Александровская слобода

ЕЩЁ СТАТЬИ



Материал подготовила Наталья Топоркова

 

Приезжая в город Александров, мы невольно сталкиваемся с мыслью, что центральным памятником города является Александровская слобода – монастырь, ставшей резиденцией царя Иоанна Грозного на целых 17 лет – невиданный в истории России случай, когда самодержец покидал официальную столицу на столь длительный период времени. Однако, раскрыв летописи, мы можем узнать о более раннем появлении поселения в местах, где появилась слобода. Из них мы узнаем, что первое поселение образовалось на этом месте возле деревянной церкви святителя Николая Чудотворца в 990г., на месте которой ныне находится кинотеатр «Сатурн». Позже рядом с Никольским погостом, как стали называть место возле храма, был сооружена Рождественская церковь, которая перестраивалась всего не менее восьми раз. Так в 1969 г. повелением императора Петра I из этих двух церквей была сооружена одна – каменная в честь Рождества Христова, но с приделом святителя Николая. Ныне же после долгих лет безбожной власти Рождественский собор был восстановлен, за исключением разрушенной большевиками колокольни.  Также, в связи с выделением г. Александрова в отдельную епархию в составе Владимирской митрополии в 2014 г., собор является еще и кафедральным. Тщанием настоятеля о. Александра (Шестопалова) ныне в храме восстановлен традиционно-русский пятиярусный иконостас, украшающий этот величественный собор города. По мере строительства великокняжеской Новой Александровской Слободы, поселение вокруг храма Рождества Христова стало сливаться с посадом. Название «слобода» было обусловлено тем, что те, кто в ней проживал 20 лет, освобождались от налогов и повинностей, поэтому правом на открытие подобных слобод обладали лишь государь и приближенные князья и бояре. Первым государем, обратившим свое внимание на это место и начавший здесь строительство слободы, был отец царя Иоанна Грозного – Василий III. На это его сподвиг пример западноевропейских монархов. Подобно им он захотел, чтобы в России появился свой «Версаль». После его смерти владетельницей слободы становится его жена-красавица Елена Глинская, мать царя Иоанна. В декабре 1569 г. царь Иоанн Грозный, будучи в течение нескольких лет царем в Москве, избирает ее центром своего опричного государства, куда он переезжает на постоянное жительство к большому удивлению москвичей. Здесь он ведет государственные дела, осуществляет встречи с послами. Так, в 1558 году он чествовал отличившихся в Ливонской войне солдат, в 1563 году — встречал посланника из Ливонии от польского короля Сигизмунда II, отсюда он отправлял посольства в земли Ногайскую и Черкесскую. Впервые после ордынского «молчания» именно сюда прибывают послы из Швеции, Австрийской империи, Речи Посполитой, и из Англии. Именно здесь, а не в Москве были налажены внешние сношения с европейскими монархами. Перевод столицы из Москвы в провинцию был обусловлен, по-видимому, стремлением приближенных к царю лиц в Москве ограничить его власть. О чем иносказательно сообщал и сам царь в одном из своих посланий к князю Андрею Курбскому, где он пишет, что в Московском Кремле он жил «аки червь во пламени».

Летописи донесли подробности «большого царского поезда». В Александровскую слободу государя сопровождали избранные бояре и дворяне, приказные люди, 40-тысячное войско, имущество, разместившееся на четырех тысячах саней. Целый месяц (с 3 декабря по 3 января) москвичи пребывали в неведении относительно последующих шагов Ивана IV. Этот «месяц недоумений» в обострившейся политической борьбе сыграл свою роль. Когда гонец прибыл в Москву с грамотами от царя, в слободу была поспешно собрана делегация. Челобитная, которую привезли представители высшего духовенства и боярства, была принята царем с условием: «двор и весь обиход сделать особый» — опричный. Так было положено начало опричнине. Царь и здесь продолжал бояться измены и поставил особых людей, которые обязаны были выслеживать изменников.

