красоты воистину христианской жизни.
Обилием и многообразием скульптурных форм и мотивов, блеском и виртуозностью мастерства поражет барочный иконостас Преображенской церкви в Кижах. Колонки и карнизы его сплошь покрыты тонкой и, надо отдать должное, изящной резьбой. Столь же великолепна ажурная резьба царских врат. Техническое исполнение безупречно. Однако перенасыщенность декора и навязчивое сияние позолоты вскоре утомляют глаз, внося и в душу ощутимую, смутную тревогу. Нет, не успокаивают они сердце и разум, а поражают, подавляют их показным, громогласно заявляющим о себе богатством. Нет здесь благостной, вдумчивой тишины, нет той Целостной мудрости, что очищает человеческую душу от наносных, неоправданных Богом тревог. Именно поэтому иконостас Преображенской церкви все-таки внутренне чужд общему колориту ее интерьера. Вернее сказать, был немного чужд.
Сейчас эти слова и произносить-то кощунственно: внутри памятника стоит многотонный железный каркас. Его образ - паук - материализованный символ четвертьвековой демагогии, которая окружала церковь с первых дней воскрешения ее подлинно народного облика. До сего времени кому-то этот облик не люб, а кто-то, по недомыслию, не по злым умыслам, просто не понимает глубины древнерусского искусства, не воспринимает умозрения в формах. Впрочем, и злые умыслы - от незнания, от недопонимания вселенской мирообъемлющей сути воистину христианского искусства.
Но придет время - и будет восстановлен иконостас кижского храма. Многие реставраторы древнерусской иконописи считают правомерным воссоздание не барочного иконостаса, а первоначального - тяблового, тем более что расписные полки-тябла, на которых некогда стояли иконы, сохранились. Мы тоже сторонники такого воссоздания, особенно сейчас, когда барочный иконостас разобран. При строгой красоте тяблового иконостаса интерьер церкви приобрел бы ту уносящую душу в заоблачные выси гармонию, по которой так тоскует, так страдает наше сердце. Пусто без нее, бессмысленно животно, одиноко.
Массивные дверные косяки с живописной текстурой дерева, гладко стесанные - словно шелковые, широкие половицы, символизирующие надежную доброту жизни, стены из мощных золотистых венцов, тоже производные волшебной природы, вкупе с трепетной теплотой трудолюбивых рук,- вот что завораживает в интерьере древнерусской церкви, вот что магнетически притягивает, заставляя потом, хотя бы мысленно,- яви-то теперь и не встретить толком! -постоянно возвращаться в однажды узнанный мир земной гармонии.
Преображенская церковь построена по древнейшей схеме: основу ее составляет восьмерик с четырьмя прямоугольными прирубами, или так называемый двадца-тистенок. Пространство восьмерика внутри органично сливается с открытыми объемами приделов, благодаря чему весь интерьер обретает единство и пластичность. Над восьмериком поднимается небо - многогранный пирамидальный потолок с изображениями святых на щитах-гранях. Конструктивной основой неба служит жесткий каркас, состоящий из радиально направленных наклонных балок-тябл, собранных в центре вокруг замкового кольца. Иконопись неба, к сожалению, утрачена была во время войны. Во время реставрации между расписными тяблами был уложен простой тес "в елочку". Роспись балок - по белому фону сдержанных тонов растительные орнаменты - четко прослеживается на темном тесовом потолке. Здесь шестнадцать балок и нет среди них двух с одинаковым орнаментом, хотя стилистически они совершенно однородны.
Сложная композиция Преображенской церкви вместе с тем необычайно проста: гениальное всегда просто. На нижнем, самом большом восьмерике стоит другой, поменьше; на нем - еще один, самый маленький. Верх каждого из четырех прирубов двухступенчатый, каждый уступ покрыт бочкой с главой и крестом. Нижний ярус - из четырех глав. Над ним - другой, такой же. Выше - третий ярус, уже из восьми глав, стоящих на бочках, которые венчают каждую грань нижнего восьмерика. Еще выше - ярус из четырех глав, стоящих на среднем восьмерике, и, наконец, на верхнем восьмерике стоит одна, самая большая глава, завершающая композицию. Последняя, двадцать вторая находится ниже всех - над алтарной частью.
Двадцать две главы... И все они подчинены единству целого, законам строго выверенной архитектурной системы. Надо обладать действительно незаурядным талантом, каким-то особым, божественным видением формы и ощущением конструкции, чтобы спаять воедино все элементы такого грандиозного сооружения. Вся многоглавая пятиярусная композиция великолепно вписана в один четкий, скульптурно целостный пирамидальный объем, словно изваянный из одного куска дерева.
Многоглавие Преображенской церкви символично. В нем кроется идея всепобеждающего единения людей, их духовного сплочения в Боге. Трудом и мыслью многих поколений достигнуто это архитектурное совершенство.
Чем больше и внимательнее всматриваешься в Преображенскую церковь, постигая ее архитектурную и конструктивную суть, тем сильнее поражают не феерические каскады куполов, а неумолимая логика, безупречная организованность и продуманность архитектурно-конструктивной композиции, единственный в своем роде синтез артистической импровизации и строгой, выверенной веками классичности всех пропорций и всех деталей, дерзкого новаторства и прочной, испытанной долгим опытом традиционности. В архитектуре памятника достигнута та высшая степень мастерства, при которой материал полностью подчинен, зодчему в осуществлении его художественных замыслов. В смене объемов, разнообразии и живой непринужденности линий вскрываются коренные особенности древнерусской архитектуры, исключающей всякую сухость и рассудочную геометризацию.
Откуда бы мы ни посмотрели на Преображенскую церковь, она всегда в общих чертах одинакова - всефасадна. Именно эта всефасадность превращает сооружение в настоящий монумент, созвучный величию выраженного в нем содержания - многоглавого людского единения.