Китайские мученики

ЕЩЁ СТАТЬИ

Материал подготовила Наталья Топоркова

 

О святых китайских мучениках 1900 года

Православие появилось в Китае в XVII веке, когда в Пекин вместе с пленными казаками из Албазинского острога прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Российская духовная миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России. 11 июня 1900 года восставшие ихэтуани замучили в Пекине 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми мучениками. Среди них был иерей Митрофан Цзи Чунь — первый китаец-священник, рукоположенный в Японии равноапостольным Николаем Японским. Празднование китайским новомученикам установлено указом Святейшего Синода в 1902 году. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае. Многие из мощей оказались нетленны.

В частности о святых китайских мучениках писал святитель Николай Велимирович. В 1930 году он служил на Охридской кафедре. В своих материалах он опирался преимущественно на материалы свт. Николая Шанхайского, отправившего ему цикл статей о православии в Китае. Составленная им трогательная молитва о китайском народе выражает его взгляды на будущий успех православной миссии среди китайцев. Восставшие в 1900 г., называвшие себя «боксерами», напали на «белых дьяволов», как они называли христиан, и начали их убивать. Убивали они не только христиан, но и всех европейцев, под лозунги их якобы колонизационных планов, этнически, без какой-то разумной и видимой на то причины. Ненависть к Европе ассоциировалась у них с ненавистью и ко всему европейскому, и к вере. По неофициальным данным сын первого китайца, священномученика Митрофана Цзичуня, убитого ихэтуанями, прот. Сергей Чан, так писал об ихэтуанях: «Это было сообщество, имевшее общинное устройство (общинный стол) и прельщавшее народ своим учением о сверхъестественных силах в целях возвышения Китая и уничтожения иностранцев, иностранцы именовались бесами, крещеные китайцы – исчадиями их, а некрещеные, но имевшие с ними отношение – вторыми исчадиями: на боксеров же смотрели как на воинство небесное». Считается, что в ходе восстания пострадали около 1000 православных китайцев, из числа которых в лике святых мучеников были прославлены 222 человека, поскольку они смогли быть опознанными. Всего в ходе восстания погибло 30 000 христиан разных конфессий. Рассказывают, что, кто был сильнее и мог убежать, бежали, а остальные, в числе которых было много женщин и детей, остались в доме Митрофана, среди них были также и русские, и ожидали расправы. Митрофан предупредил, что настало время пострадать за веру, и все они были сожжены, а сам Митрофан был заколот в решето в грудь и умер под финиковым деревом.

На то время в Китае уже существовала русская духовная миссия, которую возглавлял архимандрит Иннокентий, которому принадлежит сохранившееся полное описание тех ужасных злодеяний: «Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине стало 11 июня 1900 года. Еще в начале того дня по всем улицам были расклеены объявления, в которых призывали безбожников нападать на христиан. Оно же грозило смертью всякому, кто попытается их скрыть. В ночь с 10 на 11 июня и позднее «боксеры» появились с зажженными факелами по всему Пекину, стали нападать на христианские дома, хватать христиан, мучить их и принуждать к отречению от Христа. Из-за страха перед муками и смертью многие отреклись от христианской веры и поклонились идолам. Но другие не устрашились и героически исповедовали свою веру во Христа. Судьба их была страшна. Одним распарывали животы, другим отсекали головы, третьих сжигали в домах. Охота на христиан и их истребление продолжались и в остальные дни, пока продолжалось восстание.

Сжигая многие христианские дома, «боксеры» выводили христиан за городские стены и ставили перед храмами с идолами. Здесь их допрашивали, а потом сжигали живьем».

Христианские руководители общины проявили наибольшую мужественность. Так ими были катехизатор Павел Ван, при миссии Ия Вэнь, во время мучений она исповедала перед мучителями свою веру во Христа. Также пострадали за Христа и дети: мальчик Иоанн Цзи, восьми лет, которого «боксеры» беспощадно изранили. После многих издевательств его спросили, больно ли страдать за Христа, на что он ответил, что за Христа страдать не больно! Тогда ему была отсечена глава. Отдельное внимание в записках свт. Иоанна Шанхайского заслуживает житие мученика Цзи Чуна. Будучи с 10 лет катехизатором, а с 25 священником, он оставался очень скромным и перед принятием сана пытался оправдаться, ссылаясь на свою непригодность. 15 лет он мирно служил в храмах, до 1 июня 1900 года, когда все здания Русской Миссии были сожжены. Его мученическая кончина последовала 10 июня в 10 часов утра. Он был пронзен копьем в грудь. Уже в 1903 году ситуация изменилось в лучшую сторону, и был воздвигнут храм в Пекине, а тела святых мучеников были погребены под его алтарем указом Священного Синода в России от 22 апреля 1902 г. за № 2 874. Память их совещается 10 июня ежегодно. Китайским новомученикам ещё до 1917 года была составлена особая служба и написана икона.

Известна жизнь одной девушки: Мария, супруга Исаии и сноха священника Цзи Чуна, была 19 лет от роду. За два дня до погрома она пришла в дом своего свекра, желая умереть рядом с ним. Когда 10 июня «боксеры» окружили дом священника, Мария все сделала для того, чтобы мужественно помочь другим спастись. Она выводила их из дома и поддерживала, когда они перелезали через стену. Но вот «боксеры» и солдаты разбили ворота и вошли во двор. Тогда Мария храбро стала перед ними и начала их сурово обличать за убийство стольких людей без какого-либо суда и следствия. Нападающие стояли как окаменевшие и не решились убить Марию. Но затем ранили ее руку и порезали ногу. Ее деверь Сергий трижды пытался убедить ее уйти и избегнуть смерти, но мужественная Мария отвечала ему: «Я родилась здесь, у церкви Пресвятой Богородицы, здесь хочу и умереть!» И осталась. Вскоре снова пришли «боксеры» и умертвили блаженную Марию. И современная Россия не забывает подвига новомучеников в Китае.

В 2007 году в столице России открылась конференция в рамках памятных мероприятий, посвященных 50-летию предоставления автономии Китайской автономной Православной Церкви, на которой члены Русской Православной Церкви молитвенно помянули мученически убиенных в 1900 году, а также членов Китайской автономной Православной Церкви и деятелей Русской духовной миссии в Китае.

 

 

Фотоальбом: