Беседу вёл Валентин Суховский
Писатель Борис Васильев широко известен по произведениям «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Были и небыли», «Вещий Олег», « Князь Ярослав и его сыновья»...Он лауреат Государственных премий, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». В своих книгах, посвященных минувшей войне и более отдаленным периодам российской истории, писатель исследует проблему становления и воспитания национального характера народа. Об этом — наш разговор с ним.
- Борис Львович, в духовной жизни народа, так же, как и в политике или экономике случаются подъемы и спады. Иногда национальный характер может преобразить не только Россию, но и судьбы народов мира. Как это объяснить?
- Я люблю погружаться в нашу русскую историю, в которой есть все: и примеры малодушия «в верхах», и и брожения «в низах». Но много и примеров, достойных подражания. Бывало, и страна показывала силу,, и народ излечивался от социальных и духовных недугов. В своих романах «Вещий Олег» и «Князь Ярослав и его сыновья» я старался показать не только роль личности в истории, но и условия, способствующие или мешающие выдвижению лидера, полководца, главы государства.
- К сожалению, история России полна мифов и ошибок. В некоторых изданиях и в известной песне «Не валяй дурака, Америка» по неграмотности утверждается, что Екатерина II продала Аляску, хотя это случилось через семьдесят лет после нее. А вот в чем была не права императрица, так это в том, что раздала дворянам 800 тысяч государственных крестьян и тем вдвое увеличила число крепостных.
- Крепостное право наложило негативный отпечаток на русский характер, причем как холопов, так и их хозяев. С одной стороны, при Екатерине благодаря указу «О даровании свобод русскому дворянству», после столетий абсолютизма как наследия времен Золотой Орды русское общественное сознание пробивалось к осмыслению личной свободы и прав личности. Николай I уже не лишал родственников декабристов ни родовых привилегий, ни поместий. С другой стороны, сословные перегородки мешали талантам из народа. А уж сколько было трагедий, поломанных судеб, мы знаем по произведениям классиков. Убийство царя-освободителя Александра II перед подписанием им конституции надолго задержало демократический процесс в России, и в какой-то степени эти исторические издержки и слабость государственных институтов позволили большевикам подменить общенародный смысл существования умозрительной социальной идеей, что привело к превращению русского человека в «советского», лишенного корней. Повторилась трагедия крестьянства, и было закабалено свободное дотоле казачество..
- Все-таки, кроме однодворцев, казачества, городского населения, от крепостной зависимости были свободны крестьяне Финляндии и Сибири, и Севера. Историки и классики иногда были склонны преувеличивать крепостнический гнет. Но крепостные составляли до 32 процентов от всего крестьянства. Известный фольклорист Рыбников, записавший героические былины со слов олонецкого крестьянина, жителя Кижей Рябинина, писал о независимости характера северян в сравнении с забитостью толстовских героев.
Возможно, в отдельных губерниях психология крестьян и других слоев была особой, но когда в советское время искали врагов сначала среди белых, вообще «бывших», потом среди кулаков, то никаких северных и сибирских заповедников, никакого Беловодья не оказалось, где бы ни пострадали самые талантливые и самые трудолюбивые. От рабского вандализма, проявившегося в разрушении дворцов и прекрасных усадеб, затем перешли к тому, что растлило русский народ, поколебало его устои и нравственность. Повсюду, даже там, где , как Вы правильно заметили, не бывало крепостного права, пощла вакханалия разрушения храмов, осквернения святынь. Как поднималась рука на то, что строили свои же предки?
Это не только разрушало веру, но и уродовало национальное самосознание. Существовал ли так называемый советский патриотизм?
Никакое социальное учение не способно породить патриота. Патриотизм — чувство человека, осознавшего себя таковым. Единственной его проверкой является гражданское деяние. Биография нашего народа беспрерывна, и мы прямые потомки тех, кто строил наше отечество и кто защищал его в битвах, коим в нашей истории несть числа.