Иоанн Грозный еще боялся и того, что против него мог состояться заговор, в результате которого бояре хотели поставить князя Владимира Старицкого. Заговор мог иметь место, поскольку большинство бояр и народу не желало продолжения ливонской войны в Прибалтике, инициатором которой был сам царь Иоанн. Существовали и иные причины, почему царь мог предполагать готовившийся против него заговор. Дело в том, что он очень болезненно относился к возможным несогласиям с его видением политической ситуации. Дабы искоренить инакомыслие, он и переехал в Слободу, дабы здесь ввести некий подконтрольный царю орган, который бы занимался выслеживанием врагов и изменников. Этим органом стала опричнина, которая впервые создавалась именно в Слободе. Однако вместо справедливого расследования, представители из опричников, будучи никому не подконтрольными, стали проводить расправы над простым народом. Все это заканчивалось изуверскими пытками, казнями, принятием решений о разорительных походах на Новгород, Тверь, Торжок, Клин, в которых гибли ни в чем не повинные люди. Самое страшное, что в Слободе, удаленной от Московских войсковых частей, царя никто не мог остановить.

Именно здесь, в Александровской слободе, одетые по-монашески, опричники проживали вместе с царем. Все это скрывало истинные зверства, которые учиняли эти люди в рясах. Внешне все выглядело пристойно. Сам царь Иоанн написал монастырский устав, сам был игуменом этой монашеской общины, князя Афанасия Вяземского назначил келарем, Малюту Скуратова — церковным причетником, в один из приездов в Кириллов монастырь (1567 г.) пожелал даже постричься у них, выделив 200 рублей на сооружение себе келии. А его же опричники носили грубую одежду, состоявшую из нищенских одеяний на козьем меху, длинных черных монашеских посохов, снабженные железным острием. Также заметим, что царь сам звонил в колокола, служил молебны, пел в хоре опричников и даже сочинял церковную музыку. Поскольку глава Церкви, митр. Филипп, обличал царя за неправедные поступки, то созданное им иноческое братство и строгий уклад жизни воочию показывало всем, что государь ведет жизнь святого. Однако за всей этой благопристойной ширмой творились настоящие беззакония. Под нищенской рясой опричников скрывались богатые одежды, шитые золотом, а у пояса — длинные ножи. В 1570-1571 гг. самих опричников постигла жестокая расправа: по подозрению царя одни братья были зарезаны, а другие были повешены на воротах собственного дома, утоплены, либо брошены в темницу. Даже у послов, прибывавших в слободу на прием к царю Иоанну, оставались недобрые воспоминания. Так, сохранились впечатления датского посла Якоба Ульфельдта, где русский царь им назван «жестоким фараоном».

Из светлых страниц Александровской слободы мы можем отметить то, что здесь царь проводил смотры невест. Так, на одном из них из 2000 девушек царь подобрал себе невесту после смерти Марии Черкасской. Ею стала Марфа Собакина, родственница Малюты Скуратова, что очень сильно придало ему веса. Эта женщина стала третьей женой Иоанна Грозного.

Во время пребывания царя в слободе, туда была перевезена первая в России типография, в Александровскую слободу вслед за государем приехали лучшие зодчие, иконописцы, музыканты, при дворе работала книгописная мастерская, а также был создан прообраз первой консерватории. Есть основания полагать, что в Александровской слободе находилась и легендарная «либерия» — пропавшая библиотека Грозного.

На территории Слободы восстановлены интерьер и убранство царских палат. Это и государев двор, и дворцовые палаты XVI века, и «Средневековые подвалы». В них сохранились интерьер домового храма Иоанна Грозного, а также некоторые древние произведения культуры и быта. В столовой палате одного из сооружений XVI века на территории слободы восстановили интерьер и убранство столовой, где принимал пищу государь Иоанн Грозный. По свидетельству историков и летописцев, скатерти на столах были намеренно длинными и спускались почти до пола, поскольку богатые посетители, как правило, использовали их концы для вытирания рук после еды. В другой комнате был восстановлен интерьер постольного сенника или спальни, говоря современным языком царя Иоанна. В ней царь Иоанн Грозный проводил свою первую ночь со своей избранницей – уже третьей женой – Марфой Собакиной. Убранство сенника свидетельствует о монаршем столичном статусе Александровской слободы. В средневековых подвалах Слободы сохранились места, где проводились казни и пытки опричников. На территории слободы сейчас представлена также и выставка «Сокровища земли Александровской», на которой представлены сохраненные коллекции произведений русской иконописной школы, древние церковные книги начала XVI века («Апостол», «Апракос полный»), а также предметы декоративно-прикладного искусства XVII в. (потиры, оклады к иконам, миниатюрные образки, кресты, лампады, кадила).

Как память о слободе времен Грозного, сохранились сведения о ней не только в записках иностранцев, русских летописях, но и в произведениях литературы и музыки. Наиболее известными стали «Князь Серебряный» А.К. Толстого и опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста».

С Александровской слободой связано множество легенд и преданий. Одно из них — о Никите Холопе, дерзнувшем впервые в истории человечества пролететь над землей на деревянных крыльях, существуют споры о причине смерти сына царя – царевича Ивана, смерть которого послужило скорому возвращению царя в Москву. Существует несколько разных версий убийства сына. По одной из них он был убит Грозным в слободе, по другой он был отравлен ртутью, причем в год смерти сына и сам Иоанн также был отравлен ртутью, которая и привела последнего к смерти через три года по возвращении из слободы. По оценкам медиков три года — это как раз срок, в течение которого действие ртути в теле человека приводит его к смертельному исходу. Однако это уже является делом историков. Мы же перейдем к развитию событий, связанных с последующей судьбой загородной резиденции царя после кончины Иоанна Васильевича Грозного. Спустя короткое время правления его сына Феодора Иоанновича, уже в течение которого имущество слободы было практически полностью разорено, а ценные вещи разграблены. Потом наступило смутное время, в процессе которого поляки подвергли уничтожению и захвату многие русские земли. Пострадал и г. Александров. Однако чудом Божиим во время польско-литовского нашествия два городских храма — Рождественский и Никольский — чудом уцелели, а уже позже, с воцарением дома Романовых, в 1649 г. купцы Александровской слободы захотели обустроить из опустошенной старой царской резиденции женскую обитель. Ради этой цели они упросили жившего поблизости преп. Лукиана начать создавать здесь монашескую жизнь. Первых насельниц постригал сам преп. Лукиан в поновленном и расширенном Рождественском храме, который стал колыбелью для будущего монастыря. С приведением зданий резиденции в порядок инокини переселились в Слободу. Сам же Лукиан теперь окормлял сразу две пустыни – одну мужскую, им основанную, а другую – девичью, к которой он с любовью относился до конца жизни, где и преставился. Она получила название Успенской девичьей обители, которую не следует путать с Александровским монастырем в Суздале, который освящен в честь св. Александра Невского. Честные мощи преп. Лукиана, основателя Успенской обители, ныне почивают в основанной им первой обители, получившей название Лукианова пустынь, находящейся в 10 км к северу от г. Александрова. Продолжателем дела преп. Лукиана стал преп. Корнилий, мощи которого поныне почивают в главном Успенском соборе обители. Тогда обе обители были известны далеко за пределами Суздальской епархии своим высоким духовным строем и внешним благолепием. С 1658 года преподобный Корнилий подобно своему руководителю – преп. Лукиану, был также «учинен строителем и духовником обеих обителей – Лукиановой и девической в Александровой слободе». При нем количество сестер возросло до двухсот человек. Обители, как та, так и другая, стали частыми местами посещения государей Алексей Михайловича и его сына Феодора Алексеевича, многих знатных бояр и особ.

В монастыре было сооружено множество храмов. В период с 1698 по 1707 годы в монастыре проживала сестра царя Петра I Марфа Алексеевна, приняв иночество с именем Маргарита. Ее примеру последовали многие именитые московские боярыни. В 1727 г. монастырь уже насчитывал 400 насельниц. Бывал в монастыре и святитель Дмитрий Ростовский. Интересно, что при устройстве деления монастырей на три класса императрицей Екатериной II Успенский девичий монастырь попал в четверку женских монастырей в Российской империи, относящихся к первому классу, так что ближайшие к игумении 100 монахинь получали жалование из казны. При этом образец жизни монахинь в нем ставили на Синоде в пример для других обителей, а самых достойных ждало избрание для постановления на игуменское кресло в другие женские монастыри империи. Но вот наступило новое время испытаний для всей русской земли – революция 1917 г. К этому времени в обители насчитывалось 300 насельниц. 13 февраля 1923 г. она была ликвидирована советской безбожной властью, а все имущество было передано музею. Многим монахиням пришлось претерпеть тяжелый исповеднический крест. Так, репрессиям подверглись игумения Тамара и не менее 10 насельниц как монахинь, так и послушниц обители. За время лишь первого десятилетия пребывания советской власти большинство построек было занято хозяйствами, храмы стали использоваться под хранилища и склады, также уничтожено монастырское кладбище вместе с гробницами царевны Феодосии Алексеевны и инокини Маргариты (царевны Марфы), на месте которого были устроены огороды. Однако не попустил Господ продолжаться этому запустению слишком долго. С наступлением 1000-летия крещения Руси, отношение к религии стало более нейтральным у властей. Успенскую обитель удалось открыть 10 ноября 1991 г., однако и поныне не вся территория древнего монастыря отдана в наши дни. По-прежнему ряд храмов и построек принадлежат музею, однако отдан главный храм обители – Троицкий собор, который ныне восстановлен во всем своем величии. Так, пятиярусный иконостас в храме сооружен ныне на основании сведений о существовавшем во второй половине XVII века иконостасе, а росписи в соборе выполнены в исконно русском стиле церковного письма. Сохранились врата в храме – с западной стороны – Тверские, а с северной – псковские, которые царь привез из этих городов. Они весьма тяжелые, а на северных вратах можно увидеть также и церковные росписи золотой нитью по металлу. Также сохранилась древний образ Черниговской Богоматери, перед которым молился царь Иоанн. Росписи в соборе посвящены циклу жизни Богоматери, на западном фасаде изображена обширная, на всю высоту стены сцена Страшного суда. Внизу для молящихся сооружены молитвенные стасидии, в которых допускается присесть во время чтения молитв в храме. На сегодняшний день количество сестер в монастыре не велико – всего около 15 человек. Порой им приходится заменять должности тех, кто раньше занимался охраной монастыря. Создается впечатление, что монастырь вновь нуждается в помощи, которой не хватает. С молитвой и любовью они встречают здесь как паломников, так и туристов, проводят небольшие экскурсии, благоукрашают обитель цветами, аллеями. В монастыре можно посетить церковную лавку, попробовать монастырскую выпечку, сделанную руками самих монахинь. В монастыре среди сестер существует и скромная иконописная мастерская, где одна монахиня пишет иконы, одна из которых уже помещена в главном Троицком соборе.

В Троицком Соборе также находится ковчежец с мощами 150 угодников Божиих. Этот старинный мощевик был возвращен монастырю музеем в 1992 г.

Интересно, что ныне возобновлена традиция совершения крестного хода, установленного еще преп. Лукианом из его Богородице-Рождественской обители в Успенский монастырь в Александрове, прекратившаяся после 1923 года. Примечательно, что в этом году он был приурочен также и к 20-летию со дня обретения св. мощей преп. Корнилия Александровского. Монастырь также располагает подворьем, находящимся в с. Снегиреве Кольчугинского района Владимирской области, которое до революции представляло из себя поместье дворян Салтыковых, а уже в наше время, в 1993 г. было передано для восстановления Успенскому женскому монастырю.

Побывав в этом древнем городе и в Александовской слободе, любому удастся вдохнуть воздух истории нашего отечества, а также напоить свою душу ростками Божественной благодати, исходящей из святых мест этого древнего города, а также поучаствовать в его церковной жизни. В этот замечательный древний русский город необходимо съездить каждому, кому небезразлична история нашей страны, а также кому интересно прикоснуться к святыням и вдохнуть воздух Божественной благодати, скрывающейся в этих таинственных уголках нашей Родины.

 

Фотоальбом: