Интервью подготовила Наталья Топоркова
Интервью с о. Лукой (Степановым), настоятелем Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в Рязанской области, заведующим кафедрой теологии РГУ имени С. А. Есенина
В вековой тишине непроходимых лесов, на берегу быстрой прозрачной реки, на ярких коврах заливных лугов, на бескрайних просторах широких полей находится Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь.
Монастырские стены еще помнят годы революционного лихолетья, гонения советской власти. Несколько десятилетий монастырь находился в разрушенном состоянии, и сейчас ведутся реставрационные и ремонтные работы. Хочется верить, что в скором времени окрестности, как и прежде, будет оглашать колокольный звон. А монастырь уже сейчас с радостью встречает трудников и паломников.
— Отец Лука, Вы пришли к вере уже в осознанном возрасте. Расскажите, пожалуйста, каким был Ваш путь к вере.
— Крестился я в 22 года, отслужив в армии и уже почти закончив три курса театрального института. Подготовка моя состояла в первую очередь в нравственных выводах, по ошибкам моей молодой жизни. Можно даже сказать, что крестился и по причине моей дружбы с христианами, на тот момент еще и с католиками. Один из них взял надо мной шефство, и мы ездили вместе в Польшу. Я видел своих ровесников, и они очень сильно отличались от представителей советской молодежи. Это тоже произвело на меня большое впечатление. И я уже не чувствовал препятствий для принятия крещения.
— Что сподвигло Вас на монашеский путь?
— Через 5 лет после крещения я поступил в монастырь. Так сложилось, что у нас человек уходит в монастырь, когда он уже не может не уходить. Порой спрашивают: « Идти ли мне в монастырь?» Монашество — это призвание, которое влечет неизбежно, будто повестка в военкомат…
— Весьма интересное сравнение. Начало жизни в монастыре и армейские годы перекликались в плане бытности, что общего Вы можете выделить?
— На втором году жизни в армии я читал много классики и почувствовал, что внешняя организованность жизни не мешает внутренней свободе человека.
— У Вас в армии даже была библиотека?
— Конечно!
— Кого именно из классиков Вы читали в армии?
— Тогда я читал Достоевского. Это и «Братья Карамазовы», «Идиот», произведения Лескова, Пушкина. Хочется отметить, что произведения у Пушкина апологетические, защищающие веру человека. Пушкина можно даже назвать апологетом русской духовной литературы. Многие книги я и раньше читал, а в армии перечитывал вновь.
— А дедовщина в армии присутствовала на тот момент времени, когда Вы служили?
— В этом плане мне повезло, потому что мои предшественники из театрального института еще с ней столкнулись. В армию я пошел на год позже, так как рожден во второй половине года. Особого издевательства над солдатами уже не было, тогда как раз были показательные суды.
Сама по себе система иерархичности в армии неизбежна и очень нужна, потому что если придут молодые и начнут устанавливать свои правила, то, конечно, у старослужащих будут вызывать не лучшие чувства. Конечно, приходилось драться, трудиться. Была строевая подготовка, дежурство по кухне. Но много и веселого было тоже.
— Даже веселые моменты?
— В моей книге целая глава называется «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется».
— Скажите, театральное образование помогало Вам в армии?
— Конечно, и в армии тоже! В армии я делал театральные постановки, например, ставили Шукшина.
— До принятия монашеского сана Вы участвовали в театральных постановках?
— Я играл в дипломных спектаклях. Многие мои однокурсники сейчас являются известными актерами. Два театра пригласили меня на главные роли, но я избрал другой путь… В это время я уже остывал к театру.
— Где Вы начинали служить?
— Путь священнослужителя я начинал в монастыре на Выше, а монаха на Афонском подворье в Москве. Туда я поступил в 1994 году и через два года принял монашество.
— Как Вы оказались в Рязанской области и начали работы по восстановлению Пронского монастыря?
— В то время я организовывал детские лагеря в Рязанской области и таким образом оказался уже и в Пронском монастыре.
— Когда Вы впервые оказались на территории данного монастыря, что уцелело от прежнего архитектурного ансамбля?
— Остались здания, без куполов. Но, тем не менее, стены были на месте. Рассказывали, что до войны здесь была даже детская тюрьма, а после военных лет интернат и коррекционная школа. Сам монастырь очень древний, вероятно, он был основан сразу после основания города Пронска, примерно 900 лет назад.
— До революции 1917 года какие наиболее чтимые святыни были в монастыре?
— Главной святыней монастыря была икона Божией Матери «Споручница грешных». Икона утрачена, но есть предположения, что сейчас она может находиться в сокровищницах Свято-Троице Сергиевой лавры.
— Расскажите, с какими трудностями Вам пришлось с толкнуться во время восстановления разрушенной обители?
— Например, холод в зимний период времени, помещения были разрушены. Конечно, условий не было, но в первую зиму, когда мы начали ремонтные работы, по милости Божией удалось провести газовое отопление до морозов. Ноябрь – декабрь 2011 года служили практически в неотапливаемых помещениях. Но сейчас у нас уже есть своя столярная мастерская, гостиница для трудников и паломников. Сделано уже многое. Мы всегда рады видеть у себя гостей!
— Спасибо за интервью!