В конференц-зале фирмы NIKKEN |
Наконец-то мне представилась возможность опять порадовать читателей встречей с православным врачом с мировым именем, который целиком отдаёт себя служению Богу и ближним, пользуется их любовью и уважением во всех уголках России и далеко за рубежом. Ближними стали для него тысячи больных, которых он лечит, и сотни врачей, которых он учит. Итак, по просьбе «Русской Берёзы» я беседую с доктором медицинских наук, профессором, заведующей кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии на факультете повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов Раисой Яковлевной ТАТАРИНЦЕВОЙ.
Лечение и коммерция трудно совместимы
— Раиса Яковлевна, Вы много лет работаете на факультете усовершенствования врачей, которые приезжают к Вам для повышения квалификации со всей России. И сами часто ездите в командировки. Поэтому хорошо знаете, что происходит на местах. Скажите, пожалуйста, что случилось с российской медициной: даже в Подмосковье, не говоря уже о глубинке, стало невозможно найти хороших врачей и получить квалифицированную медицинскую помощь. А в больших городах – или огромные очереди, или большие деньги, которые отнюдь не гарантируют качественное обслуживание. Куда подевались классные и бескорыстные специалисты, которыми славилась советская медицина?
— Многие ушли в коммерческие структуры. Несколько лет назад я спросила ректора Рязанского медицинского университета, с которым мы беседовали о сотрудничестве, почему у них нет кафедры традиционных методов лечения: ни мануальной терапии, ни фитотерапии, ни апитерапии – ничего не преподаётся? Он ответил, что в университете очень маленькая зарплата у преподавателей, никто на такие деньги не идёт.
А если кто-нибудь где-нибудь выучится чему-нибудь, то он старается открыть свой центр, чтобы сразу зарабатывать деньги. То есть, кафедры нет не потому, что её не хотят открыть, а потому, что никто не хочет преподавать студентам традиционные методы. Но таких специалистов нет не только в Рязанской области.
Заведующая кафедрой православных врачей |
Недавно ко мне приехала директор Центра традиционной китайской медицины из Екатеринбурга с просьбой открыть там выездной курс нашей кафедры, потому что в городе и в ближайших регионах нет мединститута, который бы готовил таких специалистов. А буквально вчера я разговаривала по поводу Нижнего Новгорода: там на нас вышли руководители лечебных учреждений, потому что им тоже негде готовить для себя такие кадры. Как видите, это проблема не только Подмосковья.
Не знаю, сколько врачи получают в глубинке (я работаю в учебном заведении, в другой структуре). Но то, что многие стремятся зарабатывать именно в коммерческой медицине, такая тенденция есть.
— Что же делать, Раиса Яковлевна, как лечить нашу медицину от болезни коммерции?
— Мне кажется, что верующие врачи немножко по-другому смотрят на ситуацию. И через таких врачей, наверное, можно это всё поправить. Например, на нашу кафедру православные врачи и из приходов приезжают и от знакомых монахов, и от священников знакомых. Это люди верующие, которые хотят обучаться, чтобы в глубинке помогать малоимущим.
— А общая тенденция неутешительна для бедных россиян?
— Да, если врач научился чему-то такому, чего нет у других, то он, как правило, уходит из государственных структур в коммерческие. Он открывает частную практику для элитной публики. Я многих таких знаю и в Москве, и в глубинке. Но часто бывает, что он и специалистом-то не является толком. А зарабатывать много хочет.
Михаил, вы же знаете, что я много лет работаю в официальной медицине – этим летом будет уже 44 года. Так вот, несмотря на такой большой стаж, огромное количество специальностей и дипломов, я знаю и умею далеко не всё. А уж если говорить о враче, у которого стаж небольшой и что-то новое он изучил недавно, он никак не может быть хорошим специалистом, чтобы практиковать за большие деньги.
Лекция профессора и внучки |
Лет десять назад у меня на кафедре учился один доктор – очень посредственная такая личность. До этого он долго работал просто судовым врачом, но считал себя хорошим мануальным терапевтом. Сейчас он работает в коммерческом центре в центре Москвы на Смоленке – так я после него столько пациентов ремонтировала…
Одной женщине он сказал: «Будем шлифовать спинку». Но после его сеанса она так разболелась, что просто криком кричала. Ночью меня попросила приехать её дочь, я посмотрела — а у больной вывихнута плечевая кость. И он ей «спинку шлифовал» за приличные деньги, а не заметил вывиха плечевой кости! Я вправила женщине плечо – и она уснула.
— Но если в стране всё останется по-прежнему, то коммерциализация медицины будет продолжаться. У кого же тогда лечиться бедным людям?
— Я считаю, что в медицину всё-таки надо идти по призванию. Тогда не смущает и зарплата не очень большая. А человек, который не получает удовольствия от своей работы, делает её, совершая насилие над собой, по принудиловке, он не может хорошо работать. Это касается любой работы: что картины писать, что двор подметать. Но врач – эта такая особенная профессия, от которой зависит здоровье и жизнь людей. В медицину нельзя идти просто так, потому что халат белый, работа не грязная и престижная. Здесь должны работать люди добрые и милосердные, которые любят своих пациентов и готовы жертвовать для них материальными благами.
— Похоже, что таким альтруистам нет места в коммерческой медицине, которая паразитирует на болезнях пациентов и вовсе не стремится их вылечить?
— Да, вы правы. Однажды мне предложили работать по совместительству в одной престижной клинике. Я встретилась с главным врачом, и она стала расспрашивать, какими же методами я работаю. Я ей добросовестно рассказывала, как мы делаем здоровыми даже тяжело больных, которым ничего не помогало. Потом некоторое время наблюдаем их – и всё. Больше они не нуждаются в нашей помощи.
Мимика и жесты помогают убеждать |
А она мне говорит: «Нет, это нам не подходит. Надо так: диагностика – лечение, диагностика – лечение, диагностика - лечение…» Я спрашиваю: «А что лечить, если я всё там исправила, поставила, травы дала, питание отрегулировала. Лечить-то что?» Она отвечает: «Нет, нам такой подход не годится». Мол, это не выгодно. Я говорю: «Так от этого пациента вылеченного ещё другие придут.» - «Это нет гарантии», - заявляет она.
— То есть надо создавать видимость лечения, чтобы пациенты были гарантированно больными и непрерывно ходили к врачам?
— Ну да. Надо устранять одни симптомы, чтобы появлялись другие, которые тоже надо устранять, не ликвидируя причины болезней. Чтобы пациенты были «в процессе». Короче говоря, мы друг другу не понравились.
— Раиса Яковлевна, где же в глубинке взять таких врачей, какие у вас на кафедре работают, честных и добрых, которые любят своих пациентов, а не их кошельки?
— Ну, врачей-то на свете много. Всё больше становится православных медиков, которые работают по совести и реально помогают больным, а не создают видимость. И мы на кафедре стараемся передать коллегам свою убеждённость в верности такого подхода. К нам приезжают со всей страны и из зарубежья. А наша кафедра работает уже пятнадцатый год.
— Как за это время изменился качественный состав врачей: больше стало коммерсантов или работающих по призванию?
— Об общей тенденции я уже рассказала. Но нас как-то Бог милует. К нам приходит всё больше верующих врачей. Они стараются всё изучать добросовестно и реально помогать больным.
— А где они потом работают?
— Вот недавно приезжала на цикл лекций доктор из Ярославля. Знакомая монахиня просила её обучить, чтобы потом она лечила там прихожан. У неё в семье много священников и монахи есть. Она врач-терапевт, но решила ещё изучить мануальную терапию, чтобы помогать многим. Она очень верующая и честно лечит больных, а не делает бизнес. Всё-таки есть такие врачи, понимаете. Но их надо искать.
Наглядные пособия |
А однажды ко мне приехал из глубинки доктор с десятилетним стажем мануальной терапии. Думал, что он всё знает, и попросил просто выдать ему сертификат. Мол, зачем мне учиться, ведь я много лет работаю. Говорю ему: «Вы знаете, я сейчас за несколько секунд докажу, что вы многого не знаете». И стала его экзаменовать по тазовым дисфункциям: как правило, врачи этого не знают, даже если долго работают. И он был очень удивлён, что, оказывается, не знает многого.
Надо отдать ему должное: он не стал кичиться, а сказал: «Ну, хорошо, я буду учиться.» И прошёл у нас полную первичную подготовку заново, будучи уже врачом со стажем. А потом на стажировку нас пригласили в медицинский центр в Коломне при женском монастыре (там игумения – матушка Ксения). Среди их пациентов есть и дети, мальчики и девочки. И он там помогал мне – лечил мужскую часть приюта, а я - женскую. Он был так счастлив, что поработал в монастыре, очень был рад, что я взяла его с собой потрудиться.
— При монастыре есть медицинский центр?!
— Да, и уже давно. Я знаю этот центр уже лет двадцать. К матушке Ксении меня когда-то послал старец Наум из Троице-Сергиевой лавры. Мы с ней встретились, очень долго разговаривали. Тогда монастырь только восстанавливался и выглядел очень печально. Я время от времени приезжала туда лечить людей и видела, как монастырь преображается. Сейчас он просто прекрасен. Там есть и медицинский центр, и рукоделия, и много другого.
— Какие услуги оказывают в медицинском центре?
— Центр довольно большой. Там есть терапевт, мануальный терапевт и много других специалистов. Все они миряне. Но однажды мне прислали из Коломны на обучение монахиню (с высшим медицинским образованием). Она, конечно, в основном смотрела и слушала, потому что монахи должны молиться, а не делать массаж. Но она может подсказать врачу-терапевту, как оказать помощь в экстренных случаях, когда рядом нет врачей мануальной терапии.
Ради этого стоит жить
Раиса Яковлевна в своём кабинете |
— Раиса Яковлевна, я наблюдаю за вами много лет, со времени основания вашей кафедры православных врачей, которая тогда была первой в России. И всегда удивляюсь, как много людей вы лечите бесплатно, хотя в университете у вас большие финансовые обязательства и надо где-то зарабатывать. И сотрудники кафедры берут с вас пример в делах благотворительности.
Я очень рад, когда вижу подтверждение православной истины «не оскудеет рука дающего»: кафедра успешно развивается, выпуская огромное количество специалистов – ваших единомышленников. Так скажите на милость, почему вы не берёте денег со священнослужителей и малоимущих мирян?
— Нормальные православные люди – они монастырям должны лепту давать, а не с монастырей брать. Если я за приём буду брать деньги с монаха или священника – кто я тогда такая вообще?
Когда мы в храм приходим, то денежку какую-то даём или продукты – кто что может, потому что батюшка тоже кушать хочет. Ему и рясу сшить надо и крышу прохудившуюся починить. Много там чего.
— То есть бесплатное лечение – это благотворительность, которой должен заниматься православный врач, стремящийся к спасению души и жизни вечной?
— Думаю, что так. Но деньгами я не могу сильно помогать, поскольку у меня их нет, а своей работой могу. Приём у профессора стоит довольно много даже и в государственном заведении – а у меня бедный человек получит эту помощь бесплатно.
— И не только монах?
— Многие батюшки, монахи и монахини просят полечить малоимущих мирян. И не только я, но и мои сотрудники никогда не откажут полечить. Это даже вопросов нет. Потому что есть очень бедные семьи, которым нельзя не помогать.
— Где, кроме Коломны, вы ещё лечите в глубинке?
Раиса Яковлевна и Анюта после лекции |
— Я регулярно бываю в командировке в Уфе. Там у меня выездной курс, где очень хороший руководитель. Там есть благотворительный фонд Лиги Здоровья Нации Республики Башкортостан, который возглавляет Рима Римовна Шайдулина. Четыре года назад мы с ней затеяли подготовку врачей для Башкортостана. Она побывала в нашем университете, подписала договор и просила меня периодически приезжать в Уфу. Особенно много поездок было в последний год. Раньше нас и знали мало, и специалистов надо было научить. А теперь мы с ними лечим деток из неполных и малообеспеченных семей, детей из приемных семей.
Там есть Республиканский Центр народной медицины и апитерапии – наша клиническая база. К нему прикрепили несколько десятков детей-сирот из патронатных семей, которым помогают бесплатно. Директор этого центра не врач, а пчеловод, он доктор сельскохозяйственных наук. И все, что там на пчёлах зарабатывают (кремы, мази, шампуни разные), идёт потом в медицину. На эти деньги и был построен очень красивый медицинский центр в виде пчелиных сот. Мы с Римой Римовной там проводим лекции и практические занятия для врачей.
Кто-то надоумил директора этого помогать детеям-сиротам, которых взяли в семьи. Когда я в последний раз была в Уфе, то полечила там около тридцати таких детей. Добрые люди усыновили и удочерили не только здоровых детей, но и с патологиями, иногда тяжёлыми. И мы им помогли, есть очень хорошие результаты.
Ещё там есть школа-интернат для детей с ограниченными возможностями. Там все дети – инвалиды с детским церебральным параличом и другими тяжёлыми недугами. Некоторые из них – сироты, у других есть родители. Но все они очень больные. И мы с Римой Римовной пытаемся им помогать. Школы здоровья проводим и лечим этих деток.
— Бесплатно или благотворительный фонд вам оплачивает?
— Конечно, бесплатно, это же сиротки. Там есть одна семья, она вообще двенадцать сирот взяла. Отец – физик-ядерщик, а мама – педагог. Сами понимаете, зарплаты у них маленькие. Ещё есть родная дочка, они приводили её вместе с приемными детьми. Естественно, я и за эту девочку не взяла денег, ведь она из такой семьи.
— А почему Рима Шайдуллина занимается этой благотворительностью?
— По профессии она не врач, а адвокат. Когда мы с ней познакомились, Рима Римовна очень тяжело болела сахарным диабетом. Но, с Божией помощью, удалось её вылечить. После этого она сказала: «Если Бог вернул мне здоровье, то я должна взамен что-то дать людям». Свою миссию в этом увидела. Создала общественную организацию «Искусство здоровья республики Башкортостан», возглавила благотворительный фонд и представляет наш РУДН в Башкортостане, то есть она стала проводить большую благотворительную работу. Она всё там организует, а я только приезжаю читать лекции врачам и лечить детей в рамках этой благотворительности.
Вот один пример такой работы. Из патронатных семей был очень яркий такой случай. Приёмная мама привела ко мне девочку лет трёх и сказала, что не знает, что с ней делать. Дочка во сне всё время куда-то лезет, переваливается и разбивается. Мама и подушками её обкладывала, и коврами загораживала, но толку от этого было мало. «Уже всю ночь караулю её, смотрю, чтобы не поранилась», - жаловалась она.
Я посмотрела девочку: у неё были сильно сжаты швы на костях черепа, я их расслабила (с помощью специального массажа – М.А.Д.). Через два дня они пришли, и мама говорит: «Вы знаете, она две ночи даже не шевелилась во сне, только дышала». Просто у неё, видно, по ночам голова сильно болела за счёт компрессии швов черепа.
А когда мы с Римой Римовной закончили работу в интернате для детей с ограниченными возможностями, ко мне подбежали две девочки, которые раньше очень плохо владели конечностями. Они на мне стали виснуть, обнимать-целовать. Одна говорит: «У меня ручки стали лучше работать». А другая: «Посмотрите, у меня ножки стали быстрее ходить». Слёзы у них на глазах…
Русская Берёза в гостях у профессора Татаринцевой |
(Рассказывая об этом Раиса Яковлевна сама не могла сдержать слёз. Её речь прервалась. Потом она глубоко вздохнула и усилием воли продолжала рассказ. – М.А.Д.)
Понимаете, ради этого стоит жить, когда ты видишь, что что-то полезное сделала для таких детей. Конечно, я с радостью это делаю.
У меня тогда даже кофта протёрлась на локтях, потому что я села за кушетку и не вставала из-за не несколько часов. Лечила-лечила-лечила, ассистенты только простынки меняли. Я только руки мыла – и опять, и опять.
— Какие у вас планы на будущее, Раиса Яковлевна?
— Сейчас мы формируем православный хутор в Боровском районе Калужской области. Ходили к отцу Власию в Боровский монастырь и попросили взять над нами шефство. Он согласился быть духовником хутора.
Доцент нашей кафедры Андрей Васильевич Акинфиев, в прошлом военный врач, уже проводит там военно-патриотическую работу с… трудными подростками, прикреплёнными к детской комнате милиции. Он из них сделал такой образцовый казачий полк, ему даже грамоту Московской Патриархии недавно за это дали. Летом около хутора работают археологи – юные казаки живут в палатках рядом с ними. И там тренируются под руководством атамана в полевых условиях. Программа подготовки детей в кадетских корпусах очень разнообразна, в ней есть и медицинская часть. Ребята изучают методы оздоровления и выживания, способы оказания экстренной помощи. Кадетов обучают не только боевым искусствам, но и навыкам медицинской помощи пострадавшим, учат их быть милосердными. Такие дети – светлое будущее России.
Спите на здоровье
Тут я должен рассказать предысторию этой публикации. Получив добро от главного редактора на встречу с профессором Татаринцевой, я взял у неё интервью по телефону. Из ответов Раисы Яковлевны читатели могут узнать о счастливчиках, которых она и ей ученики вылечили бесплатно. Они готовы помочь и подопечным фонда «Русская Берёза», но силы у них не велики. Кафедра православных врачей не сможет принять и сотой части всех читателей газеты и сайта. Зная об этом, я счёл бы себя не в праве вообще рассказывать многотысячной аудитории об этом замечательном коллективе, если бы не имел возможности сделать подарок буквально каждому читателю. Чтобы получить эту возможность, съездил на лекцию Раисы Яковлевны Татаринцевой, которую она на этот раз провела не перед врачами, а перед больными. Узнал на ней много интересного и полезного о том, как можно самостоятельно поправить и поддерживать своё здоровье. И эти знания дарю нашим читателям.
Лекция проходила в Московском офисе японской фирмы NIKKEN (улица Летниковская, дом 10, корпус 4) , специализирующей на разработке, производстве и продаже товаров, которые позволяют создать в городских квартирах условия, близкие к природным, и таким образом значительно улучшить здоровье, повысить качество и продолжительность жизнь горожан. Спасибо японцам: они предоставили зал и всё необходимое для лекции знаменитого профессора, на которую в других местах далеко не все имеют возможность попасть. И Раиса Яковлевна, как обычно, выступала перед больными бесплатно.
Слов нет: товары фирмы NIKKEN прекрасны: они позволяют даже в российских квартирах создать условия, как в Японии, где средняя продолжительность жизни самая большая в мире – 90 лет (а на острове Окинава – 115 лет!). Но эти товары не по карману большинству россиян (зарплата у них очень далека от японской), а тем более – для подопечных «Русской Берёзы». Поэтому я опущу рекламу этой продукции, а расскажу о простых советах профессора Татаринцевой, которым могут последовать даже самые бедные.
