Материал подготовила Наталья Топоркова
С давних времен русские обители строились на красивом месте, чтобы место Божией славы издали было видно всем. Так и пустынь преподобного Давида расположена на холмистом берегу реки Лопасни, в нынешнем предместье города Чехова. В этой местности речка делает живописный изгиб. Берега ее окружены стеной густого леса, который простирается на несколько километров.
Святой Давид, основатель обители, причислен Русской Православной Церковью к лику преподобных. Это значит, что через подвиг монашеского уединенного жития он направлял все силы своей души на угождение Богу, творение добра. Будучи чуть более двадцати лет от роду, Давид оставил суету мира сего и удалился в Пафнутиев Боровский монастырь. Было это предположительно в начале 1470-х гг. Чуть позже он принял постриг с именем Давид в честь преподобного Давида Солунского. Приняв монашество, юный Давид окончательно отрекся от мира сего и славы.
После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и, приняв монашеское пострижение 13 февраля 1460 года от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.
По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвещенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.
В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года незадолго до своей кончины посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием. Более пятидесяти лет подвизался преподобный Давид в монашестве, был отцом-кормильцем всего окрестного населения.
Недалеко от Свято-Вознесенской Давидовой пустыни находится село Талеж. Это небольшое село, расположенное рядом с подмосковным городом Чехов, известно далеко за пределами Москвы и Московской области. Здесь, в подворье Давидовой пустыни, находятся храм во имя преподобного Давида Серпуховского, звонница, родник со святой водой, мужская и женская купели. Верующие люди считают, что вода из святого источника в Талеже целебная, особенно благотворно ее воздействие на страдающих заболеваниями глаз и органов пищеварения.
Первое упоминание о Талеже относится к 1328 году. Стоит отметить, что это место связано со многими известными людьми. В XVIII веке Талеж по велению Екатерины II перешел во владение графа Владимира Орлова, который спустя некоторое время построил здесь Храм Рождества Богородицы. Существует множество легенд, связанных с этим удивительным местом. Появляются и разные современные легенды. В годы советской власти монастырь пришел в запустение и потом был восстановлен при финансовой помощи влиятельных бизнесменов.
До сих пор идут споры о том, каким образом был восстановлен монастырь. Дело в том, что в 90-е годы Давидовой пустыни жертвовали деньги люди с сомнительной репутацией, например Антон Малевский. Тем не менее, именно благодаря усилиям этих людей восстановлена святая обитель. По одной из версий, сын Антона Малевского был сильно болен в раннем детстве, после посещения источника в Талеже болезнь отступила, и предприниматель пожертвовал деньги на восстановление Давидовой пустыни и источника. И сейчас есть свидетельства благодатной помощи болящим людям, искупавшимся в талежском источнике.
Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. Православные люди приходят сюда, чтобы испить живительной влаги и обрести утешение, унося с собой частицу благодати Всевышнего.
На огороженной охраняемой территории, находятся собственно святой источник, над которым возвышается часовня в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник, храм-часовня во имя преподобного Давида, звонница, две купальни: мужская и женская, беседка и дом священника. В этом месте хочется находиться. Здесь царит какая-то неповторимая атмосфера. Ландшафтный дизайн территории продуман до мелочей, всё сделано для людей.
В восточной части села Талеж находится Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он также относится к подворью Давидовой пустыни. В 1939 году в храме были прекращены службы, и постепенно он пришел в запустение. К счастью, силами братии Вознесенской Давидовой пустыни и местных предпринимателей храм был восстановлен и более чем через 70 лет здесь начали служить литургии. В храме до сих пор идут реставрационные работы, но красоту внутреннего убранства и внешнего величия можно увидеть уже сейчас. Красота монастыря поражает своим величием и простотой одновременно, многовековая история нашей страны и современность переплелись воедино. И на страницах истории святой обители появляются новые случаи благодатной помощи болящим и страждущим.