Материал подготовила Наталья Тпоркова
Первые упоминания об Абрамцеве относятся к XVI в. В то время это место называлось «Обрамково», при этом временной промежуток появления села датируется 1580-ми годами. О судьбе поместья в последовавшее затем Смутное время и при правлении первых Романовых сведений не сохранилось.
В начале XVIII в. Абрамково, как теперь называлось поместье, стало владением Ф.И. Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I. Прослужив двадцать лет во флоте, в 1727 г. Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове. Здесь он прожил почти безвыездно более полувека, занимаясь устройством усадьбы, в общих чертах сохранившей свой облик до наших дней. Помещичья усадьба располагалась на высоком берегу р. Вори. К одноэтажному деревянному господскому дому с запада примыкал двор, окруженный служебными постройками, а за ним, на одной оси с домом, находились два пруда. С севера был разбит фруктовый сад, с востока – регулярный парк, спускавшийся к реке.
Скромное по размерам поместье не было доходным. Усадьба помещика – сельцо Абрамково, и две деревушки к северу от него – Быково и Мутовки, насчитывали всего полтора десятка крестьянских дворов. Привлекательность усадьбе придавало живописное местоположение, богатые охотничьи и рыболовные угодья, обилие грибов и ягод. Во владении Головиных поместье оставалось до 1783 г., затем за короткий срок сменило нескольких хозяев.
В 1797 г. Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, семья которого владела поместьем до 1840 г. При Молчановых над домом был пристроен мезонин, сооружены террасы в парке на спуске к реке и вырыт пруд у самой реки, сохранившиеся до наших дней. В 1841 г. поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Васильевич Неведомский, но уже в 1843 г. продал его С. Т. Аксакову.
С 1843 г. история поместья превращается в историю места, служившего магнитом притяжения для людей творческого склада ума – как писателей, так и художников. Именно с этого года по 1859 год здесь жил замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Напомним, он стал автором таких произведений, как «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». Здесь же, у него в гостях успели побывать Гоголь, Тургенев, Щепкин, славянофилы Хомяков, Самарин, братья Киреевские.
В 1870 году Абрамцево приобретает Савва Иванович Мамонтов. Его отец, Иван Федорович Мамонтов — основатель акционерного общества, проложившего Московско-Ярославскую железную дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку, к чему позже и привлек сына, который и продолжил дело отца. В обветшавшей усадьбе все строения требовали ремонта, и Мамонтовы взялись за ее обустройство.
Так, в 1870–1880-х гг. был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада – теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики, а к юго-западу от двора – конюшня и каретный сарай. Скотный двор с молочной в «голландском стиле», сенной сарай и дача под названием «Яшкин дом» не уместились на территории старой усадьбы, и были вынесены за ее пределы. До наших дней большинство из этих построек не сохранилось. Стремясь улучшить положение местных крестьян, Елизавета Григорьевна Мамонтова организовала первые в округе больницу и школу. При школе была открыта столярная мастерская с целью предотвратить уход сельской молодежи на заработки в город. Эти постройки, располагавшиеся к северо-западу от усадьбы, получили название «Культурный поселок» и также не дошли до нашего времени.
Предприниматель по профессии, С. И. Мамонтов был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр. Будучи сам человеком чрезвычайно талантливым и художественно одаренным, он бережно относится к памяти писателя и сохраняет в доме многое из того, что было связано с бытом его прежнего владельца. Вскоре благодаря Мамонтову, Абрамцево переживает новый творческий подъем, сюда часто приезжают художники Репин, Поленов, Нестеров, Васнецов, Остроухов, Суриков, Серов, Станиславский, композитор Рахманинов и многие другие представители культурной интеллигенции России.
Под крылом Мамонтова молодые тогда художники объединились в своеобразное творческое содружество – Абрамцевский художественный кружок. В окрестностях Абрамцева В. Васнецов работал над картинами «Богатыри» и «Аленушка». Немного слов хотелось бы сказать о портрете «Аленушка». Началось все с того, что Васнецов рисовал пейзажные этюды на берегу реки Вори, протекавшей в Абрамцево и у пруда в Ахтырке. Картина «Аленушка» у Васнецова явилась далеко не единственной картиной, посвященной простодушной девушке, сидящей у пруда. Эта явилась скорее окончательной работой после серии этюдов, на которых были сначала изображены лес, отдельно осока и отдельно девушка. Работу «Аленушка» художник окончательно завершил в Москве в 1881 г., после чего оправил ее на передвижную выставку. Сам Васнецов так отзывался о своей картине: ««Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё». Надо сказать, что критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.
Другой художник – Серов – написал в столовой абрамцевского дома знаменитый портрет Верушки Мамонтовой «Девочка с персиками». В ней же зародились многие художественные проекты: например, совместные вечерние чтения незаметно вылились сначала в домашний театр, а затем в создание знаменитой Русской Частной оперы, откуда впервые зазвучали на всю Россию голос и имя Ф.Шаляпина, а волшебные декорации к постановкам, выполненные по эскизам художников «кружка», изумили весь театральный мир. В усадьбе и ее окрестностях были также написаны «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали» Репина, «Видение отроку Варфоломею» Нестерова и другие шедевры русской живописи. Но деятельность Мамонтовского кружка не ограничивалась изобразительным искусством.
В последующие годы к кругу знакомых Мамонтовых присоединились И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок. С конца 1870-х гг. участники кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве.
По инициативе Е. Г. Мамонтовой, при участии И. Е. Репина, В. Д. и Е. Д. Поленовых, В. М. Васнецова и Андрея Мамонтова, в Абрамцеве была собрана коллекция произведений народного искусства На основе этой коллекции создавались изделия абрамцевской мастерской, преобразованной в столярно-резчицкую. Художественное руководство мастерской с 1885 по 1892 гг. осуществляла Е. Д. Поленова, создавшая более ста эскизов, по которым изготавливались украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта. Позднее мастерской руководили художницы М. Ф. Якунчикова и Н. Я. Давыдова.
В 1890 г. в «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского дома Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды. Существенный вклад в деятельность мастерской внес мастер-технолог П. К. Ваулин, заведовавший керамическим производством более десяти лет.
В Абрамцеве поддерживали широко распространенную в те годы традицию домашних спектаклей. Режиссером, а нередко и драматургом в них выступал С. И. Мамонтов, роли исполняли все желающие, а декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники. Эти любительские постановки во многом способствовали созданию Мамонтовым Русской частной оперы в Москве.
В 1893 г. участники Мамонтовского художественного кружка отметили пятнадцатилетие своего содружества. На праздновании этого события выступил с речью В. М. Васнецов, а в следующем году был издан юбилейный альбом «Хроника нашего художественного кружка», обложку которого оформил В. Д. Поленов. И речь Васнецова, и альбом были посвящены театральной деятельности кружка, но его наследие более значительно и многообразно.
Мамонтовский художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления стиля «модерн» и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К. С. Станиславского и Русских сезонов С. П. Дягилева на рубеже XIX–XX столетий. Участники кружка создали один из первых музеев произведений русского народного искусства, а абрамцевские мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики.
За прошедшие годы предпринимательская деятельность С. И. Мамонтова значительно расширилась: он проложил Донецкую каменноугольную железную дорогу, был главным акционером Московского акционерного общества Вагоностроительный завод, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов, став одним из создателей российской железнодорожной промышленности.
Но в 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Московский дом, опечатанный после ареста Мамонтова, и хранившаяся в нем коллекция художественных произведений были проданы на аукционе для уплаты долгов. Абрамцево, переписанное в 1880 г. на Е. Г. Мамонтову, удалось сохранить.
Сейчас Абрамцево уже стало государственным музеем-заповедником, который занимает около 50 гектаров. На территории усадьбы расположены памятники архитектуры XVIII и XIX вв., парк и живописные окрестности реки Вори. Среди памятников есть главный дом «Абрамцево», Поленовская дача, церковь Спаса Нерукотворного, теремок, студия-мастерская, отдел современной живописи. Сегодня его двери широко открыты для всех, кто любит Россию, ее историю и культуру.
Особое место в усадьбе занимает храм. В строительстве уникальной абрамцевской церкви принимали участие многие члены Абрамцевского кружка: В. Д Поленов, И.Е. Репин и его жена Вера Алексеевна Репина, сестра В. Д Поленова — талантливая художница Е.Д. Поленова и близкий друг семьи Мамонтовых Н.В. Якунчикова, которая вскоре стала женой В.Д. Поленова, а также жена и дети С.И. Мамонтова.
Вот как вспоминал о работе над церковью Васнецов: «Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши шили, вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович как скульптор, тоже высекал по камню. Своей работой он помогал нам только в свободное время, приезжал к нам вечером и по праздникам... В наезды свои, конечно, всех воодушевлял. Подъем энергии и художественного творчества был необычайным: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения...».
Неподалеку от главного усадебного дома, на пересечении аллей абрамцевского парка, стоит небольшой храм об одном куполе, с тремя апсидами. Как и древние новгородские церкви, абрамцевская церковь очень простая, словно рукотворная.
Поленов и Васнецов в архитектуре храма обратились к очень древним образцам русского зодчества. В этом выразился романтический порыв — желание приблизиться к той благословенной эпохе, в которой, по мысли Васнецова, народ и художник жили в полном единении.
Весной 1882 года приступили к внутренней отделке и возведению купола. Поленов создал проект прекрасного резного иконостаса в стиле старинных северных церквей. Он же написал на вратах «Благовещение», а Репин — храмовую икону «Спас Нерукотворный».
Васнецов принялся за изображение Преподобного Сергия Радонежского — то был его первый опыт в иконописи. Этот образ был создан Васнецовым не в русле канонической традиции (да и древние иконы тогда еще не были открыты), а в более характерной для того времени реалистической манере. Прочувствованность, правдивость образа святого Сергия, исполненного Васнецовым, тронул сердца многих обитателей Абрамцева. С.И. Мамонтов в своем дневнике записал: «Васнецов написал Сергия. Фигура вышла впечатлительная, благодаря творческому настроению, с которым художник принялся за письмо». Творческое настроение, о котором говорит Мамонтов, рождалось и из общей атмосферы постройки храма, и из вдохновенного «погружения» художника в историческое прошлое окрестностей Абрамцево. Ведь Сергий Радонежский жил именно в той местности, где сооружалась абрамцевская церковь, он созерцал ту же самую природу...
Другая работа Васнецова для иконостаса абрамцевской церкви — небольшая икона «Богоматерь с Младенцем» — стала как бы предтечей знаменитой грандиозной иконы, созданной для Владимирского собора в Киеве.
Этот первый опыт церковной живописи сильно повлиял на художника, это для него, по словам Н.В. Поленовой, было «откровение, сыгравшее немалую роль в его дальнейшей художественной деятельности». «Работа кипела, — вспоминала она. — Все жили интересами постройки, всех объединяло это общее дело, сделавшееся дорогим каждому из участников. Когда стали делать пол, и, за неимением плит, Савва Иванович решил сделать обыкновенный цементно-мозаичный, применяемый в подвалах, Васнецов возмутился. Тогда на бумаге появился набросок стилизованного цветка, и Васнецов сам по нескольку раз забегал в церковь, помогал выкладывать узор, направлял изгибы линий и подбирал камни по тонам. К общей радости, скоро вдоль всего пола вырос огромный фантастический цветок. В нем появилось что-то небывалое, творческое, и он стал прародителем нового художественного направления стилизации природы».
За несколько дней до освящения храма хватились, что не окрашены клиросы. Сначала их покрыли голубовато-зеленой краской, но получилось нечто малярно-грубое. И вновь выручил Виктор Михайлович. Он попросил, чтобы ему принесли разнообразные букеты цветов. Глядя на эти чудесные живые цветы, он сочинил нежные и веселые стилизованные цветы в орнаментах на голубом фоне клиросов.
Васнецов считал, что в нем впервые проснулся орнаментальщик именно в Абрамцеве, при строительстве церкви. Вдохновившись формами живой природы и творениями древних мастеров, художник создал изысканные образцы орнамента, которые историки искусства назовут впоследствии истоками стиля модерн в России.
Освятили храм в июле 1882 года. По архитектуре храм стал первым произведением русского модерна. «Этот день был общим праздником, в Абрамцевскую церковь было вложено так много любви, интереса и личного духа каждого из участников работы, что она на всю жизнь осталась дорогим звеном, соединяющим их всех», — вспоминала Н.В. Поленова. Через некоторое время в этой церкви венчались Василий Дмитриевич Поленов и Наталья Васильевна Якунчикова, двоюродная сестра Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.
Многие современники единодушно признали талант Васнецова-архитектора и декоратора, его роль в сложении нового русского стиля. Раньше всех это почувствовала Елена Дмитриевна Поленова. Она писала о Васнецове: «Это был один из членов кружка, в котором более чем в других выражается самобытный, оригинальный характер, совсем особое, своеобразное художественное миросозерцание. Богатство внутреннего содержания этого человека поразительное. А теплотой своего отношения к людям и жизни он привлекал к себе всех художников».
Стиль, который создал Васнецов, историки архитектуры назвали неорусским, в противоположность псевдорусскому, который лишь имитировал отдельные элементы древнерусских построек в холодно-помпезных сооружениях. Не удивительно, что неорусский стиль возник именно в Абрамцеве, художники которого с восторгом взглянули на древнее зодчество старинных русских городов, заново осмыслили и оценили его.
В 1892 году к северному фасаду абрамцевской церкви пристроят часовенку над могилой рано умершего сына Саввы Ивановича — Андрея Мамонтова. Она также была спроектирована Васнецовым, украшена нарядным изразцовым поясом, изготовленным в абрамцевской керамической мастерской. А спустя годы на погосте возле этой церкви будут упокоены хозяйка усадьбы Елизавета Григорьевна, дети Мамонтовых. В приделе церкви покоится и прах хозяина усадьбы — Саввы Ивановича Мамонтова.
В 2014-м году в канун памяти свт. Николая – 19 декабря – открылся вновь после реставрации этот уникальный духовный и культурный памятник – церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево. Церковь последний раз реставрировалась к Олимпиаде 80-го года – и после нее никаких специальных работ не проводилось, поэтому строителям и реставраторам пришлось столкнуться с целым рядом проблем.
В итоге после больших усилий, изразцы в отреставрированной церкви стали теперь намного ярче, а внутри, в алтарном окне, воссоздан уникальный витраж, сделанный по рисунку Андрея Мамонтова – его восстановили по одной из фотографий. И Поленов, и Врубель, и Васнецов, и сам Савва Мамонтов создавали всё внутреннее убранство часовни.
Церковь Спаса в Абрамцево открывает свои двери для церковных служб не чаще десяти раз в год – в основном, в памятные для семьи Мамонтовых дни. И после реставрации эта традиция останется.
Интересно, что рядом с храмом по проекту Васнецова была построена беседка в русском стиле, получившая за свой сказочный вид название «Избушка на курьих ножках». Постройка осуществилась в 1883 г. В основе избушки – сруб, сложенный из толстых бревен, опирающийся на пни и перекрытый двускатной тесовой крышей, увенчанной коньком с резной головой коня над северным фронтоном. «Из православного храма отправились мы в «капище» или нечто подобное избушки на курьих ножках… – писал М. В. Нестеров о своем первом посещении Абрамцева. – Тут русский дух, тут Русью пахнет. Все мрачно, седые ели наклонили свои ветви, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по эпической фантазии».
Вся усадьба рада визиту своих посетителей, привлекая своим поистине русским духом, а восстановленный в стиле модерна храм Нерукотворного Спаса привлекает в нее туристов и любителей русского искусства еще сильнее и сильнее…