На лекции шла речь о том, как победить бессонницу и сделать свой сон здоровым, восстанавливающем силы и работоспособность. Оказывается, очень много зависит от подушки. Она должна помогать позвоночнику принять правильное положение, особенно в шейном отделе. Если подушка слишком большая, то человек горбится, лежа на спине или сильно изгибается на боку. При таком неестественном положении пережимаются позвоночные артерии и ухудшается кровоснабжение мозга. Ещё хуже оно бывает при противоположной крайности, когда подушка слишком маленькая или её вообще нет: тогда голова сильно запрокидывается назад. Но её запрокидывание более 15 градусов практически полностью пережимает шейные артерии. В результате в мозге резко уменьшается приток артериальной и отток венозной крови; он может вообще прекратиться. Возникает застой крови – ночью мозг не отдыхает и не восстанавливается, не регулирует регенерацию органов и систем. Утром человек встаёт разбитым, у него нет сил для работы. Вот почему нельзя спать «на доске», как делают некоторые энтузиасты оздоровления: слишком сильно запрокидывается голова.
Если человек не высыпается, то у него не восстанавливаются почки и плохо выводится жидкость из организма. После бессонной ночи к вечеру он сильно мёрзнет, потому что не были выведены вещества, вызывающие холод. А если подушечное «членовредительство» повторяется каждую ночь, то возникают серьёзные болезни. Особенно страдает зрение: регулярное пережимание позвоночных артерий в области шеи ведёт к частичной и даже полной атрофии зрительного нерва. Но это проблемы можно во многом решить, если подобрать хорошую подушку и пользоваться ей правильно. Во-первых, она должна оправдывать своё название – быть у спящего «под ушком», а не под плечами и затылком. Для этого годится подушка среднего размера, и на неё обязательно должна опираться шея, чтобы она не висела в воздухе и не перегибалась, зажимая кровеносные сосуды. Но обычной подушкой надо пользоваться не больше двух лет, потому что за это время она набивается миллионами пылевых клещей, которые терроризируют нашу кожу и у многих вызывают аллергию.
Очень важно, чтобы человек спал вовремя. Потому что ночью, с 23 часов до 1 часа по астрономическому времени (а не по декретному, которое в России сейчас сдвинуто на два часа назад) идёт «ревизия» и регенерация органов. Если человек в это время не спит, то потом сон становится неполноценным, во многом бесполезным.
А вот ещё один секрет здоровья. Человек должен спать в темноте: тогда в его организме вырабатываются «гормоны радости». Если он всегда спит при свете, даже слабом, то постепенно становится раздражительным, который сердится и расстраивается по пустякам, что ведёт к болезням. Днём, во время бодрствования, «гормоны радости» вырабатываются от солнечного света или лампы, близкой по спектру к светилу. А вот ночью – от полного отсутствия света.
Но эти вещества, которые очень нужны для нашего здоровья, вырабатываются не только под действием хорошего света или хорошей темноты. Их можно получить волевым усилием, контролируя свои эмоции. Об этом – особый рассказ.
Не обижайтесь на людей
— Раиса Яковлевна, - спросил я профессора после лекции, - Вы только что сказали слушателям замечательные слова: во время поста мы имеем хорошую возможность поправить своё здоровье – молитвой, исповедью, покаянием, причастием. Но почему это полезно для здоровья?
— Потому что чувство вины вызывает постоянную тяжесть в душе. И это внутреннее ощущение здорового человека приводит к болезням. Но если он искренне кается на исповеди, то освобождается от этой тяжести, у него словно крылья вырастают.
— А если в душе тяжесть оттого, что тебя незаслуженно обижают? (этот вопрос задала стоявшая рядом женщина, которая выглядела усталой и несчастной).
— Такого не бывает, — ответила Раиса Яковлевна. — Всегда всё бывает взаимно. Вы проанализируйте, почему у вас такая реакция на то, что вас обижают.
— Какая такая?
— Негативная. Вы знаете, раньше монахи, которые хотели себя исправить, они платили деньги за то, чтобы их оскорбляли, ругали. А вас бесплатно ругают – как хорошо.
— А почему они платили за ругань?
— Потому что учились не возбуждаться, не отвечать негативной реакцией. Не важно, кто и почему на вас ругается. Главное – как вы на это реагируете. Если вы злитесь, то страдаете вы, а не тот, кто ругается на вас. Потому, что ваши душа и тело реагируют, а не вашего обидчика. И вы будете болеть. А вы спокойно его послушайте: ну что, это больной человек, раненный в душу, - пожалейте его. И вы болеть не будете. Но если не можете оставаться спокойной, то болеть будете именно вы. А ему от этого ни холодно, ни жарко.
Если вас незаслуженно обижают, то благодарите их, потому что они учат вас правильно реагировать. Мало ли какие события в жизни будут – а вы уже подготовлены.
Итак, главное в таких случаях - спокойствие. Потому что, как только мы возбудились, почувствовали негативную эмоцию, тут же идут биохимические реакции: наши органы начинают вырабатывать защитные вещества. А если мы их постоянно берём, смакуя свои переживания, то органы истощаются.
И получается – какой ценой мы неправильно реагируем на обиды? Ценой своего здоровья!
— А какова цена правильного реагирования?
— Вот такая цена! (Раиса Яковлевна показала большой палец, - М.А.Д). Вы здоровой останетесь!
Надо честно задать себе вопрос: ты готов к тому, чтобы платить врачам огромные деньги за свою сердитость? Если да, то, пожалуйста, сердись в своё удовольствие – будешь всю жизнь на врачей работать. А если не готов к этому, то не сердись. И получишь огромную экономию.
Выполняющий Заповеди не болеет
Ответы профессора обиженной женщине были очень вдохновляющими. Но они отвлекли Раису Яковлевну от моего вопроса. Она не успела подробно объяснить, почему православный пост (духовный и телесный) прекрасная возможность поправить здоровье. А времени уже не осталось: профессора повезли отдыхать. Опечаленный тем, что не смогу порадовать любознательных читателей хорошим ответом на очень важный вопрос, я тоже поехал домой. Сел за компьютер, чтобы расшифровывать магнитофонные записи и сделать хоть какой-то подарок читателям. В папке моих материалов рассеянно нашел на файл «Татаринцева»… И с изумлением увидел интервью с Раисой Яковлевной, взятое два года назад, но так и не расшифрованное до конца. Этот незаконченный кусок не был опубликован. А в нём был… подробный ответ на тот самый вопрос, на который профессор Татаринцева не успела как следует ответить мне после лекции! Столь благоприятное стечение обстоятельств не бывает случайными. Такая милость Божия очень вдохновляет православного журналиста. Он видит, что его труд угоден Богу, принесёт пользу читателям, а значит, и ему. Я имею в виду пользу для души. Потому что материальное вознаграждение за такой вдохновенный труд обычно бывает очень скромным, а то и вообще никаким. Но это не уменьшает, скорей, увеличивает радость на душе. И я спешу поделиться ею с читателями.
Вот подробный ответ Раисы Яковлевны Татаринцевой на вопрос, который я задал ей 28 февраля этого года. Ответ, промыслительно полученный... два года назад для того, чтобы опубликовать его сегодня:
— Эмоции – это не только всплески психической энергии, но и биохимические реакции, во время которых в кровь вбрасываются определенные вещества. Конкретные эмоции соответствуют разным химическим веществам. Например, если человек сильно испугался кого-либо, то он или нападает на противника, или спасается бегством. В любом случае выбрасываются вещества, которые увеличивают частоту сердечных сокращений, активизируют кровообращение, дыхание и двигательную активность. Если бы человек оставался в расслабленном состоянии, то его организм не смог бы выполнить большую работу во время бега, тем более – нападения.
А если он разозлится, то начнётся выброс других веществ. Китайцы говорят, что гнев возбуждает печень, которая вырабатывает желчь. А она в свою очередь, напрягает сердце. В результате у человека подскакивает пульс, повышается артериальное давление, краснеет лицо, и так далее.
