Материал подготовила Наталья Топоркова
Дом слепоглухонемых расположен в одном из микрорайонов г. Сергиева Посада. Начинал свою деятельность в нем иером. Зенон. Он был там примерно в период с 2000 по 2003г., после чего скончался от длительной болезни. Он внес большой вклад в развитие и положил начало строительству малого домового храма в честь прп. Сергия внутри детского дома. Однако данный храм не удовлетворял нужды всех желающих прийти помолиться, поэтому в 2006 г. началось строительство нового храма. Проектом нового храма заинтересовалась Свято-Троицкая Сергиева лавра, которая и помогла начать строительство. В то время одни из руководителей «Промсвязьбанка», а также одного ядерного разработчика пожелали, обратившись с просьбой к владыке Феогносту, пожертвовать свои капиталы в какой-либо богоугодный проект. В это время как раз ощущалась острая необходимость в строительстве храма для дома-интерната.
Основное здание храма было сооружено в кратчайшие сроки, после чего было принято решение о постройке придела в левой части храма, который был бы открыт для просмотра глухими детьми, поэтому ограждения алтаря сделаны на уровне стола, так что видно все, что происходит в алтаре за богослужением.
У детей, которые не могут видеть, активно развит слух: они задействованы на клиросе довольно активно, очень хорошо поет и пишет стихи девочка Анастасия. А Диана даже наизусть знает всю службу. Мальчик Влад на первом богослужении после открытия храма был назначен самим владыкой для прочтения проповеди. В то время ему было 8 лет. Когда было освящение храма, шел 2008 год. Сейчас ему 15, и он, конечно, увлекся современной музыкой. Он сложный парень, современный мир с его девайсами – компьютером и телефоном — привлек и заманил его очень сильно, но, тем не менее, он пишет замечательные стихи, причем, когда читаешь их, создается впечатление что их мог написать лишь человек, проживший немалое количество лет и много повидавший на своем жизненном пути, но никак не мальчик 12 лет.
В храм приходит много и обычных детей с родителями, так что 50/50. Наши воспитанники не приспособлены дл посещения обычных богослужений. Например, любой слепой может стоять с ногой, оттянутой вперед и раскачиваться – это нормально для них. Придут они в обычный храм – их там просто не смогут понять. Нарушение психики.
В целом дети другие. Не то, что в миру. Те имеют больше злобы, а эти, если и ругаются, то по-дружески и быстро все забывают. Нет злости.
После о. Зенона, очень полюбившего детей и наладившего эти взаимоотношенияв интернате, и, кстати, в единственном интернате для слепоглухонемых, имеющем в России федеральное значение. Большинство детей в трудном состоянии, их надо успокоить и поддержать. С ними бывает морально тяжело работать.
Сейчас настоятелем после о. Мелетона стал о. иером. Феофилакт. На территории находится храм в открытом доступе.
Специальный коридор, украшенный декорациями и колокольчиками, ведет в само здание интерната, где живут дети. На его территории находится даже павлин. Он красивый на вид, но кричит очень «некрасиво». Так вот слепые дети не могут понять, почему его завезли сюда, ведь он же некрасиво кричит… Они не видят его красоту, поэтому они просто не могут понять, зачем он тут нужен. Однако слепые дети со временем начинают понимать, что такое красота, но все равно это понятие очень обрезанным получается…
Дети учатся здесь и находятся здесь до 16 лет. Сам интернат сотрудничает с Марфо-Мариинской обителью. Духовными руководителями их являются владыки Пантелеимон и вл. Архиеп. Феогност. Например, девочка Анастасия (слепая) очень хорошо знает службу и будет с благословения вл. Феогноста, духовника обители, построенной царицей Елизаветой Феодоровной, поступать в Елизаветинскую гимназию при Марфо-Мариинской обители.
Судьбы тех, здесь живет, трудно понять и представить. Они очень много пострадали. Их лишили родителей, и еще нет слуха или зрения. Одного мама бросила с балкона, и он потерял зрение в 2 года, другого нашли на помойке с бананами в Якутии, теперь он читает проповеди в храме и увлекается музыкой.
Оказывается, детей можно научить говорить, даже если они глухие. Есть специальные технологии. А детей, которые не могут видеть и говорить, обучают речи через пальцы, накладывая одни на другие, дают понятие о том, что такое буквы, а прикладывая руку к горлу, объясняют, как звучат звуки, после его они могут повторить их.
Общение с детьми – невыразимо тяжелое, и требует большой отдачи, потому что даже 10 минут проходит, и они уже теряют внимание, бдительность, и их снова надо «раскачивать». Такая же проблема с обычными детьми. Что уж говорить про этих, плюс проблемы с психикой есть почти у всех. Однако, несомненно, радует то, что сотрудники, которые работают с детьми, преодолевают трудности с улыбкой на лице. Во время беседы на их лицах светились улыбки, как будто они пришли с большого торжества. (Ирина и Владимир). Видимо, как сказал Владимир, где есть тяготы и страдания, там и большая всеукрепляющая Божественная благодать.