В гостях у художника-иконописца Екатерины Веселовой

ЕЩЁ СТАТЬИ

Интервью подготовила Наталья Топоркова

 

Икона – это изображение определенного религиозного сюжета, либо cвятого, выполненное, как правило, на деревянной доске при использовании специальных красок. В православной вере иконы всегда занимают особое место, так они служат для верующих не только предметом почитания и особого благоговения, но и представляют собой целый пласт православной культуры.

О том, как создается икона, рассказала художник-иконописец Екатерина Веселова.

— Екатерина, скажите, пожалуйста, какую роль играет икона в жизни православного христианина?

— «Зашёл в хату: нет образов. Дурной знак…», — записал однажды Лермонтов в своём дневнике, когда путешествовал по Руси. Икона в жизни православного христианина играет очень важную роль, можно сказать, одну из главных ролей! Во все времена дом без икон считался «плохим домом». Без образов невозможно было представить себе ни одного семейного дела, события. Образами благословляли родители детей своих вступать в семейную жизнь; перед ними каждый вечер становились на молитву все члены семьи. Русские иконы продолжают жить и охранять тех, кто относиться к ним с любовью и благоговением.

— Как иконописец должен готовиться к работе над иконой?

— Каждый иконописец готовится по-разному к работе над иконой. Необходимо получить благословение у батюшки. Настроить себя на долгую и кропотливую работу т.к. икону за два дня не написать, запастись терпением и вдохновиться. Иначе без вдохновения ни одна работа хорошо не получится, это касается не только иконописи! Очень важно прочитать житие святого, чей образ будет изображён на иконе.

— С какими искушениями лично Вам приходилось сталкиваться при написании икон?

— При написании иконы очень важно сохранять спокойствие, не садиться за работу в плохом настроении. Очень хорошо во время работы слушать церковные песнопения или аудиозаписи о жизни святых. Это очень помогает настроиться на работу и отогнать ненужные мысли о делах насущных. Проблем в жизни хватает у всех и очень важно мысли об этих проблемах не переносить на свою работу, иначе качество выполненной работы нас не порадует. В основном, это единственное моё искушение во время работы.

— Что представляет собой иконопись как искусство?

— Иконопись – это строго канонированное искусство! В нём больше ограничений, нежели свободы для творчества! Здесь нельзя придумывать что-то своё! Есть чёткие правила, которых должен придерживаться иконописец. Художник не вправе придумывать икону, он может её перерисовать, т.е. сделать список с первообраза. В отличие от любого другого вида искусства, иконописец не имеет права поставить на иконе, даже с обратной стороны свою фамилию, т.е. чьей кисти принадлежит данная работа. Единственное, что свободно позволяется художнику, это оформление. Это могут быть нимб, рамка и фон. Их можно сделать и сусальным золотом, и тиснение по золоту или просто краской.

— Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. Скажите, насколько трудна работа иконописца? И можно ли иконопись назвать работой?

— Работу иконописца нельзя назвать лёгкой. Людям, не посвящённым в это, кажется, что художник просто «сидит и машет кисточкой», и чего же здесь такого сложного? Возьмите сами и попробуйте хотя бы в карандаше хоть что-то стоящее изобразить с первого раза. Вряд ли что получится. Иконопись не только сложный вид искусства, но и очень ответственный! Икона пишется в несколько слоёв с промежуточной сушкой. Каждый слой наносится очень тоненько и прозрачно, так, чтобы был виден предыдущий слой. Важно знать в какой последовательности наносить красочные слои. С какой скоростью это надо делать. Быстро, если краска быстросохнущая или можно помедлить, если пишете маслом. Большую роль играет и сама деревянная основа, доска. Как правильно её приготовить, загрунтовать, чтобы она впоследствии не лопнула.

Я считаю, что иконопись вполне можно назвать работой! Это достаточно трудоёмкий и ответственный процесс! Важно не просто «хорошо перерисовать», сделать список с первообраза, но и «сделать её живой», вложить частичку своей души в эту икону! Чтобы человек, пришедший в храм и видящий эту икону, почувствовал, что святой, изображённый на ней, его слышит и видит!

— Просили Вы тех святых, иконы которых пишете, о помощи при работе?