При смуте и распадах государства проявлялся местный патриотизм. Он еще в Древней Руси мешал киевским великим князьям собирать мощное единое всеславянское государство. Понятие патриотизма родилось одновременно с рождением народа нашего, менялось, переосмысливалось и углублялось на каждой ступени становления и Руси, и России. За всю тысячелетнюю историю мы не утрачивали государственности.
- Вашим любимым героем в русской истории стал Александр Невский — почитаемый в Православии святой, великий полководец и государственный деятель...Что, на Ваш взгляд, преобладало в нем?
- Патриотический подвиг Александра Невского настолько велик, что надо разобраться в судьбе этой личности, явления нашей истории. Как, например, расценить с точки зрения патриотизма то, что еще его отец, Ярослав Всеволодович, не помог родному брату, великому князю Владимирскому Юрию, в сражении с татарами на реке Сити, а потом не поспешил на помощь жителям Козельска? Он первым понял, что татаро-монголы пришли набегом, а ливонцы построят замки, отнимут лучшие земли и насильственно введут католичество. Он сохранил дружину и передал Александру. Вероятно, из-за наветов в далеком Каракоруме отравили прозорливого и мудрого князя. Сегодня мы склоняем головы не перед Даниилом Галицким и вторым сыном Ярослава Андреем, а перед светлой памятью одного из величайших деятелей средневековья, гениального дипломата и знаменитого полководца святого Александра Ярославовича Невского. У него хватило мудрости, выдержки, прозорливости и отваги не только продолжить отцовское дело, но и углубить его настолько, чтобы оно стало необратимым.
Проявив воинский талант и отвагу на Чудском озере, Александр разбил рыцарей Ливонского ордена, остановил их натиск; но мощь Новгорода и Пскова была подорвана. Невский действовал не только мечом, но и с тончайшим расчетом при дальновидной политике. В поисках союзников он братался с наследником золотоордынского престола Сартаком. Когда в 1269 году Ливонский орден начал новое наступление на русские земли, его вместе с русскими встречают и татарские войска. Они помогли объединенному польско-русско-литовскому войску сокрушить Ливонский орден в Грюнвальдской битве.
Таково было первое смутное время на Руси и преодоление удельного раскола при яростной агрессии как с Востока, так и с Запада. Оно, мне кажется, больше соответствует нашему смутному времени, чем Смута начала XVII века и послереволюционный распад в XX веке при большевиках.
- Не возникает ли между этими временами прямых аналогий?
- Наше экономическое положение ныне требует стабилизации, внутренней собранности, а не раскола и противостояния. Во имя спасения Родины нам нужны завтрашние идеалы. Внешние факторы и сегодня играют роль. Сегодня Запад и Восток не грозят огнем и мечом, но борьба за рынки сбыта, сырье, капиталы ведется. Очень важен поиск союзников при приоритете национальных интересов. К сожалению, без яростного сопротивления удельные владыки не сдавались и не сдаются, трактуя патриотизм с выгодных для них позиций. Характерной чертой всех смутных времен является утрата подавляющей массой населения общенародного смысла существования. Обнищание народа и отсутствие реалистической национальной идеи не позволяют пока говорить о решительном переломе, хотя есть признаки промышленного подъема в отдельных отраслях и воля президента восстановить вертикаль власти.
- Народ — становой хребет страны, главный фактор государства, сохранение национального согласия в обществе представляется главной задачей внутренней политики.
- Могущество России всегда опиралось на единый смысл существования, что придавало ее патриотизму совершенно особое звучание: датчанин Даль стал русским писателем и собирателем живого великорусского языка, шотландцу Барклаю-де-Толли Пушкин посвящает стихи «У русского царя в чертогах есть палата...», героизм проявили грузин Багратион и потомок татар Кутузов. Россия — многонациональная страна, и ни при каких обстоятельствах нельзя не учитывать эту ее особенность. К осмысленному чувству патриотизма взывал и на него опирался Александр Невский, вставший перед историческим выбором пути, на котором решалась судьба нашего отечества.
Преодоление экономического отставания и наших духовных утрат требует труда нескольких поколений. «Самоуничижение паче гордости», - говаривали наши предки. Русская культура сначала испытывала иноземное влияние, а потом сама влияла на культуру других народов. Наряду с близкой византийской культурой на Россию воздействовал и католический Запад, где цель всегда оправдывала средства, и исламский Юг, где смерть в бою рассматривалась как особая милость, и кочевой Восток, где воля поглотила самоценность личной свободы. Это все причудливо переплелось в нашем сознании. Татаро-монгольское нашествие и длительный военно-политический союз с Золотой ордой оставили след в душе нашего народа, но не столь глобальный, как об этом принято говорить. Мы сохранили не только свой язык, нравы, обычаи, религию, но и свой антропологический тип.
- Есть мнение, что тиражирование литературной классики в тридцатые годы «амортизировало» репрессии, помогло возрождению народного духа в Отечественную войну, подготовило возрождение веры и открытие храмов в новейшее время.
Безусловно что-то из советского искусства и литературы, театра подпитывало дух, а что-то мешало. Например, Горький воспел маргинальные элементы, люмпенов. Если маргинальная интеллигенция, лишенная убеждений, в поисках куска хлеба насущного пошла служить советским властям, то горьковские челкаши ринулись сокрушать «до основания» и преуспели в открытой войне с русским крестьянством. Эта масса из маргиналов и люмпенов деревни и города была вне контекста народной нравственности и гражданского долга, не была обременена ни традициями, ни знаниями, ни чувством ответственности за прошлое и будущее Родины. Их подчинили идее, хотя нет и не может быть непреходящих идей, а народы непреходящи и вечны.
Булгаков - прекрасный писатель, но не думаю, что воздействие «Белой гвардии», как и русской классики было тогда велико. Для меня образ патриота-гражданина воплотился не в булгаковском Хлудове, а в шолоховском Григории Мелихове, воевавшем не за идею, а за право быть самим собой.
Поистине всенародный патриотический подвиг в Великую Отечественную войну стал возможен потому, что вспомнили о славе русского оружия и о великих предках наших, даже о золотых погонах. И народ (неистребимая вера в чудеса, в разумность властей, в справедливость — черта чисто национальная) возродился из пепла, как птица Феникс, до надрыва напряг свою силу и волю.
- Фильм по Вашему произведению «А зори здесь тихие» проникновенно лиричен. Подвиг хрупких девушек трогает до слез. Как удалось добиться такого отображения характеров?
- В 1941 году я был в окружении и на себе испытал многое. Это и послужило толчком для написания правдивого произведения о людях, оторванных от штабов и действующих на свой страх и риск. Мне отрадно, что и «Не стреляйте в белых лебедей» удачно экранизирован и поставлен на сцене. В главной роли запомнился Станислав Любшин. Все писатели ищут истину и приближаются к ней, если душа героя обнажена не столько на словах, сколько в поступке, в действии.
- В романе «Были и небыли» вы обратились к истории, к роли России на Балканах. Что, по Вашему мнению, тогда двигало нашими предками?
- Вышло уже четыре книги этой своего рода эпопеи об истории русско-сербских отношений. В освободительной войне на Балканах участвовали мои предки. Ими двигала славянская солидарность. И вообще любовь к истории у меня была настолько сильна, что я хотел стать учителем истории. Вмешалась война. Я окончил Академию бронетанковых войск и был испытателем боевых машин, капитаном по званию. Самые близкие друзья были среди фронтовиков-однополчан, встречи с ними питали мою душу.
- Вы живете в тихом Солнечногорске, но затворником Вас не назовешь.
- Я четырежды был в Америке, несколько раз в Германии, ездил в Испанию, Францию, Англию, Китай. Кстати, и там есть своя классика, но немало и низкосортного, что захлестнуло и нас. Лишь великие традиции, продолженные в искусстве и литературе, согласный труд способствуют возрождению Великого Государства.
Борис Васильев умер 11 марта 2013 г.