Но если он, в силу своего характера, часто злится, то желчь вырабатывается постоянно (не даром таких людей раньше называли желчериками), а от этого страдает пищеварение. Ведь когда кишечник пуст, желчь не нужна, поэтому она накапливается в желчном пузыре и, по идее, должна вытекать из него по маленькому протоку в двенадцатиперстную кишку во время пищеварения. Но от частых вспышек злобы спазмируется мышца, которая открывает эту проток. В результате возникает застой в желчном пузыре и печени.
Человек поел – а желчи через зажатый проток вытекает гораздо меньше, чем необходимо для переваривания пищи. Через стенки пузыря начинается так называемое обратное всасывание жидкой части желчи, а густая часть всасываться не может. Желчь становится всё более концентрированной, и из неё образуются камни.
Более того, когда перекрыт выход в двенадатиперстную кишку, желчь может затекать в поджелудочную железу и ранить её. Эта железа вырабатывает свой сок и не предназначена для желчи. Но если она в неё попадает, то начинается воспаление поджелудочной железы и в итоге развивается асептический (без микробов) панкреатит. Вот почему китайские доктора говорят: «Гневная печень ранит поджелудочную железу».
Печень вообще не любит непорядка в организме; она работает хорошо только тогда, когда в организме всё гармонично. Но если человек начинает слишком часто предаваться негативным эмоциям, то работа печени расстраивается. А она, как говорят китайцы, контролирует другие органы (ту же поджелудочную железу). В результате расстраивается работа и её подопечных.
Печени и желчевыводящим путям абсолютно безразлично, на кого и по какому поводу человек сердится: на соседа, на кота, на плохую погоду, на самого себя, - в любом случае реакции органов будут одними и теми же, разрушительными для организма. Эти реакции будут менее или более выраженными в зависимости только от степени гнева: либо это ярость, либо это досада.
— Вы описали разрушительное действие на организм гнева, который в православии считается смертным грехом. Выходит, он убивает не только душу, но и тело грешника?
— Ну конечно! И вообще, в православной вере есть всё, что нужно для сохранения не только души человека, но и тела. Когда, уже став врачом, я познакомилась со Священным писанием, то была очень удивлена тем, что нашла там многие ответы на медицинские вопросы. Большинство из нас, не соблюдая Заповеди, сами разрушают своё тело, не говоря уже о душе. Но если человек старательно выполняет Заповеди, то он фактически не болеет.
«Доброхотнодателя любит Бог»
Однако на этом счастливое стечение «случайных» обстоятельств не закончилось, подтверждая свою закономерность. Завершив основную работу над текстом, я прилёг отдохнуть и взял «Православный календарь с чтением на каждый день «Год души. 2012»». Давно не брал его в руки, а тут открыл заложенную для чтения страницу № 18 и увидел… прекрасный комментарий для всей моей статьи. Господи, слава Тебе!
Вот отрывки из «Поучения Димитрия, архиепископа Херсонского» под заголовком «Доброхотнодателя любит Бог»:
«В деле благотворения кто более благотворит своим ближним, тому более благотворит Бог; кто доброхотнее даёт нищему, тому обильнее подаётся от Бога: доброхотно дающего любит Бог (2 Кон. 9: 7) и, по мере щедрости его к несчастным умножает в нём и потомстве его Свои Небесные благословения…
Кто, оказавший помощь бедному, не получал в нуждах своих помощь от Бога? Кто, принимавший алчущих, сам томился когда-либо голодом. Кто, призревший сироту, не видел благословения Божия на доме своём?..
Итак, доброхотное, щедрое, добросовестное благотворение во имя Господа Иисуса Христа есть не потеря, а приобретение, приносит не оскудение, а довольство, не лишение, а избыточество…
Вот почему, братия мои, слово Божие ублажает людей милостивых и благотворительных к бедным своим братиям… Поистине блажен и треблажен разумеваяй на нища и убога. (Пс. 40: 2)».