— Прежде чем писать образ святого, я читаю его житие, чтобы у меня создалось впечатление об этом святом. Если можно так выразиться, я его стараюсь прочувствовать. Затем я ищу молитву этому святому и читаю её каждый раз перед началом работы над этой иконой. Если у меня что-то не получается, я прошу этого святого мне помочь сделать всё правильно.

— Где можно научиться иконописи?

— Писать иконы может не каждый, хотя многим хочется. Желание возникает из-за того, что работу можно дорого продать. Вот и вся причина. И это очень горько и обидно! Иконописи учат в специальных учреждениях, куда поступить очень трудно человеку, если он не ходил в воскресную школу, не ходил на церковные службы и вообще далёк от церкви. В наше время в крупных городах ведут кружки по иконописи, что делать нежелательно, но, всё же, они ведутся.

— В какой технике выполнены Ваши работы?

— Я работаю в академическом стиле, его ещё называют «живописный». Пишу масляными красками. Почему называется живописный? Этот стиль ближе к реализму, т.е. к реальному изображению складок на одежде, природы, правильная перспектива на иконе в архитектуре… И, как показывает моя практика, люди менее воцерковлённые, которые заказывают у меня икону, предпочитают именно академический стиль в иконе, нежели «канонический», более декоративный.

— Расскажите, как начинается работа над образом.

— Работа над образом начинается с чтения жития святого, которого необходимо изобразить на иконе и чтения молитвы этому святому.

— Что является самым сложным в работе над иконой? Как проходит работа при выполнении лика?

— В работе над иконой сложным является всё, но самые ответственные места — это лик и руки святого. Работа над ликом проходит в несколько этапов. В каждой технике разное количество слоёв и разные цвета красок. Но самое главное — это результат. Лик не должен выражать никаких эмоций. Спокойное выражение и глаза, которые смотрят прямо в душу человека, который будет молиться перед этим образом.

— Какие материалы используете Вы в своих работах?

— В своих работах я использую следующие материалы: деревянная основа-доска, склеенная из продольных брусочков с клиньями с обратной стороны, ткань, грунтовка, калька, простой карандаш, масляные краски, беличьи кисти, лак.

— Расскажите пожалуйста об этапах пути иконы от доски или холста до стены храма.

— Начну с того, что икона пишется в дар, либо её заказывает частное лицо, либо служители Храма. Мы обговариваем размер иконы, кто будет на ней изображён и сроки выполнения заказа. Затем, резчик по дереву изготавливает деревянную основу. Потом начинается моя работа. Доска грунтуется несколько раз, просушивается, шлифуется. На готовую поверхность наносится заранее нарисованный эскиз на кальке. После этого Образ пишется краской в несколько слоёв с промежуточной сушкой. Лакировка со всех сторон. По желанию заказчика икону можно вставить в киот – специальный деревянный ящик со стеклом. Он может быть простым, либо с резьбой и колоннами. Готовая работа отдаётся заказчику в руки, либо отправляется по почте, если человек живёт в другом городе.

— Нашли Вы свою технику письма? Ведь каждый автор имеет свой почерк и невольно он просматривается в картине.

— Я нашла свою технику письма. Мне больше по душе масляные краски, и соответственно я пишу в живописном стиле! Мои работы легко узнаваемы. Я не копирую ни чьи иконописные школы. Пишу в своём «самобытном» стиле, соблюдая все каноны письма. У меня есть постоянные заказчики, которым мой стиль письма нравится больше,  нежели классический «канонический» стиль.

— Какие техники иконописи существуют?

— В основном существует две наиболее распространённые техники иконописи, это «академический» стиль, когда икона пишется масляной краской в реалистичной манере, и «канонический» стиль, когда икона пишется темперой в более декоративной манере.

— Какова ответственность иконописца за правильность, точность изображения? И были ли такие случаи, когда рукой мастера управлял Ангел, по-своему изображая конкретного святого?

— Ответственность иконописца за правильность, точность изображения очень велика! Желательно делать список с первообраза, т.е. с самой первой иконы, на которой был изображён данный Святой. Необходимо знать, кем он является, святителем, мучеником, апостолом,…чтобы правильно написать одеяние и цвет этого одеяния. Иногда в руках Святого изображается орудие его мученической смерти, это немало важно. Нельзя писать Образ с первой попавшейся картинки в интернете этого Святого. Необходимо пересмотреть много изображений и сравнить с описанием жития Святого и выбрать наиболее соответствующее изображение, если нет первообраза. Святой и тем более почитаемый Святой должен быть «узнаваем в лицо», если можно так выразиться. Чтоб верующий мог сразу узнать, кто изображён на иконе, даже не читая названия.

Рукой мастера, который хочет выполнить свою работу хорошо, с полной ответственностью и верой, всегда управляет Господь Бог! Иначе без Него ничто в мире не происходит!

— Какие тенденции сейчас существуют в мире иконописи? Например, как часто просят написать «мерную» икону для родившегося малыша?

— Особых тенденций в мире иконописи я не замечаю. Единственное, что появляется очень много печатной продукции, иконы на календарях, на оргалите…

Мерные иконы для малышей заказывают очень редко. Я связываю это с тем, что родители мало информированы и больше заняты благосостоянием семьи, нежели духовным развитием. Им гораздо проще купить маленькую именную иконку 10х15 см, напечатанную на бумаге, нежели найти иконописца и заказать настоящую икону для своего чада, первую его икону со святым, чьим именем он назван! Этот святой будет оберегать его всю жизнь с начала его крещения до последних дней жизни. Каждый выбирает по себе.

— Не только иконы, но и другие произведения выходят из Вашей мастерской. Изменились ли картины на мирские темы, после того, как Вы начали создавать иконы?

— Кроме икон я пишу картины и портреты. Работаю исключительно на заказ, а не на продажу! Настроение в картинах конечно же изменилось, после того как я стала заниматься иконописью. В них появилась душевная теплота, радость, гармония. Они ожили!

— В безбожное время много икон было уничтожено, люди боялись ставить иконы дома. Но сейчас, слава Богу, вера православная возрождается. Подскажите новоначальным христианам, как нужно относиться к иконам, как создать иконостас дома.

— Испокон веков «красный угол» в русском доме размещался в дальнем углу жилища, между фасадом и боковой стеной, причём обе его стены должны были иметь окна. Кроме икон и лампад в нём хранились все освящённые в церкви предметы: Евангелие, святая вода, веточки пасхальной вербы, пасхальное яйцо, которое должно оставаться в доме весь год до следующей Пасхи. Красный угол всегда содержался в идеальном порядке и чистоте. Несказанным позором для любых хозяев была пыль на образах. По праздникам «красный угол» украшали нарядными рушниками, цветами, зелёными ветками. И иконы, разумеется, расставлялись в нём не абы как, а в определённом, строго заведённом порядке.

Домашний иконостас из века в век строится по образу иконостаса церковного. Как правильно расположить иконы в иконостасе? Безусловно, главное место в нём должна занимать икона Спасителя. Слева от образа Спасителя располагается икона Богородицы. Над иконами Спасителя и Богородицы хорошо поместить Распятие или икону Троицы – так заведено в церковных иконостасах. Обычно ниже двух главных икон ставятся именные иконы – иконы святых, которые покровительствуют членам семьи. Справа от главных икон очень часто ставится образ Николая Чудотворца. Дальнейшее расположение икон зависит от вашего личного выбора места для них. Обязательны в домашнем иконостасе лишь образа Спасителя и Божией Матери, остальные иконы вы должны подбирать сами согласно велению своей души, любви и надеждам. Кроме иконостаса в «красном углу» главной комнаты иконы должны быть и во всех остальных комнатах вашей квартиры и на кухне. Какие именно? Выбор, опять же, зависит от вас.

Помните главное: икона — не обычное изображение, она окно в горний мир, окно, которое вас с этим миром связывает. Перед вашими образами вы будете молиться, а значит, выбор их должен быть таков, чтобы молитве вашей было легко и свободно.

Если кто-то хочет со мной пообщаться или сделать заказ, вот мои контакты: ekaterina.izograf@yandex.ru, 8-921-236-98-57, http://vkontakte.ru/id121088649

 

— Спасибо за интересный рассказ! Екатерина, желаем Вам дальнейших творческих успехов в этом богоугодном деле!

 

Материал подготовила Наталья Топоркова

Фотоальбом: